Кнопки жать ума не надо. Главные заблуждения о киберспорте
Объясняем, почему родители не должны давить на детей, а подростки — бросать все ради профессиональной карьеры игрока
Примечание от редакции: оригинальный материал вышел в августе 2020-го. Спустя год он ничуть не устарел. Наоборот на фоне осенних побед и успехов Team Spirit, NAVI и Gambit Esports он актуален как никогда.
Вот уже десять лет инвесторы и функционеры рассказывают, что киберспорт — новое увлечение молодого поколения, которое еще чуть-чуть и превзойдет по популярности футбол или хоккей. Несмотря на рост цифр аудиторных показателей в аккаунтах социальных сетей и стриминговых сервисов, сложно сказать, насколько индустрия прибыльна и устойчива. Здесь вообще хватает противоречий. Мы собрали главные заблуждения о киберспорте, которые существуют у детей и взрослых, и расскажем, почему все не так радужно или печально, как кажется.
«Взрослые» мифы
Киберспорт — пустая трата времени
Так можно сказать о любом занятии, которое не приносит результатов. Принято считать, что если твой ребенок серьезно занимается гимнастикой или футболом, он будет успешным и здоровым. А если учится в престижном вузе, то после его окончания устроится на приличную работу. Но это не так. В спорте достаточно одной травмы, чтобы навсегда забыть про физические нагрузки и до конца жизни наблюдаться у врачей. А диплом не дает гарантии, что вы получите весь необходимый для работы опыт и моментально проложите себе дорогу в конкурентной среде. Зачастую после устройства на работу вам придется заново учиться всему за копейки. К такой реальности готовы далеко не все, особенно если родители обещали быстрый успех.
Видеоигры не такие опасны, как принято считать. За последние 9 лет ученые выяснили, что они помогают излечиться от дислексии (проблемы с овладением навыков чтения и письма), легче переносить боль, бороться с депрессией и развивать когнитивные функции мозга (память, умственная работоспособность). Это не значит, что теперь можно сидеть за компьютером сутки. Все хорошо, когда в меру.
В сообществе полагают, что соревновательные (киберспортивные) видеоигры позволяют принимать важные решения за секунды, развивать мелкую моторику и навыки общения. Сегодня никого не удивить историей знакомства с будущей женой в чате. Для людей с инвалидностью игры — и вовсе единственная возможность почувствовать себя кем-то другим. Если не верите, почитайте историю Мэтса Стина — мальчика, который страдал мышечной дистрофией и который обрел друзей благодаря World of Warcraft.
Что касается самого киберспорта, то индустрия не первый год дает шанс молодым и способным геймерам пробиться в люди. Самые смышленые пользуются ей.
В киберспорте одни задохлики или толстяки
Действительно на соревнованиях можно часто встретить рослых упитанных парней. Или наоборот — невысоких и очень худых. Здесь все зависит от генетики и привычек. Например, в Японии от ожирения страдает только 3,7% населения. Чего не скажешь о России или Америке, где очень популярна дешевая жирная еда. В Штатах проблемы с лишнем весом имеют 36% граждан, в России — 14% мужчин и 26% женщин.
Важно понимать, что в киберспорт приходят обычные парни и девушки. Их никто не готовит по 10 лет в секциях. Зачастую в профессиональном клубе ребятам впервые рассказывают о важности занятий в тренажерном зале, правильном питании и здоровом сне. Только после этого киберспортсмены начинают соблюдать режим и работать с диетологами, психологами и тренерами (и то, если такие специалисты есть в команде). Сегодня хватает примеров, когда игроки сбрасывали по 20-30 килограмм и приводили себя в форму. Самые заметные из них — Кори SEMPHIS Фрисен, Кевин keev Бартоломаус, Ярослав pashaBiceps Яжомбковский, Якоб Pimp Виннече, Егор flamie Васильев.
