Оглавление

Карточная возня: почему соревновательные головоломки — это тоже киберспорт

Продолжаем серию материалов, в которых мы кратко рассказываем о современных турнирных дисциплинах в компьютерном спорте



Кто бы мог подумать, что однажды игры вроде Hearthstone и Clash Royale станут не только популярны во всем мире, но и превратятся в официальные спортивные дисциплины, одобренные Министерством спорта РФ.

Если обратиться к определению дисциплины во Всероссийском реестре видов спорта, самое простое, что можно сказать о жанре так это то, что во время матча участники решают логические задачки. Примерно тем же самым занимаются шахматисты. Однако у них в голове куда больше переменных и в целом важной информации, которую нельзя упускать из вида (не даром игра существует тысячи лет и была популярна среди древних правителей и королей). В играх вроде Clash Royale и Hearthstone все куда проще. Есть определенные карты, которые складываются в колоды, их количество ограничено правилами и балансом, чтобы все участники находились в равных условиях. Действия игроков создают разные ситуации на виртуальном поле, решение которых приводит к победе.



Но это все общие слова. Если говорить о конкретных играх, то их устройство отличается друг от друга. Например, в Hearthstone есть 10 классов: от мага до охотника на демонов. Колода может включать карты выбранного героя, а заодно и нейтральных существ, которые доступны всем. Главное, чтобы их было не больше 30. Во время сражения пользователь должен свести здоровье оппонента с 30 до 0. Как он этого добьется, не так важно. В коллекционных карточных играх есть три вида стратегии, которые рассчитаны на определенный этап матча: аггро, мидрейндж и контроль.

Первая предполагает агрессивную тактику, за счет которой противник погибает за 5-7 ходов. Вторая нацелена на среднюю стадию партии с вариантом выхода в позднюю — то есть, когда участники разыгрывают самых дорогих существ и заклинания или целые цепочки карт. Третья предполагает оборонительную стратегию за счет контроля стола. Потенциал подобных колод раскрывается только в поздней стадии, когда на руках есть либо победная комбинация (может включать от 5 до 10 карт), либо когда противник сидит без ресурсов и не может уже отбиваться от ваших монстров.

В Clash Royale тоже есть карты, но цели несколько другие. У каждого игрока на виртуальном поле есть база. В центре располагается главное здание, а по бокам от него две вышки. Для победы необходимо либо уничтожить все строения соперника, либо обогнать оппонента по очкам, которые засчитываются при сносе башен, за отведенное время. И вот тут на помощь приходят колоды, которые состоят из 8 атакующих и оборонительных карт.



В Hearthstone участники каждый ход по очереди получают по кристаллу маны. Некоторые классы способны разогнать этот параметр до 10, и только друид в последнем дополнении может набрать 20 единиц маны. В Clash Royale все завязано на эликсире, который пополняется с одинаковой скоростью у обоих игроков. Благодаря этому участники реагируют на действия друг друга в реальном времени, а не ждут полноценного хода. В итоге сражение идет на встречных курсах.

Иными словами, Hearthstone — полноценная коллекционная карточная игра с пошаговым боем, а Clash Royale — стратегия в реальном времени с элементами карточных игр. Несмотря на различия, у них схожие принципы, и все они завязаны на решении головоломок.

Важный момент: и там, и там есть элемент случайности, который относится либо к эффектам существ и заклинаний, либо к самому принципу взятия новых карт, который существует сотни лет. Даже на турнирах по Magic: The Gathering, которая считается прародителем жанра коллекционных карточных игр, нередко возникали ситуации, когда один из участников 5 ходов подряд брал «земли» (карты с манной). Однако, с точки зрения статистики, подобные истории — исключение из правил, нежели закономерность. В любой игре рандом можно свести к минимуму (даже в MOBA). И Hearthstone с Clash Royale не исключение.

В киберспортивном плане у обеих игр понятная, но крайне непростая структура. Особенно если вы хотите стать чемпионом мира. В Hearthstone каждый желающий сначала должен пройти онлайн-отборочные, чтобы попасть на состязания серии Masters Tour, где можно побороться за денежные призы и специальные баллы, необходимые для элитного дивизиона под названием Grandmasters. После каждого сезона участники, которые заняли последние четыре места, покидают лигу. На их места приходят те, кто располагаются в топ-4 региона по набранным баллам на Masters Tour. Победитель одного из двух сезонов Grandmasters зарабатывает путевку на чемпионат мира, где призовой фонд составляет не $10 или $50 тыс., а полмиллиона долларов.



В Clash Royale используется система, которая завязана на рейтинговых матчах. Чтобы начать свой турнирный путь здесь, необходимо попасть в топ-1000 лучших игроков мира, после чего разработчики пригласят на квалификацию, которая проводится раз в месяц. Если вам удалось войти в список 8 самых достойных, вы продолжите борьбу непосредственно на самом чемпионате. Все участники заработают турнирные очки, а победитель еще и неплохой денежный приз. По итогам 8 сезонов и суммы баллов организаторы отберут 32 игроков, которые поборются за миллион долларов. Последнее, кстати, вполне реально.

Если в Hearthstone игроки из России и СНГ довольно редко достигают высоких мест, но они регулярно попадают на соревнования серии Masters, то на чемпионате мира по Clash Royale в 2021 году 18-летний Егор Ахметзянов, который выступает за клуб Team Liquid и которого во всем мире знают, как просто Egor, занял третье место и заработал $75 тыс.

Впрочем, если вам мало лет и вам не терпится посоперничать с равными себе, ничто не мешает поучаствовать в соревнованиях от Федерации Компьютерного Спорта России. Общественная организация проводит турниры для школьников и студентов по обеим дисциплинам.

Так что готовьтесь закрывать год или сессию не только с хорошими оценками, но и победами в Clash Royale и Hearthstone. И да поможет вам святой рандом.

Обсудить