Оглавление

Под развесистой клюквой

Самые смешные, глупые и необычные проявления мифов о России в видеоиграх

Клюквой в современной культуре называют самые смешные, странные и просто нелепые стереотипы о России, которые были, есть и еще наверняка появятся в разных представителях масс-медиа. Интересно, что такое значение у слова «клюква» появилось еще в XIX веке, но стало часто употребляться лишь во времена Холодной Войны, прежде всего в американском кинематографе. Понятно, что у большинства режиссеров тех лет не было возможности прорваться через железный занавес, поэтому им приходилось использовать уже существующие стереотипы о русских, которые в результате не просто не опровергались, а получали развитие и окончательно теряли связь с реальным положением дел. Удивительно другое — даже после открытия границ и появления возможности лично посетить Россию большинство творцов современной культуры не желают отказываться от клюквы, так как именно она моментально дает понять, где происходит место действия очередной сцены и к какой национальности принадлежит данный персонаж. В этой статье мы разберем наиболее яркие примеры клюквы в видеоиграх и сделаем вывод о том, насколько большим преувеличением является тот или иной стереотип о нашей стране.

Алкоголизм



Глупо отрицать тот факт, что среди русских немало любителей выпить, причем не только по праздникам, но при этом в мировой культуре мы почти никогда не слышим о вечно пьяных немцах, французах и японцах, которые употребляют алкоголь в не меньших количествах. Только наших соотечественников чаще всего изображают подвыпившими, с пол-литром водки и в майке-алкоголичке. Примеров настолько много, что глаза разбегаются. Так, наш самый первый противник в Call of Duty 4 — это пьяный русский матрос с бутылкой прозрачной жидкости, Михаил Фаустин из GTA IV запивал водкой кокаин, а в серии Red Alert закладывали за воротник многие, от Сталина из первой части до Даши из триквела, которая поднимала бокал в честь нашей очередной победы. Владимир Лам из Max Payne пошел дальше всех и построил целый ресторан под названием «Vodka», чтобы ни у кого не было сомнений, какой национальности хозяин данного заведения.



Нечеловеческая сила



Другая крайность в отношении наших соотечественников — это их физическая сила. «Русские — самые страшные из всех белых» — говорил комик Дэн Содер, и эта фраза является отражением одного из самых устойчивых стереотипов. Скорее всего, он произошел от рассказов о богатырях, о силачах, вроде Ивана Поддубного или советских штангистов, которые брали мировые рекорды. В видеоиграх мы можем встретить гору мускул по имени Зангиев из серии Street Fighter, парня, который называл себя просто Русским из интерактивного «Карателя», здоровяка Олега Кириллова из Saints Row: The Third или неубиваемого Виктора Резнова, героя Call of Duty: World at War и Black Ops. Последний не выглядел каким-то силачом, но умудрялся выживать в тех ситуациях, в которых обычный человек давно отбросил бы копыта.



Медведь как главный символ России



Сравнивать Россию с медведем начали задолго до XX века, ведь это животное точно подходило под описание нашей страны времен Империи — большое и сильное, но при этом слегка медленное и неповоротливое. Интересно, что ближе к Холодной Войне некоторые пропагандистские органы США пускали совершенно нелепые слухи о том, что по Москве бродят живые медведи, но в них и тогда мало кто верил, а уж сегодня они вовсе воспринимаются исключительно как юмор. Именно так и стоит расценивать боевых Топтыгиных, которые стояли на вооружении СССР в Red Alert 3 — перед нами китч, который весьма забавно обыгрывает один из стереотипов о Матушке-России. Кстати говоря, взять под управление белых мишек можно было еще в аддоне ко второй части серии, в качестве вознаграждения за захват всех нефтяных вышек в миссии «Спасение Романова».



Злодейство ради злодейства



Про «злых русских» в видеоиграх сказано уже много, в этом плане интерактивные проекты оказались достойными продолжателями клюквенного кинематографа восьмидесятых. Долгое время в западной массовой культуре именно наши соотечественники являлись источниками всех бед — и это не удивительно, если вспомнить историю взаимоотношения Советского Союза и стран НАТО. Но главная проблема Захаева и Макарова из Modern Warfare, Егора Захарова из стратегии Act of War: Direct Aсtion и, разумеется, всех русских, которые появлялись в трилогии Red Alert, в том, что у них не было четкой мотивации. Для большинства разработчиков факт принадлежности к нашей национальности является достаточным основанием для того, чтобы он был зол на весь мир и желал лишь одного — как можно скорее его захватить или, в крайнем случае, уничтожить. Подобная тенденция является следствием пропаганды, которая не прекращалась на протяжении десятилетий, в результате чего образ «злого русского» стал казаться самодостаточным без дополнительных подробностей. В это же самое время персонажи других национальностей часто получали вполне понятную и четкую мотивацию своих действий —взять того же Рауля Менендеза, нашего антагониста из Black Ops II.