Сейчас в киберспорте невозможно игнорировать правильный рацион питания и тренировки в зале. Прошли те времена, когда на турнире игроку разрешалось съесть бургер и запить колой. С таким подходом чемпионами не становятся. Датский состав Astralis тому пример: команда только часть времени уделяла внутриигровой подготовке, остальное время со спортсменами работали психологи, диетологи и тренеры по физподготовке. Как итог: 10 побед на крупнейших соревнованиях по Counter-Strike: Global Offensive с 2017-й по 2019-й.
Если говорить о клубах из СНГ, то в 2021 году в нашем регионе идеалами выступают Natus Vincere в CS:GO (пятерка победила практически на всех крупнейших соревнованиях сезона, включая мэйджор — главный турнир года) и Team Spirit в Dota 2 (команда выиграла чемпионат мира — The International 10). Обе организации активно работают с тренерами и психологами. Вдобавок есть пример Virtus.pro. Игроки российского клуба не только достойно выступают на международной арене, но и сдают нормативы ГТО («Готов к труду и обороне» — серия испытаний на физическую силу и выносливость).
Кому ты нужен в свои 30?
Принято считать, что у возрастных киберспортсменов хуже рефлексы. Они медленнее реагируют на события в игре и часто не поспевают за молодежью. Тут опоздал, там не нажал, и вот зрители тебе пишут, что пора на пенсию. Это заблуждение зародилось в самой индустрии на фоне игроков, которые утрачивали мотивацию или меняли жизненные приоритеты. «Не будешь же ты вечно играть? Что ты будешь делать во взрослой жизни?» — подобные вопросы задают не только болельщики, но и самые близкие.
Сейчас уровень конкуренции в командах выше, чем пять лет назад. Перспективная молодежь пользуется куда большим спросом у клубов, чем возрастные игроки. Все дело в мотивации, навыках и возможности заработать на трансфере в будущем. Но совсем без ветеранов не обойтись — кто-то должен наставлять неопытных ребят. Именно поэтому Клинтон Fear Лумис (33 года), Алексей Solo Березин (31 год) и Клемент Puppey Иванов (31 год) не уступают молодым звездам в Dota 2. Они — стержень команды.
Однако конец игровой карьеры не означает, что нужно вычеркивать 10-15 лет жизни. В индустрии есть куда пристроиться. Можно сменить соревновательную дисциплину, стать тренером, менеджером, спортивным директором, послом IT-бренда, комментатором, аналитиком, стримером или геймдизайнером. Все зависит от навыков и желания учиться чему-то новому.
Когда Blizzard закрыла региональные лиги по Heroes of the Storm, большинство игроков завязали с увлечением. Но были и те, кто продолжили и добились определенных успехов. Например, Джеймс Бейкер — в прошлом капитан состава Team Dignitas по HotS — дорос до помощника генерального менеджера в клубе Dignitas.
Не девчачье это дело
Кто из девушек-стримеров или про-игроков не читал о себе: «Твое место на кухне, иди вари борщи». Стереотип, что женщины не умеют играть в игры, наверное, будет изживать себя еще долго, несмотря на все примеры в обратном. А их за последние 10 лет уже набралось прилично: Ксения v1lga Клюенкова в CS:GO (многократная чемпионка мира среди женщин), Рики Ортиз в Street Fighter 5, Сяомен Liooon Ли в Hearthstone (чемпионка мира 2019 года), Ким Geguri Сейон в Overwatch, Мари-Лоре Kayane Нориндр в Soul Calibur 6, — все они невероятно способные и талантливые. Может, не каждая из них дотягивает до мирового топ-уровня, но еще 10 лет назад девушкам не на кого было равняться. Теперь все чуть иначе.
В отличие от большого спорта, в киберспорте не существует жестких разделений по гендеру. Сегодня никто не мешает собрать смешанную команду, как Shanghai Dragons в Overwatch, и выступать на крупнейших чемпионатах. Все дело в общем уровне игры и желании побеждать. Уважение и здоровая конкуренция позволяют расти всем участникам индустрии. И девушки тут вовсе не исключение. Впечатляющие результаты на соревнованиях дают дамам больше, чем любая колонка журналиста The Guardian, который посетовал на отсутствие женщин на чемпионате мира по Fortnite. Их там не было не потому, что их кто-то не пустил, а потому что никто не прошел (на отборочные этапы нет ограничений по гендеру).
