Оглавление

Как власти собираются следить за пользователями онлайн-игр

Зачем российским спецслужбам закон о слежке в онлайн-играх, и чем это может обернуться для игроков

Сегодня стало известно, что Совет безопасности Российской Федерации поручил ФСБ и Минкомсвязи до 1 января 2018 года разработать закон об идентификации пользователей онлайн-игр. Мы по горячим следам решили разобраться, как этот закон может повлиять на фанатов MMO, и стоит ли им беспокоиться.

Основная идея закона — приравнять игры к так называемым организаторам распространения информации. Тогда игровым компаниям придется предоставлять спецслужбам ключи шифрования переписок пользователей, а это позволит читать переписку игроков в чатах и слушать их переговоры.

Закон разрабатывается из соображений безопасности: спецслужбы давно рассматривают игры как потенциальную площадку для общения между преступниками. Например, в 2013 году были обнародованы документы ЦРУ о том, что сотрудники американской спецслужбы занимались поиском террористов в World of Warcraft. А сирийские спецслужбы в 2015-м рассказали, что террористическая группировка «Исламское государство» (запрещена на территории Российской Федерации) занимается вербовкой в социальных сетях и онлайн-играх.



Год назад в ходе расследования парижских терактов в Брюсселе была найдена как минимум одна PS4. Представители закона предположили, что консоли от Sony могли использоваться для организации общения между преступниками, хотя эта информация так и не подтвердилась. Тогда же министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон заявил, что отслеживать сообщения внутри PSN даже сложнее, чем в WhatsApp, но специалисты опровергли его слова: соединения современных мессенджеров шифруются гораздо серьезнее.

Опасения вызывают и нестандартные способы коммуникации, когда встроенные в игры чаты вообще не используются. Некоторые из них проверили в компании Duo Labs, которая занимается электронной безопасностью — например, можно ли писать другим игрокам сообщения пулями на стенах в популярных шутерах. Оказалось, что в той же Call of Duty этого сделать нельзя — пулевые отверстия слишком быстро исчезают.



Представители индустрии восприняли идею властей с недовольством. Вот что говорит основатель Nival Сергей Орловский: «У руководства нашей страны есть странная мысль, что для борьбы с терроризмом нужно контролировать любые каналы общения людей. Во всем мире выпускаются десятки тысяч игр в год, значительная часть из них содержит в себе чаты, в которых игроки могут общаться. Каким образом они собираются заставить всех разработчиков в мире исполнять требования российского законодательства, когда доля российского рынка от мирового составляет около 2%?» — спрашивает Орловский. — «Я думаю, лишь крупные производители игр из топ-10 подчинятся данному требованию».

Главному аналитику Российской ассоциации электронных коммуникаций Карену Казаряну закон кажется избыточной мерой — у властей сейчас уже много возможностей идентифицировать пользователей через социальные сети, мобильные телефоны и мессенджеры. «Судя по всему, миф о террористах, общающихся в массовых многопользовательских онлайн-играх, все еще актуален», — отметил Казарян.

Пока неизвестно, каким образом будут идентифицировать пользователей онлайн-игр, и что собираются делать с теми разработчиками, которые откажутся выполнять требования ФСБ — эти подробности появятся уже после разработки закона. Ну а сейчас в сети шутят, что зарегистрироваться в Steam или GOG можно будет только через портал «Госуслуг», хотя на самом деле веселого в этом мало. Можно вспомнить недавнюю историю с законом о хранении персональных данных на территории РФ, когда власти оказались очень настойчивы и вынудили все крупные иностранные компании перенести серверы в Россию — при этом не обошлось без «жертв», вроде сети Linkedin, которая прекратила свою работу в нашей стране. Похожая история может случиться и с играми: и если популярные проекты оперируются крупными компаниями, для которых не составит труда выполнить новые условия, то мелкие разработки окажутся в зоне риска — их авторы просто не станут разбираться в законодательстве далекой страны. Разумеется, речь идет только о тех проектах, в которых присутствуют сетевые функции.



Аналогичные меры уже существуют в других странах. В Китае, например, с мая этого года в онлайн-играх ввели регистрацию по паспорту: игроки обязаны пользоваться настоящими именами и указывать свои настоящие данные с удостоверений личности. Кроме этого, операторы онлайн-игр обязаны хранить информацию о пользователях, чтобы предоставить их органам надзора в случае необходимости.

В Южной Корее с 2011 года существует так называемый «Закон Золушки», который распространяется на онлайн-проекты и запрещает пользователям младше 16 лет заходить в игру после полуночи. Поскольку для регистрации также необходимо вводить свои личные данные, подростки даже начали подделывать и воровать идентификационные документы, чтобы обеспечить доступ к сети в ночное время.

Больше всего игроки боятся за свои онлайн-библиотеки: есть вероятность, что некоторые разработчики откажутся подчиняться новым требованиям и уйдут с российского рынка. Другие пользователи усомнились в эффективности такой слежки: по их мнению, теперь все преступники осведомлены о новом законе, и ловить их в виртуальных мирах нет смысла. Чем все это кончится — узнаем уже в следующем году.

Обсудить