Также именно Россия чаще других нападает на Америку. Если вторжение Северной Кореи из дилогии Homefront многим казалось забавным, то агрессия русских редко воспринимается как смешная шутка. За исключением Red Alert 2 все было обыграно предельно серьезно — и в World in Conflict, и в Call of Duty: Modern Warfare 2, и в Freedom Fighters наши соотечественники изображены как безжалостные захватчики, которых можно сравнить с ордами Чингисхана.



Гипноз



Раз мы вспомнили о Red Alert 2, можно упомянуть еще один миф о русских, который встречается реже других — это применение гипноза для достижения своих целей. Сегодня даже сложно сказать, откуда именно растут ноги у этой байки — от реальных исследований парапсихологии, легенд вокруг личности Григория Распутина или же от безумных статей вроде «Коммунизм, гипноз и Биттлз», но она имеет свое отражение даже в тех видеоиграх, которые выходили после крушения СССР. И если историю Юрия из Red Alert 2, который умел гипнотизировать солдат даже через океан, можно отнести к юмору, то как воспринимать промывку мозгов главного героя Call of Duty: Black Ops, не совсем понятно, ведь установка команды на убийство Кеннеди казалась забавной только нашим соотечественникам.



Изображение России в видеоиграх



И все-таки, совсем уж откровенная клюква сегодня встречается редко — времена «Красной Жары» остались в прошлом. Между тем, порой демонстрация российских реалий западными игроделами вызывает невольную улыбку, особенно в тех случаях, когда они не шутят. Особенно интересно смотреть на отдаленные уголки нашей страны, вроде бескрайних просторов Сибири, на территории которой спрятаны древние здания и даже целые города, а местные жители ведут свою войну против коммунистов (Rise of the Tomb Raider), существуют целые поколения лилипутов, недалеко от которых водятся живые мамонты (трилогия Syberia). Бенуа Сокаль, конечно, многое приукрасил и добавил в происходящее сказочные элементы, но в глазах иностранцев Сибирь предстанет именно такой, какой они ее увидят в этой серии.



Но этот пример — далеко не самый экзотический. Так, в Metal Gear Solid 3 мы в центре Сибири можем найти настоящие джунгли, с соответствующей флорой и фауной, на фоне которых даже шагающий танк не кажется бредовой идеей. Помимо этого, в подзабытом шутере Singularity можно увидеть весьма странные бараки для заключенных, которые просто переполнены статуями, портретами и агитплакатами, в первом Black Ops — невероятных размеров концлагерь и инфернальный космодром со сгоревшими остовами ракет. Конечно, разработчики из Treyarch сознательно ушли в китч, но даже простого сравнения реальных фотографий со скриншотами хватит, чтобы понять всю неправдоподобность таких уровней.



Стереотипы о Второй Мировой Войне



В отдельную категорию можно выделить различные устоявшиеся стереотипы о Великой Отечественной Войне. Преувеличения, непонимание сущности того или иного явления и откровенная ложь все еще является предметом для споров среди историков, но для игроделов зачастую не имеет значения, что правда, а что нет, главное — шокировать потенциального покупателя. Так, в первом Call of Duty можно увидеть комиссаров, которые расстреливают медлительных солдат, бойцов на передовой без винтовок, но с патронами, а также заградотряды. Последние стреляют по солдатам с не меньшей интенсивностью, чем немцы, в результате чего главный герой игры оказывался заперт меж двух огней, каждый из которых был одинаково смертельным. Интересно, что от подобной жести разработчики впоследствии отказались и в Call of Duty 2 и World at War мы уже не видели ничего подобного, что сделало сюжетные кампании в них только лучше.



Но главная игра, которая вызвала ненависть всех русских, кто неравнодушен к истории своей страны — это Company of Heroes 2. В ней разработчики из Relic пошли еще дальше и показали не только совершенно нелогичные массовые убийства собственных солдат, но и сжигание домов вместе с мирными жителями. На фоне этого странная система набора опыта бойцов, которые при достижении максимального уровня почему-то становятся штрафниками, даже не вызывает удивления. В результате подобных решений, потенциально интересная стратегия обернулась набором самых безумных мифов о Второй Мировой, которые, ко всему прочему, были преувеличены и доведены до абсурда.

Любая нация имеет набор стереотипов в массовой культуре, и русские, в этом плане, не лучше и не хуже других. Сегодня, в век глобализации, клюква из оружия пропаганды постепенно переходит в категорию художественных приемов и используется с целью создания образа конкретного персонажа или целой нации. И если раньше различные стереотипы использовались с целью оскорбления потенциального врага, то сегодня к ним все чаще относятся как к юмору. Но, увы, не всегда.

Обсудить