Согласно исследованию компании Interpret в 2019 году, 30% девушек смотрят турнирные матчи, 35% играют в киберспортивные игры. Однако на серьезном уровне выступают единицы. Научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Морозова считает, что это не связано ни с биологическими отличиями, ни с дискриминацией или токсичностью сообщества. Она полагает, что сами девушки редко увлекаются соревновательными играми. Поэтому и до профессионального уровня добираются немногие.
Тем не менее в мире нет-нет да возникают инициативы от больших компаний, чтобы создать подходящую культуру, увеличить интерес участниц и воспитать звезд нового поколения. Например, Riot Games в шутере Valorant запустила программу Game Changers. Студия планирует проводить самостоятельные соревнования для женских команд под эгидой VCT Game Changers в 2022. Квалификации на эти состязания будут проходить в разное время, чтобы девушки могли отобраться в региональные лиги (VRL) и VALORANT Champions Tour — один из главных чемпионатов сезона.
В CS:GO компания ESL создала инициативу GGForAll. В течение 2022 года турнирный оператор проведет серию онлайн-соревнований, запустит две онлайн-лиги в Европе и Северной Америке, а также организует оффлайн-чемпионаты, которые состоятся в США, Испании и Швеции. Общий призовой фонд всех состязаний составит $500 тыс.
«Детские» мифы
В киберспорте легкие деньги
Призовой The International — чемпионат мира по Dota 2 — в 2019 году превысил $34 млн. На ЧМ по Fortnite в одиночном и парном зачете разыграли $30 млн (по $15 млн в каждом). Куда более скромные суммы — на мэйджорах по League of Legends, Rainbow Six Siege, CS:GO и других дисциплинах. Но даже если представить, что молодой парень привез домой $100 тыс. (7,1 млн рублей по текущему курсу ЦБ РФ), — это огромные деньги по российским меркам. А что если он заработал $3 млн только за один турнир?
Сегодня мечта играть в игры и получать больше родителей не кажется чем-то недостижимым. Зарплаты в индустрии и размер призовых это позволяют. Однако чтобы стать долларовым миллионером, нужно потратить не один год. А это тренировки по 8-12 часов, жесткий режим, походы в тренажерный зал, правильное питание, работа над собой и над медиаобразом.
Со стороны кажется, что все очень просто. Вот я играю в любимую игру, идеально знаю основы и разбираюсь в нюансах. Чего тут сложного? Двукратный чемпион мира по Dota 2 Себастьян Ceb Дебс потратил более 10 лет на достижение мечты. К моменту, когда он взял второй The International подряд, десятки, если не сотни геймеров, бросили карьеру киберспортсмена. Сейчас он миллионер, а пару лет назад его воспринимали только как тренера, который безуспешно пытался быть игроком.
Такие люди, как Кайл Bugha Гирсдорф — чемпион мира в одиночном зачете по Fortnite — скорее исключение из правил. Он и еще 99 участников квалифицировались на турнир, куда пытались пробиться 40 млн человек. Даже главная звезда королевской битвы Тайлер Ninja Блевинс не смог пройти отборочные этапы. Всю славу забрал 16-летний подросток. Возможно, мы слышим о нем в первый и в последний раз.
Почему так? Все дело в длительности карьеры киберспортсмена. Кого-то хватает на год, кого-то на два, кто-то держится уже 15 лет. Профессиональным геймерам приходится постоянно адаптироваться к изменениям в игре (футбольные правила меняются редко, в той же Dota 2 это происходит каждый месяц), подстраивать стратегии под новые условия и бороться с давлением. Чтобы много зарабатывать, нужно действительно быть лучшим из лучших и показывать результат. Чтобы быть при деньгах в футболе, достаточно выступать на среднем уровне в ФК «Тамбов» или ФК «Ахмат». Киберспортсмены, которые находятся на той же ступени, получают ощутимо меньше.
