Какие LEGO-игры нельзя пропустить (а какие — очень даже можно)

В честь релиза Lego Star Wars: The Skywalker Saga разбираем феномен игр из цветных кубиков – одновременно похожих и непохожих друг на друга

События всех 9 номерных эпизодов культовых «Звёздных войн», 45 уровней с головоломками, битвами и приключениями, возможность сыграть за 380 персонажей и их модификаций, а также бессчетное множество смешных диалогов, тонких отсылок и неприметных, но дорогих сердцу фаната деталей в любой локации и каждой сцене – вот что такое Lego The Skywalker Sagа по заверениям её авторов, якобы самая грандиозная игра в серии. Оправдывает ли она ожидания? Об этом мы вам скоро расскажем в рецензии. Сейчас же речь пойдёт о других примечательных играх, связанных со знаменитыми разноцветными кубиками конструктора. Вопреки устоявшемуся стереотипу, они могут быть очень разными – даже тогда, когда сделаны студией TT Games и по мотивам кино-блокбастеров – как всё та же The Skywalker Sagа. Хотя начиналась история LEGO-игр вообще не с них.

Доисторическая эпоха и её современные отголоски



В 1997 году не особо известная, но уже опытная французская компания Mindscape создала экшен с открытым миром Lego Island. Он впечатлял нелинейным сюжетом, наличием транспортных средств и множеством NPC, готовых выдать герою задания. В сущности, Lego Island работала по тем же принципам, что и серия Grand Theft Auto, только была абсолютно трёхмерной и заставляла решать все проблемы за счёт строительства. Её идейным наследником можно считать «полицейскую» Lego City Undercover девятилетней давности: она хоть и создана TT Games, но целиком опирается на собственный сеттинг конструктора и оригинальный сценарий. Хорошие игры на манер GTA выходят редко, а потому неудивительно, что «песочницу» про стражей закона позже ещё переиздали. Поиграйте в неё, она до сих пор актуальна.



На рубеже 90-х и 00-х с оглядкой на разные наборы LEGO вышли: игра про поезда (Lego Loco), симулятор управления парком развлечений (Legoland) и даже стратегия Lego Rock Raiders в духе культовой Dungeon Keeper. Не обошлось также без Football Mania, Lego Chess и Lego Racers – их суть понятна уже из названия. Были и другие, менее примечательные релизы вроде Lego Stunt Rally, но все упомянутые игры объединяет отсутствие явных наследников – даже идейных. Немного удачней сложилась судьба робо-фигурок Bionicle: они мгновенно завоевали сердца детей и всего за шесть лет получили пять полноценных цифровых воплощений. Однако со спадом ажиотажа и этот бренд был почти позабыт разработчиками. К тому же, Bionicle далеки от традиционного LEGO – их вообще сложно назвать набором конструктора.

Задавая стандарты и опережая саму Electronic Arts





Зато что уже прочно ассоциируется в том числе с цветными кубиками, так это вселенная Гарри Поттера. Тематические наборы конструктора выходят с 2001 года, и даже свой дебют в видеоиграх юный волшебник совершил именно в Lego Creator: Harry Potter. Там были полёты на метле, класс зельеварения и несколько крупных локаций для изучения, а также возможность самостоятельно мастерить новые здания и персонажей из разнообразных деталек конструктора. Спустя девять лет TT Games создала LEGO Harry Potter: Years 1-4, а ещё через год – LEGO Harry Potter: Years 5-7, оба раза постаравшись перенести в интерактивный формат все самые важные, зрелищные и остроумные сцены из сверхпопулярных на тот момент фильмов. Множество интересных деталей, удачные шутки, тонны фансервиса и кооперативный режим – TT Games применила свой традиционный рецепт успеха, прежде опробованный и на «Звёздных войнах», и на «Индиане Джонсе». Не обошлось также без уникальных особенностей: к примеру, вторая игра про «Гарри Поттера» и по сей день остаётся чуть ли не самой мрачным творением студии – события фильмов и книг к тому располагают. Кроме того, поскольку главным героям путь в Хогвартс порой был заказан, свободно бродить по территории школы и искать бонусные трофеи в LEGO Harry Potter: Years 5-7 часто приходится за Джинни и Невилла – расклад необычный, но тоже по-своему привлекательный. Однако главное, что это игра уже о достаточно опытных и умелых волшебниках, а потому головоломки в ней как никогда изобретательны и разнообразны: левитация, трансфигурация, замедление времени и всевозможные силы стихий помогают дизайнерам регулярно удивлять геймеров чем-нибудь новым.

Чем выше забрался, тем больнее падать



Следующая игра в серии – Lego The Lord of the Rings – ничем особо не отличилась: превосходный исходный материал позволил уже опытным разработчикам создать ещё один весьма достойный фансервисный экшен. Однако два года спустя настала очередь «Хоббита», и с ним TT Games внезапно так напортачила, что он не просто надолго запомнится всем поигравшим в него, но ещё и много лет будет чёрным пятном на репутации студии. Разработчики ловко выкрутились из проблемы обилия героев-гномов, сумев придумать им интересные спецумения, однако в погоне за датой релиза внесли в игру сцены только из двух фильмов трилогии. Финал приключений и грандиозная «Битва пяти воинств» должны были выйти позже – как DLC, но TT Games тихо спустила его на тормозах, даже не объявив официально об отмене. Неясно, кто пострадал больше: обманутые в ожиданиях фанаты или же случайные геймеры, до сих пор обнаруживающие, что в The Hobbit нет третьего акта. Кроме того, разработчики переборщили с насилием: гномы в игре вовсю убивают в том числе лесных эльфов, что вредит внутренней логике произведения и попросту неканонично.



