Оглавление

Как устроена индустрия читов? Отвечаем на вопросы

Все, что вы стеснялись спросить: кто разрабатывает, какие бывают, как с ними борются, и почему читерить — всегда опасно.

IDDQD, WhosYourDaddy, HESOYAM — коды, которые помнит каждый подросток девяностых и начала нулевых. Изначально читы создавались для тестирования игр, но постепенно информация утекла к пользователям, которые стали использовать их для забавы. С бессмертием, всем оружием и бесконечными боеприпасами даже самый хардкорный шутер превращался в веселую и безумную стрелялку.

Культура чит-кодов существует и сегодня, но как минимум в сетевых играх слово «читы» сменило оттенок — о них теперь принято говорить в контексте жульничества и создания дискомфорта другим игрокам. Геймеров, использующих запрещенное программное обеспечение, никто не любит и не уважает. Впрочем, как и авторов софта, которые вредят всей индустрии. С последними активно борются во всем мире разработчики и издательства, в том числе прибегая к помощи правоохранительных органов.

Кто использует читы?



В 2018 году портал Irdeto провел опрос среди 9,4 тыс. человек в Китае, Германии, Японии, Южной Кореи, Великобритании и США. Из них только 54% заявили, что никогда не пользовались читами. 12% человек хотя бы раз включали запрещенные программы, еще 13% делают это время от времени. Совсем небольшой процент играет с читами регулярно.



Кто эти люди? Геймеры самых разных социальных статусов и возрастов, а не только школьники. Среди читеров есть и взрослые люди, у которых нет времени на тренировки, и профессиональные тролли, которые с помощью читов издеваются над другими игроками.

На нечестной игре попадались даже стримеры и профессиональные киберспортсмены. В 2019 году геймера из Южной Кореи с ником KiD x забанили за использование Aimbot (самонаведение прицела) прямо на трансляции Twitch.tv. До того, как парень включил читы, он входил в топ-200 лучших игроков региона. Похожая ситуация произошла со стримером Entzy. Его аккаунт в Apex Legends заблокировали спустя два часа после запуска трансляции за применение читов. И таких примеров можно набрать десятки.

Какие бывают читы?



Бесплатные, платные, приватные и уникальные. Первые свободно распространяются в интернете, однако их так же легко обнаружить. Вторые сделаны более качественно, но стоят денег. Цена за ежемесячную подписку варьируется от 200 до 2 тыс. рублей и выше. Третьи доступны узкому кругу клиентов, но обходятся еще дороже. Четвертый тип самый редкий. Уникальные читы разрабатывают под личные запросы и могут стоить от 1000 долларов и до бесконечности.



«Существует расхожее мнение, что читеры — юные пользователи, — объясняет продюсер Warface Евгений Паринов. — Несмотря на это, есть несколько факторов, которые определяют аудиторию читов, и главный из них — его цена. Благодаря постоянной работе над системой MRAC в Warface бесплатные читы — огромная редкость, вещь, которая если и появляется, то исчезает практически мгновенно, так как на распознавание чита и бан всех, кто его использует, уходит меньше суток».

Главное заблуждение — все читеры обитают в PvP. Наблюдение за сообществами читеров показывает, что многие играют с читами в PvE: как для себя, так и для буста других игроков. С точки зрения администрации игры, такие читеры не менее вредны: за прохождение PvE полагаются редкие вещи и достижения, поэтому нечестно, когда кому-то они достаются намного проще.

У читов есть общий функционал, который может различаться настройками. В шутерах это Aimbot (автоприцеливание), визуальные Wallhack и Radarhack (позволяет смотреть сквозь стены и показывает расположение противника на радаре), RCS (контроль разброса пуль при стрельбе). Есть и античитерские опции для случаев, если вы попались в матче против такого же нечестного игрока. В MOBA, в основном Dota 2, программы включают скрипты на героев и предметы, ботов, а также визуальный функционал (отдалить камеру, подмечать телепорты противников по всей карте и убийства лесных крипов).

Пользоваться читами безопасно?



В первую очередь под угрозу попадает ваш аккаунт со всем добром. Цифровые награды копятся годами, многие из них приобретаются за время специальных акций. Если вас поймали на использовании читов, вы моментально лишаетесь всего, что есть на учетной записи. Причем это касается не только основного, но и всех прочих аккаунтов. Блокировку можно оспорить, но, как правило, это бессмысленно. Из-за огромного вреда, который читеры наносят игре, компании ведут политику нулевой терпимости по отношению к читерам.

Кроме того, никто не гарантирует, что под видом читов вы не получите архив с троянами и прочими вирусами. В таких случаях под угрозой оказываются личные данные, хранящиеся на компьютере (логины, пароли, финансовая информация и многое другое). YouTube-блогер Warface Дмитрий Крымский показывал в одном из видео, как создатели софта дурят покупателей. В MY.GAMES изучили программы, которые упоминались в ролике, и вместо читов обнаружили зоопарк вирусов.

Сколько денег приносят читы?





Точную сумму никто не знает. Доходы разработчика читов могут варьироваться от сотен тысяч до миллиона рублей в месяц. Но несмотря на кажущийся легкий заработок, производители читов несут уголовное наказание или выплачивают огромные штрафы. К сожалению, в России, за неимением правовой базы, подобных прецедентов практически не наблюдается.

В феврале 2019 издательство Take-Two выиграло дело в окружном суде Нью-Йорка у создателя читов для GTA Online. Джонни Переса обязали выплатить $216 тыс. (штраф плюс судебные издержки) за нарушение авторских прав и нанесение ущерба компании. Однако это далеко не самый крупная компенсация в истории. В 2017 году Blizzard удалось выбить $8,5 млн у немецкого производителя читов для World of Warcraft и Overwatch.



