Какие «Звездные войны» круче: новое против старого

На этой неделе стартуют сразу два проекта по «Звездным войнам» — игра и сериал. Дмитрий Злотницкий рассказывает, насколько хорошо у Disney получается новый канон

У поклонников «Звездных войн» начался праздник, который продлится почти до конца года: вчера на сервисе Disney Plus стартовал сериал «Мандалорец», 15 ноября выходит ролевая игра Star Wars Jedi: Fallen Order, а 19 декабря настанет время девятого эпизода. Оказавшись в руках Disney, «Звездные войны» набрали отличный темп и явно не планируют останавливаться – поэтому самое время посмотреть, как развивается «новая» вселенная и в чем ее главные отличия от «старой».

Легендарная вселенная



Прежде чем говорить об эпохе Disney, напомним о том, что происходило со «Звездными войнами» до нее. К началу 90-х годов прошлого века сага переживала упадок — со времени окончания оригинальной трилогии прошло уже порядочно лет, фильмы понемногу забывались, а Лукас не был уверен, что возьмется за новые картины.



Локомотивом возрождения «Звездных войн» стали книги и комиксы. Романы Тимоти Зана, в которых молодая Новая Республика сталкивалась с блестящим имперским гранд-адмиралом Трауном, и комиксы «Темная Империя», рассказывавшие о возрождении и окончательной гибели самого Палпатина, вернули фанатам интерес к саге. На протяжении всех 90-х годов исправно выходили и другие серии книг и комиксов — большинство из них были посвящены борьбе Новой Республики с различными недобитыми имперцами и адептами Темной стороны. Попутно Хан с Лейей обзавелись тремя детьми, а Люк восстановил Орден джедаев. Хотя несколько учеников в итоге перешли на Темную сторону, так что Скайуокеру пришлось бороться с некоторыми из своих воспитанников.

Но не во всех изданиях фокус делался на главных героях фильмов — публиковались и книги о Бобе Фетте, пережившем падение в пасть гигантского монстра сарлакки, и комиксы о джедаях и ситхах, живших за тысячи лет до оригинальной трилогии.

Также в 90-х начали вовсю выходить игры по «Звездным войнам», со своими героями и историями, нередко не уступавшими книжным. Например, великолепная серия экшенов Jedi Knight познакомила нас с приключениями бывшего имперского офицера Кайла Катарна, который помог повстанцам одержать победу, а затем и сам стал джедаем.



Сегодня все эти проекты известны под названием «расширенная вселенная». Джордж Лукас никогда не воспринимал ее в роли полноценной части саги, называя своего рода параллельной реальностью. Но именно успех расширенной вселенной и стал одной из причин, подтолкнувших Лукаса взяться за съемки приквелов. И время от времени режиссер заимствовал из расширенной вселенной понравившиеся ему образы и идеи — например, так в фильмах появилась синекожая джедайка Эйла Секура, изначально бывшая героиней комиксов.

C выходом кинотрилогии приквелов у произведений расширенной вселенной появилась новая функция — они уже не просто рассказывали новые истории о далекой галактике, а дополняли фильмы. Например, в картинах мы видели начало и окончание Войн клонов, сам же конфликт был подробно показан сначала в книгах, комиксах и играх, а затем и в мультсериале. Кроме того, именно в расширенной вселенной рассказали об интригах ситхов, способствовавших падению Старой Республики, а также о становлении Палпатина и его учителя Дарте Плэгасе.



К тому моменту, когда компания Disney приобрела «Звездные войны», в расширенной вселенной существовали сотни сюжетов, охватывающие несколько тысячелетий — хотя подробнее всего, конечно, были расписаны события эпох, непосредственно примыкающих к кинотрилогиям.

Новое начало



Приобретя в 2012 году права на «Звездные войны», киностудия Disney сразу объявила, что будет снимать новые фильмы, а вот о судьбе расширенной вселенной до определенного момента ничего не говорилось. Решение озвучили лишь весной 2014 года, когда уже активно шла работа над седьмым эпизодом. Вся расширенная вселенная была выведена за рамки канона саги и переименована в «Легенды». Каноничный статус сохранили лишь детища самого Лукаса — шесть эпизодов, а также мультсериал «Войны клонов».



Никакого дальнейшего развития старые сюжеты уже не получают, хотя время от времени элементы из старых произведений вплетаются в новый канон саги. Исключением является разве что многопользовательская ролевая игра Star Wars: The Old Republic – она успешно поддерживается Electronic Arts и регулярно получает обновления с новыми сюжетными главами (кстати, очень неплохими). Но и эти события не считаются каноничными.

Таким образом, студия Disney «зачистила» хронологию саги, освободив пространство для совершенно новых историй. Едва ли можно было ожидать, что голливудские режиссеры станут оглядываться на сотни книг, комиксов и игр, выпущенных за два предшествовавших десятилетия. Зато все будущие произведения, как было заявлено, станут частью нового единого канона, аккуратно дополняя друг друга.

Впрочем, едва ли кто-то мог усомниться, что в приоритете для Disney будут кино и телевизионные проекты. Так и получилось. В старой расширенной вселенной зачастую происходили события не менее значимые и эпические, чем в фильмах — можно вспомнить уже упоминавшуюся выше трилогию Зана об адмирале Трауне или события грандиозной ролевой игры Star Wars: Knights of the Old Republic.

