Кен Левин и все-все-все: что происходит с серией BioShock

И чем вообще занимаются бывшие создатели знаменитой вселенной

9 февраля BioShock 2 празднует юбилей — игре исполнилось 10 лет. Однако студии, разработавшей шутер, давным-давно не существует — 2K Marin закрыли еще в 2013 году. Irrational Games, которая отвечала за оригинальную Bioshock и BioShock Infinite, постигла та же участь — после выпуска дополнений Burial at Sea команду распустили. Тем не менее, история на этом не закончилась. Рассказываем, чем занимались сотрудники студий после увольнения, над какими проектами они сейчас трудятся и какие планы на франшизу у издательства Take-Two Interactive.

Ghost Story Games и новая игра Кена Левина





Изначально Кен Левин — сооснователь Irrational Games и отец BioShock — не собирался оставаться в Take-Two. После разработки BioShock Infinite, длившейся пять лет, он был вымотан и истощен. Левин не хотел заниматься еще одной игрой по франшизе, а мечтал сделать нечто экспериментальное. В издательстве уговорили разработчика не уходить: руководство ценило геймдизайнера не только за заслуги и талант, но и за способность создавать уникальный продукт.

«Семнадцать лет — очень долгий срок для любой работы, даже для самой лучшей. А работа в Irrational Games, в этой невероятной команде, была для меня именно такой — это лучшее дело из всех, за которые я брался. Я искренне горжусь тем, чего все мы добились, но теперь меня вдохновляет идея игры, не похожей ни на одну из созданных нами ранее», — написал Кен Левин в 2014 году. — Чтобы справиться с поставленной задачей, мне нужно сосредоточить силы в меньшей команде с горизонтальной структурой и более прозрачными отношениями с игроками. Во многом это станет для нас новым началом: снова небольшая команда, которая делает игры для геймеров».

Он сообщил, что распускает Irrational Games и запускает новую студию внутри Take-Two: «Это значит, что из всей прежней команды Irrational со мной остаются пятнадцать человек. Увольнять людей всегда непросто, и в первую очередь мы постараемся обеспечить максимальную поддержку тем, кто нас покидает».


В 2017 году на обломках Irrational Games возникла Ghost Story Games. Вместе с отцом BioShock в состав вошли еще 12 человек, а не 15, как сообщалось в письме. Команда сразу же заявила, что займется созданием «захватывающих сюжетных игр». Однако до сих пор сведения о новом проекте крайне скудны.

Известно, что события развернутся в научно-фантастическом мире. Игра создается в жанре immersive sim и использует необычную структуру повествования. Левин описывает ее как «сюжетное LEGO», где разные блоки при каждом последующем прохождении формируют уникальную историю. Для этого авторы планируют внедрить собственную систему вроде «Немезиды» из Middle-earth: Shadow of Mordor. Однако как это все будет вместе работать, Левин пока не готов рассказывать.

По данным LinkedIn, сейчас в студию входят 38 человек. На сайте компании открыта всего одна вакансия: Ghost Story Games требуется старший художник интерфейсов.

Новая игра во вселенной BioShock





Трилогия BioShock считается завершенной. Кен Левин так закольцевал историю, что к ней нечего добавить. Тем не менее после роспуска основной команды Irrational Games в Take-Two не отказались от франшизы. Первую попытку издательство предприняло в 2015 году. Компания доверила Certain Affinity (специализируется на многопользовательских режимах в шутерах) разработку новой части. Однако к концу 2016 года соглашение с компанией расторгли. Проект передали внутренней студии.

В 2017-м разработку перезапустили. Ей занялась Cloud Chamber, об открытии которой рассказали только в декабре 2019-го (у студии два офиса в Новато и Монреале). В первый год к команде присоединился дизайнер уровней BioShock Infinite и Prey Шон Эллиот. Позднее студию пополнили и другие сотрудники Irrational Games: Хоги де ла Плант (художник BioShock 1 и 2), Джонатан Пеллинг (руководитель отдела художников BioShock: Infinite) и Скотт Синклер (художественный руководитель BioShock и BioShock: Infinite). Возглавляет Cloud Chamber ветеран индустрии Келли Гилмор. Последние 20 лет она провела в Firaxis, где занималась играми по франшизам Sid Meier's Civilization и XCOM.

Сейчас проект находится на раннем этапе производства. Как и раньше, это будет шутер от первого лица с акцентом на сюжет. Однако точно неизвестно, будет ли он продолжением трилогии или же послужит началом для новой многосерийной истории.

Трилогия Bioshock на Switch



Помимо разработки новой части, Take-Two планирует портировать The BioShock Collection на Nintendo Switch. Такие слухи появились в январе 2020-го. Однако обе компании никак не отреагировали на запросы СМИ.

Card Hunter и Void Bastards





Один из отцов основателей Irrational Games, программист, продюсер, директор по развитию продукта — все это про Джонатана Чея, который начинал работать с Кеном Левином еще в 90-е над System Shock 2. В 2010 году он покинул пост руководителя 2K Australia и создал компанию Blue Manchu. В команду вошли бывшие сотрудники Irrational Games и Looking Glass Studios (System Shock 2, Thief 2). У студии до сих пор нет своего офиса, все участники работают из дома.