Обойдусь без образования
Услышать подобное от ребенка — кошмар родителей. И он вполне обоснованный. Найти клуб, который поверит в вас, не так уж легко. В мире просто нет стольких организаций. Да, у команд есть спрос на первоклассных игроков, но, как правило, никто не задумывается, сколько времени нужно потратить на прохождение пути от новичка до киберспортсмена. Год-два — если вы невероятно талантливы и играете как бог. В остальных случаях уйдет куда больше времени. Никто не гарантирует, что вас заметят и пригласят на просмотр.
Потратить пять лет жизни и ничего не добиться — худшее, что происходит с любым спортсменом. Что делать, если вам 20 лет, а у вас только среднее образование, никакого опыта работы и нет шансов попасть в вуз на бюджет? А если вам приходится заново учиться жить в 27?
Профессиональные игроки все чаще рекомендуют оставлять пути для отступлений. Звезда французского Counter-Strike Матье ZywOo Эрбо в свое время предпочел образование киберспортивной карьере. Менеджмент клуба Team Envy предлагал ему соглашение с зарплатой в $15 тыс. Однако Эрбо отказался и выбрал школу. Только спустя два года, когда все экзамены были сданы, он подписал профессиональный контракт, но уже с Team Vitality.
Серьезно относятся к учебе и состоявшиеся киберспортсмены. Людвиг zai Уолберг взял годичный перерыв, чтобы сдать все экзамены в университете и отметить выпускной. По словам шведа, он был не уверен насчет своего профессионального будущего и хотел обезопасить себя. Сегодня Уолберг продолжает играть в Dota 2 — только в 2020 году призовые с турниров принесли ему $64 тыс.
А если игрок хорошо понимает индустрию и владеет профильными знаниями (например, разбирается в пиаре или маркетинге), ничто не мешает ему устроиться в одну из профильных компаний или стать частью своей же команды. Сегодня на рынке очень мало квалифицированных специалистов, и все стоящие кадры — в цене.
Набью много рейтинговых очков — возьмут в команду
Что нужно делать, чтобы тебя заметили в футболе? Заниматься в районной секции, выступать на соревнованиях, работать над собой в зале, ездить на просмотры, показывать максимум в каждой игре — делать все, чтобы скауты из академии популярной команды пригласили к себе. Если все получается, спортсмен начинает свой путь с низших лиг. Как попасть в киберспортивную команду по CS:GO? Играть рейтинговые матчи, пробиться в лигу FPL, найти себе простенькую команду, чтобы поучаствовать в самых обычных соревнованиях, которые проводятся на турнирных площадках вроде ESL, терять место в составе, искать новый — и так до бесконечности.
Подростки считают, что если они набьют много рейтинговых очков, их непременно заметят и позовут в Natus Vincere или Virtus.pro. Не позовут. Главное отличие большого спорта от киберспорта — количество возможностей, работа в коллективе со специалистами и понимание, какой путь нужно пройти, чтобы достичь цели. В индустрии виртуальных развлечений с этим все сложно: топовых клубов мало, хороших тренеров еще меньше, у кого учиться — непонятно. Во всем приходится полагаться на себя и удачу.
В 2019 году Нико Gunnar Лопез удерживал 10 строчку рейтинга в североамериканском регионе Dota 2. Он дважды пробивался через квалификации на чемпионаты серии DPC. Оба раза его выгоняли из состава за неделю-две до поездки. По мнению команды, каждый раз перед соревнованиями находился кто-то получше. Даже когда Лопез занимал первое место на сервере, клубы не проявляли к нему интереса. А когда ему все же удалось попасть в шведский клуб Ninjas in Pyjamas, то он продержался там 4 месяца. А все потому, что выступление за команду требует от игрока намного больше, чем участие в рейтинговом матче. И чтобы дорасти до нужного уровня, игрокам необходимо много работать (как — никто не знает). Большинство ломается посередине пути, лишь немногие проходят дальше. Настоящего успеха и вовсе добиваются единицы.