Совсем иная картина пока в каноне от Disney. Здесь правят бал фильмы и отчасти мультсериалы, к которым вскоре добавятся еще и игровые проекты. Остальные же истории служат лишь необязательными дополнениями к ним — ничего по-настоящему важного в большинстве из них не происходит и особой самостоятельной ценности они за редким исключением не несут.



Наглядно демонстрирует это, например, возвращение в канон гранд-адмирала Трауна. В расширенной вселенной он вел войну галактического размаха и на равных сражался против сил Новой Республики. В новом каноне его таланты растрачиваются на охоту на пиратов и мелкую ячейку Повстанцев, причем даже ей он в итоге умудряется проиграть. И измельчал не только Траун, но и львиная доля сюжетов саги, если только речь идет не о фильмах.

Изменены и многие крупные события. В современном каноне Империя была окончательно повержена уже через год после битвы при Эндоре, орден джедаев так и не был восстановлен, Люк и Хан отошли от дел, а Новая Республика прозевала становление Первого ордена. В «Легендах» же война против осколков Империи продолжалась почти два десятилетия, а главные герои, несмотря на ошибки и поражения, никогда не прекращали борьбу за свои идеалы.

Исключения, впрочем, тоже начинают появляться – например, выходящая через несколько дней игра Star Wars Jedi: Fallen Order обещает действительно эпичную и во многом самостоятельную историю. Полагаем, что в ближайшие годы таких примеров будет все больше и больше: «Звездные войны» вновь в центре внимания, так что Disney вряд ли упустит возможность заработать, расширяя вселенную все дальше и дальше.

Единый канон



Вскоре после того, как Lucasfilm стала частью Disney, в студии была организована специальная «сюжетная группа», призванная следить за тем, чтобы между различными проектами, выходящими под брендом «Звездные войны», не возникало противоречий. Их обилие было одним из главных недостатков расширенной вселенной. Причин, по которым они появлялись, было немало — от недостатка синхронизации между различными авторами до нежелания Лукаса связывать себя сюжетами книг и комиксов.



Так, например, в расширенной вселенной было сразу несколько версий похищения планов Звезды Смерти и формирования Альянса Повстанцев — многие хотели затронуть эти интересные темы, и каждый делал это на свой лад. Или, например, в романах по мотивам игры Republic Commando писательница Карен Тревисс очень глубоко и детально продумала культуру мандалорцев, а в мультсериале «Войны клонов» создатели во главе с Лукасом радикально переписали ее — Карен после этого зареклась иметь дело с далекой галактикой.

Подобных примеров можно привести еще немало. В новом же каноне, хотя некоторые ошибки и неточности можно отыскать, серьёзных противоречий авторам пока удаётся избегать.

Иные горизонты



А вот в чем новому канону пока далеко до «Легенд», так это в смелости и стремлении привнести в сагу что-то по-настоящему свежее. Даже фильмы, мультфильмы и грядущие сериалы либо непосредственно примыкают к старым эпизодам, либо вовсю используют ностальгические мотивы. Практически все книги, комиксы и игры также тесно связаны с фильмами. Прежде всего, с оригинальной трилогией — о приквелах, которые в своё время были встречены фанатами достаточно прохладно, Disney вспоминает нечасто. Невольно возникают подозрения, что студия, перед которой, конечно, стоят не только творческие, но и финансовые задачи, пока боится отойти от привычных широкой аудитории образов и персонажей.

Конечно, и в таких рамках порой получается создавать новаторские для саги работы — например, «Изгой-Один», оказавшийся очень суровой военной фантастикой. Но в «Легендах» полно сюжетов, в которых авторы не просто далеко отходили от сюжетов фильмов, а создавали новые эпохи далёкой галактики с совершенно иными действующими лицами, конфликтами, а порой даже антуражем.



И в первую очередь здесь стоит отметить времена Рыцарей Старой Республики. Эту эпоху от фильмов отделяли четыре тысячи лет, и в то время в далекой галактике было множество джедаев и ситхов. Иной расклад сил в галактике вместе с хронологической удаленностью от фильмов позволял авторам придумывать новые нетривиальные сюжеты, конфликты и героев. Эпоха Старой Республики действительно послужила основой для отличных игр, комиксов и книг: со знакомой атмосферой, но совершенно иными историями и действующими лицами. Это — самый яркий, но далеко не единственный пример, когда авторы Расширенной вселенной создавали самобытные проекты, которые значительно обогащали «Звездные войны».

Подобных смелых и неординарных попыток отойти от классических фильмов и создать что-то оригинальное в рамках нового канона мы, увы, пока не видели. Конечно, ходили слухи, что именно временам Старой Республики будет посвящена трилогия от создателей «Игры престолов» Бениоффа и Вайса, но они свернули проект из-за недостатка рабочего времени.

Пока что новый канон «Звездных войн» может похвастаться куда большей кинематографической составляющей и цельностью, но проигрывает расширенной вселенной по количеству оригинальных и масштабных историй. Но не исключено, что это лишь временно: если в Disney хотят, чтобы вселенная жила десятилетиями, то рано или поздно придется все дальше отступать от привычных рамок, экспериментируя с новыми историями.

Обсудить