Космос в порядке

Рассказываем, что уже сделано и планируется сделать в реальной космонавтике, и сравниваем с тем, что нам предлагают видеоигры

Мы постоянно стремимся покорить космос. Да что уж там, мы постоянно покоряем его в книгах, фильмах и компьютерных играх. Мечта завоевать последний фронтир, стоящий перед человечеством, заставляет нас пробовать сделать это и в реальной жизни. Вот только с каждым годом все больше кажется, что человечество позабыло о путешествиях к другим звездам, колонизации новых планет и прочих невероятных достижениях.

Так что же, мы так и будем топтаться «в космической прихожей» окружающего нас пространства без надежды на серьезные свершения? И игры всегда будут бесконечно далеко опережать реальные возможности человечества? На самом деле, и да и нет. Давайте пробежимся по тому, что уже сделано и планируется сделать в реальной космонавтике и попробуем сравнить это с тем, что нам предлагают компьютерные игры. И в самом ли деле, развитие космоса «ушло куда то не туда»?

Этот текст подготовлен совместно с Госкорпорацией «Росатом», которой 1 декабря 2022 года исполнилось 15 лет. За полтора десятилетия в России наступила новая эра развития атомной промышленности, однако одним этим успехи «Росатома» не ограничиваются — отрасль активно развивает самые разные направления, в том числе участвует в освоении космоса.

Без далеких планет





Если задуматься, то 90% космических компьютерных игр изображают космос однообразно. Это словно бесконечный Диснейленд со множеством планет, разных рас и удивительных приключений, встречающихся на каждом шагу. Заданный фантастикой еще в пятидесятых годах прошлого века, этот вариант изображения космического фронтира до сих пор один из наиболее популярных.

Не верите, давайте загибать пальцы — легендарная Mass Effect, все части Halo, Eve Online, Star Conflict, StarTrek online. Классический пример – серия Elite. И практически везде при таком огромном наборе активностей, делать на старушке Земле уже практически нечего. Иногда ее оставляют для сюжета, чтобы было что спасать, или наоборот уничтожают, чтобы «сжечь корабли» и не возвращаться более никогда.

В реальности же, космонавтика пошла совсем другим путем. В шестидесятые годы прошлого века многие эксперты и профессионалы считали, что орбитальное строительство, создание космических предприятий и огромных станций, это практически сделанный шаг, за которым практически сразу последует бум межпланетных полетов. Наиболее явный пример — программа Space Shuttle. Ее основная задача — создание пилотируемой логистической инфраструктуры по маршруту Земля-Низкая околоземная орбита.



Если разбирать воспоминания создателей программы, то можно поразиться неудержимому оптимизму. Уже в семидесятые-восьмидесятые годы даже пессимистические сценарии развития мировой космонавтики предполагали создание орбитальных предприятий, требующих постоянной доставки грузов и персонала. Изначально планировалось, что шаттлы будут совершать до ста полетов в год, а сроки проверки между посадкой и запуском начнут исчисляться часами.

Увы, реальность оказалась гораздо сложнее. Время между полетами составляло несколько месяцев, стоимость одного запуска все время росла, пока не стала совсем уж неприличной. К концу 2010 года общие затраты на программу Space Shuttle достигли $200 млрд, в четыре раза превысив первоначальные планы. Если поделить сумму на 135 полетов, получается совсем дорого. Увы, в итоге быстрая экспансия в околоземное пространство в двадцатом веке не удалась. Орбитальных станций в настоящее время работает всего две, общее количество одновременно находящихся в космосе человек пока не превысило два десятка, а в копилку космического производства можно внести только российский 3D-биопринтер от 3D BioprintingSolutions на Международной космической станции, да пару обычных 3D принтеров, американский и российский. На серьезное производство, это пока не тянет. Так что же, все так плохо с освоением космоса?

Спутники на поток



Зато с созданием космических аппаратов ситуация оказалась совсем иной. Мало кто предполагал еще в начале века, что их количество будет увеличиваться просто в арифметической прогрессии. Более пятидесяти лет основой была стапельная сборка, когда каждый спутник собирался отдельно, а срок сборки составлял несколько месяцев. При этом многие спутники выпускались очень небольшими сериями или даже по индивидуальным проектам. Буквально за несколько последних лет человечество с огромной скоростью переходит к поточному конвейерному производству и унификации космических аппаратов.



Судите сами, несколько десятилетий общее количество работающих космических аппаратов росло очень медленно и долгое время висело на цифре в 1000 штук. Еще в 2017 году статистика была примерно следующей. С момента начала космической эры в 1957 году всеми странами было сделано 5250 запусков, на орбиту выведены 7500 спутников из которых работало 1200 аппаратов. Спустя пять лет ситуация серьезно изменилась. По состоянию на 1 января 2022 года в космосе работало уже 4852 аппарата (слово для конкурса: Изотопы). Только за неполный 2022 год их количество увеличилось еще почти на 2000 штук. Самая большая спутниковая группировка Starlink от компании SpaceX составляет уже 3271 функционирующий спутник из более чем 3500 запущенных.