Первые три года Blue Manchu посвятила настольной карточной онлайн-игре Card Hunter. Помимо многопользовательских сражений, в ней была и кампания, которая по сути напоминала серию партий в Dungeons and Dragons. Поначалу игра распространялась в Facebook, а в 2015-м переехала в Steam. Проект оказался в меру успешным, что позволило разработчикам заняться следующей игрой, на которую ушло 4 года.



В 2019-м в Steam появилась Void Bastards — игра, которую едва ли можно впихнуть в жанровые рамки. Это и шутер, и «рогалик», и в какой-то степени стратегия. Сами создатели отмечали, что вдохновлялись System Shock и BioShock. Несмотря на жанровый винегрет, критики тепло встретили Void Bastards (Кен Левин тоже оценил) — на сайте Metacritic средний балл игры составил 81 из 100.

The Magic Circle и Blackout Club





Студия The Question может похвастаться не менее именитым составом. Ее основатели — выходцы Irrational Games. Джордан Томас успел поработать над трилогией BioShock в разных ролях: дизайнер, креативный директор, старший сценарист. Стивен Александр был ведущим художником спецэффектов в BioShock Infinite. Их третий партнер, Каин Шин, занимался созданием искусственного интеллекта в Dishonored.

В 2015 году студия выпустила игру про производственный ад разработчиков — настоящую мрачную сатиру про индустрию. Главный герой The Magic Circle был классическим тестером. Он попал в незаконченную фэнтезийную игру, где боги — ее создатели. По сюжету герой вынужден отобрать у них инструментарий, чтобы все сломать и сделать как надо.



К созданию второго проекта студия подошла в расширенном составе из шести человек. The Blackout Club оказалась совершенно в другом жанре — кооперативный хоррор про маленьких детей, которые после исчезновения близкой подруги пытаются разобраться, что происходит в городе. История подается через различные миссии, где основной механикой выступает стелс.

Сейчас студия занимается поиском новых сотрудников и поддержкой The Blackout Club. Совсем недавно к игре вышло крупное обновление, которое добавляет новые задания и геймплейные особенности.

Неанонсированная игра во вселенной «Чужих»





Еще одна студия, в которой числятся бывшие сотрудники Irrational Games. О самой компании известно не так много. Cold Iron Studios появилась в 2015 году, ее основали выходцы Cryptic Studios (создатели Neverwinter и Star Trek Online).

На протяжении трех лет о деятельности Cold Iron не было никакой информации. Только в январе 2018-го 20th Century Fox объявила о покупке студии. Ей доверили создание шутера во вселенной «Чужих». Известно, что для игры выбран движок Unreal Engine 4. Однако на какой стадии находится проект, неясно. Cold Iron постоянно ищет новых сотрудников.

За последние два года произошло несколько событий, связанных со студией. В ноябре 2019-го Amazon открыла предзаказ романа-приквела к еще не анонсированному шутеру, которым занимается Cold Iron. Книга Alien: Infiltrator («Чужой: Проникновение») выйдет 28 июля 2020 года. В ней расскажут об эксперименте на станции «Пала». Главными героями станут доктор Тимоти Хониккер и бывший морпех Виктор Роулингс.

В январе 2020-го у студии сменился владелец. Disney продала Cold Iron и FoxNext Games Los Angeles мобильному гиганту Scopely (Star Trek Fleet Command). В компании отметили, что не собираются создавать игры. Disney продолжит продавать права на интеллектуальную собственность и следить за проектами со стороны.


EPOCH и City of Brass



За девятилетнюю историю Uppercut Games выпускала игры в самых разных жанрах: от мобильной экшен-серии EPOCH до приключенческой Submerged. Однако ее самым успешным проектом стала City of Brass, вышедшая в сентябре 2017-го. Это хардкорный «рогалик» в восточной стилистике. Авторы, по их словам, вдохновлялись сказками Шехерезады и играми Dark Messiah of Might and Magic и BioShock.



Perception



Билл Гарднер провел в Irrational Games почти 12 лет. После роспуска команды он вместе с женой основал небольшую инди-студию The Deep End Games. Первой игрой компании стал приключенческий хоррор Perception. Игра рассказывает об ослепшей девушке по имени Кэсси, которая блуждает по таинственному особняку, полагаясь исключительно на слух.

Сейчас студия занимается новым проектом, о котором ничего не рассказывает.



E1M1 в No Man’s Sky



В отличие от коллег ДжиПи ЛеБретон (JP LeBreton) занимается созданием модов. Дизайнер уровней BioShock и Broken Age посвящает свободное время прохождению пользовательских карт в оригинальной DOOM и конструированию в No Man’s Sky. В ноябре 2019-го он воссоздал в приключенческой игре легендарную карту E1M1 из DOOM, чем привлек к себе внимание СМИ. Сейчас ЛеБретон работает над обучающим видео по дизайну уровней.



***

Irrational Games оставила после себя большое наследие и десятки ценных кадров, которые разбрелись по всему миру. Кто-то продолжил или вернулся работать в Take-Two, кто-то сформировал свою маленькую студию и теперь выпускает инди-игры, а кто-то просто делает моды. В ближайшие годы мы еще не раз услышим о проектах от авторов оригинальной BioShock. Но это будет уже совсем другая история.

Обсудить