К числу неудач TT Games следует отнести и Lego The Incredibles – весьма необычную, но относительно скучную. В двух полнометражных мультфильмах Pixar банально не набралось достаточного числа зрелищных сцен, ярких героев и харизматичных злодеев – это же не девятичасовые трилогии о Средиземье. Игровые уровни получились слишком растянутыми, а управлять порой приходится какими-то уж совсем непримечательными эпизодическими персонажами. Кроме того, The Incredibles (известная у нас как «Суперсемейка») во многом сама пародирует супергероический жанр, а потому выглядит предельно странным материалом для ироничного LEGO-экшена. Попытки шутить над и без того юмористическими фрагментами выглядят крайне глупо. Кроме того, игра начинается сразу с событий второй «Суперсемейки» и лишь сильно позже смещает фокус на первую часть. Это решение вредит как геймплею, так и сюжету, но объясняется очень просто: издатель хотел пропиарить игру за счёт свежевышедшего второго мультфильма.

Конструктор в трико





Lego The Incredibles была не первой и не последней попыткой увязать LEGO-игры со стремительной набирающей популярность супергероикой. Но в случае со вселенными DC и Marvel авторы не стали следовать сюжетам и визуальному стилю фильмов – вместо этого они создали собственные оригинальные приключения на базе самых известных и интересных им комиксов. Творческая свобода пошла на пользу дизайнерам уровней, да и сценаристы не подкачали – в Lego Batman: The Videogame до сих пор интересно играть.

Но в рамках Готэма разработчикам стало тесно, а потому два последующих LEGO-Бэтмена охватывали уже значительную часть DC-вселенной. Супермен, Джокер, Флэш, Аквамен – десятки культовых и непохожих друг на друга звёзд жанра обеспечили TT Games уймой возможностей, но заодно наложили на студию и ответственность – с которой она вполне справилась, сумев создать зрелищные приключения с остроумным сюжетом. Для получения удовольствия от этих игр нет нужды смотреть какие-то фильмы – достаточно просто немного знать о нескольких главных супергероях. Примерно тем же хороша и дилогия LEGO Marvel Super Heroes, разве что в ней персонажи ещё популярнее. Для поклонников немного более экстравагантных проектов в серии есть Lego DC Super-Villians, целиком посвящённая суперзлодеям. Тональность этой игры здорово отличается от большинства прочих LEGO-экшенов – она полна чёрного юмора и сарказма, а также пытается деконструировать жанр, показать неоднозначность зла и добра.

И это ещё далеко не всё



Конечно же существуют и LEGO-игры без откровенного фэнтези и фантастики. Определённо удачной стала первая Lego Indiana Jones – интерактивное воплощение оригинальной трилогии любимых публикой фильмов про дерзкого и находчивого археолога. Отсутствие в сеттинге явного волшебства и суперспособностей наверняка стало вызовом для разработчиков, но благодаря качественным первоисточникам им всё равно удалось сделать игру увлекательной, а головоломки – разнообразными. Однако вторая игра про Индиану Джонса и Lego Jurassic World вышли уже не столь удачными – сказались проблемы самих фильмов.



Напоследок отметим ещё парочку LEGO-игр, оставивших свой след в истории и до сих пор способных заинтересовать геймеров. С экшеном по мотивам «Пиратов Карибского моря» всё предсказуемо и понятно – он вполне может прийтись по вкусу фанатам, пусть и недостаточно эксплуатирует морскую тематику. Ничего выдающегося не содержит и позабытая Lego Rock Band, хотя сам факт её существования наверняка удивит многих – от других игр про музыкальную группу она отличается в основном внешним видом и относительно малым набором треков. Едва ли можно назвать актуальной и Lego Dimensions: до того как проект был заброшен, в этот кроссовер можно было добавлять каких угодно персонажей из кубиков – при условии, что вы купили соответствующую фигурку.



За редкими исключениями, большинство LEGO-игр последних десяти-пятнадцати лет действительно сделаны по схожим лекалам. Но даже их можно легко разделить на две категории: следующие сюжетам конкретных блокбастеров и просто базирующиеся на знаменитой сторонней вселенной. Кроме того, внутри каждой группы есть как удачные, так и посредственные проекты, а периодические эксперименты разработчиков и нюансы конкретных сеттингов приводят к тому, что игры выходят действительно разными. Вполне возможно, что вам понравится интерактивная версия одной из ваших любимых франшиз, но разочарует интерпретация других дорогих сердцу вымышленных миров. Игры из серии LEGO далеко не так предсказуемы, какими кажутся на первый взгляд.

Обсудить