И это только начало спутникового бума. Космические державы спешно меняют производство и переходят к поточному конвейеру. Несколько крупных предприятий создано в Китае, а к 2026 году Роскосмос тоже рассчитывает на производство 200 аппаратов в год или даже больше. Это требуется для полноценного развертывания проекта «Сфера» — единой спутниковой группировки, предназначенной для решения в первую очередь гражданских задач. В «Сферу» будут входить спутники для обеспечения связи, широкополосного доступа к Интернету, интернета вещей и дистанционного зондирования Земли. В настоящее время начато развертывание первого этапа программы.



В главном космическом российском спутниковом проекте участвует и «Росатом». При его участии создается один из важнейших элементов будущей группировки – космический аппарат «Кондор-ФКА», оснащенный радиолокатором высокого разрешения с синтезированной апертурой. «Кондоры» незаменимы при съемке ночью или в условиях облачности — такое часто случается, например, на Северном морском пути, где РЛС спутников будет давать оперативную информацию о ледовой обстановке.

Вообще современная российская спутниковая группировка очень многим обязана «росатомовскому» конструкторскому бюро МОКБ «Марс». Именно там создавались бортовые системы автоматического управления и навигации важнейших для нашей страны аппаратов — метеоспутников «Электро-Л» и «Арктика-М».

К такому засилью космических аппаратов на орбите нас игры не готовили. Уже совсем скоро на наиболее популярных орбитах вакантные места будут находиться с большим трудом. Да, большинство космических аппаратов на низкой орбите заняты вполне себе «земными проблемами» — обеспечение связи, геопозиционирования, широкополосного доступа в интернет. Множество спутников работают над сбором данных ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) – это нужно для прогнозирования погоды, геологических изысканий, сельского хозяйства и множества других отраслей.



Работает над этим направлением и ГК Росатом, например в лаборатории плазменных ракетных двигателей Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ «МИФИ» (опорный вуз госкорпорации Росатом) был разработан космический аппарат «Святобор‑1» для отслеживания лесных пожаров и других стихийных бедствий.

Есть и космические аппараты, которые как раз работают над развитием человеческих знаний о дальнем космосе. Продолжает трудиться «Хаббл», один из самых успешных орбитальных телескопов в истории человечества. С начала 2022 года работает космический телескоп «Джеймс Уэбб», способный увидеть самые дальние космические объекты, свет от которых идет к Земле миллиарды лет. А ведь это почти как машина времени, позволяющая ученым заглянуть на 13 миллиардов лет назад, к моменту формирования первых галактик. На помощь «Джеймсу Уэббу» скоро должны будут прийти еще два российских телескопа «Спектр-УФ» и «Миллиметрон». Особенно интересен последний, он будет оснащен криогенным телескопом диаметром 10 метров и станет работать как крупнейший виртуальный радиотелескоп, способный исследовать структуру ядер галактик, чёрных дыр, пульсаров, изучать реликтовое излучение, искать самые ранние следы формирования Вселенной.

Ступень к другим планетам




При этом нельзя сказать, что и орбитальные станции все это время работали зря. За годы полетов было получено огромное количество самой разной, очень ценной с научной точки зрения информации. Наблюдения показали, что, к примеру, на поверхности Международной космической станции могут существовать вполне обычные земные бактерии, которые попали туда практически «зайцем», при помощи глобальной электрической цепи — малоизученного явления в ионосфере, которое подняло частицы пыли с микроорганизмами. Пусть и маленький, но аргумент в копилку сторонников панспермии — теории, что жизнь может переноситься через космическое пространство.

Но куда важнее все данные о том, как космос влияет на человека. Именно они помогут человечеству постепенно приступить к межпланетным полетам, и сделать их безопаснее. Удалось определить безопасные дозы космической радиации и научиться эффективно экранировать ее на Международной космической станции. Разрабатываются и тестируются новые системы жизнеобеспечения, улучшаются возможности получения пищи во время длительных космических полетов.

Например, ученые ВНИИНМ им. А.А. Бочвара (АО «ВНИИНМ», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») приняли участие в проекте создания российской конвейерной оранжереи для выращивания растений в космосе. Такие маленькие, почти незаметные шажки постепенно приближают то самое космическое будущее с межпланетными перелетами и колонизацией других планет.

Впереди Луна и Марс



Так что, в мировой космонавтике не все так плохо? Мы не топчемся на месте последние пятьдесят лет, а продолжаем развиваться? Скорее да, чем нет. Просто, эпоха безудержного космического оптимизма сменилась более реалистичным периодом, когда стало понятно, что до серьезной колонизации Луны, Марса и других планет человечеству нужно еще дорасти, и именно сейчас мы этим занимаемся, постепенно осваивая низкую околоземную орбиту.



Да, многое пошло не так, как это виделось создателям компьютерных игр и фантастических произведений. Человечество вместо отдельных рискованных миссий сделало ставку на накопление сил и постепенное решение поставленной проблемы. И только не говорите, что это отличается от прекрасных с технической точки зрения Kerbal Space Program и Space Engineers. Особенно Kerbal, просто представьте себе, что за пару аварий космических аппаратов вам могут перекрыть денежный поток на самом высоком уровне, а гибель прекрасных и отважных кербалов вообще приведет к закрытию космической программы.

Сильно ли изменится ваша стратегия игры? Скорее всего да, вы предпочтете перепроверку, накопление опыта и минимизацию рисков. Примерно это же самое и произошло с земной космонавтикой. Космос в порядке. Это просто мы ждали от него чего-то другого.

Следите за новостями ГК «Росатом»:






Обсудить