К таким исключениям можно отнести Романа RAMZEs Кушнарева и Топиаса Topson Таавитсайнена — звезд Dota 2. Россиянин побеждал на международных чемпионатах в составе Virtus.pro и дважды занимал 5-6 место на The International. Список достижений финна чуть более впечатляющий: выступая за OG, он дважды подряд становился чемпионом мира.
В киберспорте никогда не обманывают
Контракты — одна из главных проблем молодых звезд, которые прошли через все круги киберспортивного ада. Вам платят зарплату, у вас достойный состав и есть соглашение с клубом. Внезапно вы впечатлили организацию посерьезнее. Руководству приходит запрос на трансфер. Казалось бы, вот он — новый шаг в карьере. Но тут выясняется, что в контракте прописаны такие отступные, что ни один человек в здравом уме не станет платить всю сумму. Сбить цену не удается — переговоры заходят в тупик. Вы хотите уйти, новая команда уже ждет вас, но менеджмент не уступает. Так и получается, что вам приходится выступать за слабый клуб до истечения соглашения.
Руководство клубов можно понять: они хотят зарабатывать на трансферах. Но большинство владельцев команд не способно адекватно оценивать контракт киберспортсмена. Сам игрок допускает ошибку, когда подписывает документ, не читая или не советуясь со спортивным юристом. При заключении соглашения в интересах будущей звезды разобраться во всех нюансах и скорректировать документ. В противном случае он упустит шанс и годы тренировок пройдут даром.
Впрочем, в киберспорте порой обманывают не только владельцы клубов, но и организаторы турниров. Победа в соревнованиях еще не всегда гарантирует прибавку к зарплате. Иногда компании намеренно не выплачивают призовые. Как быть в таких ситуациях? Выходить в публичное поле и рассказывать об обмане. Однако, как показывает практика, подобное работает не всегда. Даже после обвинений в социальных сетях турнирные операторы никак не реагируют.
Другой вариант: уточнять у других команд, насколько это надежный организатор турниров. Сегодня в мире хватает компаний, которые давно работают на рынке. О них говорят как репутация, так и уже проведенные чемпионаты. Если вы получаете смешанные отзывы со стороны, то лучше всего воздержаться от участия и заранее обезопасить себя от лишних проблем и головной боли.
***
Родители часто не понимают, чем занимается ребенок, когда сидит за компьютером и во что-то играет. Им кажется, что если бы он учился в фотостудии, пел, танцевал, рисовал, учил 5 языков и занимался еще в 3-4 кружках, то он бы точно состоялся в жизни. Сегодня, как и 50 лет назад, все работает на то, чтобы каждый был успешным, блистательным и невероятным, и не дай бог — посредственным или обычным. Зависаешь за компьютером или приставкой в 30 лет? Точно пропащий человек.
Видеоигры, несмотря на продажи, кинематографичность и проработку историй, все еще не находят отклика у большинства взрослых. Киберспорт — и подавно. Вот футбол, легкая атлетика или гимнастика — совсем другое дело. И не важно, что стремление вырастить звезду может сломать жизнь ребенку. Ведь спорт — про испытание человеческих возможностей, а не про здоровье. Киберспорт не сильно отличается этим от традиционных видов. Звездами в фигурном катании или гимнастике становятся единицы, а занимаются с самого раннего возраста на протяжении многих лет сотни и тысячи. Волшебной формулы, которая гарантированно приведет к успеху, просто не существует
Однако мыслят шаблонами не только взрослые, но и дети, которые полагают, что киберспорт — будущее, что там легко, что их ждут контракты, горы денег и слава. Они готовы кинуться в омут с головой, но мало кто способен им рассказать о последствиях такого выбора. Хорошо, если безрассудство стоит пары лет жизней. Сложно что-либо исправить, если речь идет о десяти годах.
И родителям, и детям не нужно мыслить радикально. Взрослым стоит поддержать ребенка в новом увлечении (тем более если он показывает результаты) и поучаствовать в его жизни, а тому прислушиваться к советам старших, учиться на ошибках и смотреть на мир шире. Не всем суждено стать суперзвездами по жизни. Однако вместе и родители, и дети могут получить ценный опыт и проделать впечатляющий путь.