В Китае с создателями запрещенного софта обходятся куда жестче. Например, в расследованиях, связанных с PUBG, участвовали не только полицейские, но и сотрудники корпорации Tencent. Они помогали отыскивать злоумышленников. В январе 2018 задержали 120 человек. Подозреваемые проходили по 30 различным уголовным делам. Они касались рекламы и разработки запрещенных программ. Сколько человек получили реальные сроки, неизвестно. В июле того же года местные спецслужбы вышли еще на 15 человек. Их обязали выплатить штраф в $5 млн.

В России подобная судебная практика не проводится. В УК РФ есть статья «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». Однако реальных дел по ней в отношении производителей читов никогда не велось. Так что защита игр пока забота их авторов.

Что делают разработчики для борьбы с читерами?



Создают свои античиты или используют уже готовые решения для своих игр. Так, например, Ubisoft и Electronic Arts сотрудничает с разработчиками Easy Anti-Cheat. В CS:GO и Dota 2 работает Valve Anti Cheat (VAC), в Warface — система MRAC.

«Античиты бывают разные (серверные, клиентские или гибридные). Большинство античитов работает на компьютере пользователя и пытается защитить клиент игры от воздействия стороннего ПО. Во-первых, античит пытается не дать читу доступ к запущенному клиенту игры (правда, надежно сделать это практически невозможно). Поэтому, во-вторых, античит пытается обнаружить уже работающий чит в игре», — объясняет глава отдела защиты MY.GAMES Виктор Пунегов.



Компании-разработчики регулярно блокируют аккаунты читеров. Так, например, авторы Apex Legends прикрыли более 770 тыс. учетных записей за первые три месяца после релиза королевской битвы. В Warface ежемесячно удаляют по 18-20 тыс. аккаунтов пользователей. Последние также публикуют подробную статистику по блокировкам и жалобам для сравнения. Сделать вывод об эффективности античита можно тогда, когда динамика репортов совпадает с динамикой банов, отмечают разработчики. Только при росте они демонстрируют возросшую активность мошенников и соответственно увеличение количества банов, а при падении — снижение их численности.

Однако нужно понимать, что цифры по закрытым аккаунтам в Apex и Warface не приравниваются к количеству нарушителей. Запрещенными программами пользуется небольшой процент игроков. Но именно их учетные записи регулярно банят, после чего они идут заводить новые. У пользователей может сложиться ощущение, будто читеров много, но на самом деле это одни и те же люди.

«Как свести количество читеров в своей игре к минимуму? Самое главное — делать все возможное для закрытия уязвимостей на стороне сервера игры. Сервер игры не должен доверять клиенту ни капли и должен проверять все действия, приходящие от клиента, насколько это технически возможно», — отмечает Пунегов.

Впрочем, борьба с читерами зависит не только от защитных программ. Не менее важную роль играют сотрудники техподдержки и юристы. Первые способны оперативно обрабатывать запросы пользователей и банить места распространения запрещенного ПО, вторые начинают судебные разбирательства с площадками и производителями читов.

Что делать, если я встретил читера?



Отправить жалобу после или во время матча. Система репортов позволяет разработчикам довольно быстро реагировать на читеров. К сожалению, в большинстве онлайн-игр компании никак не вознаграждают пользователей за время, проведенное в матчах с недобросовестными геймерами. В Warface разработчики тестируют систему компенсаций. О ней впервые рассказали в мае. Если игрок попался в рейтинговом матче против читера и уступил ему, то пользователю засчитывают победу вместо поражения.

«Если у игрока есть достаточное основание считать человека читером, в любом случае стоит отправить репорт через игровую систему жалоб. Ложные репорты мешают работе техподдержки, так что не стоит кидать жалоб без хоть весомых причин. Особенно это касается новичков, которые еще не знают всех игровых аспектов, — рассказывает Евгений Паринов. — Ветераны же, как правило, ориентируются на движения игрока. Им уже понятно, куда игрок побежит в первую очередь, какие места он проверит, как он будет выходить из-за препятствий и т.д. Соответственно, если игрок показывает высокий уровень игры, однако двигается как новичок — это повод задуматься о его честности. Подобные знания приобретаются по мере получения игрового опыта».

У меня такие читы, что никто не поймает!





Вопрос времени. Сейчас в мире нет ни одной компании, которая бы не занималась улучшением античитерских систем. Если ваш аккаунт по-прежнему не заблокировали, еще не значит, что так будет всегда. Однажды этот день наступит.

Использование запрещенного ПО — огромная проблема всей индустрии. От действий его пользователей страдают обычные игроки, а вместе с ними и студии. Если они не справляются с наплывом читеров, то из игры уходит платежеспособная аудитория. Вместе с этим страдает и репутация компании. На ее восстановление уйдет время и далеко не факт, что раздосадованные игроки вновь поверят в разработчиков и вернутся.

Для людей, которые хотят стать киберспортсменами или стримерами, невинная шалость в юном возрасте может обернуться катастрофой в будущем. Если вы считаете, что никто не узнает о вашем прошлом, то глубоко заблуждаетесь. Любая история со временем всплывает, а если вы личность известная, поверьте, желающих покопаться в вашем белье будет много. В индустрии так выстроены отношения, что никто не хочет иметь дело с читерами, и в случае промашки получить второй шанс вам вряд ли удастся. И неважно, касается ли дело запрещенных программ, или договорных матчей. Хотите чего-то добиться — играйте честно.

Обсудить