Оглавление

Крах PC и консолей откладывается: наш тест игрового стриминга

Насколько хорошо работают современные технологии стриминга игр, сколько они стоят и кому могут быть полезными

После того, как Google анонсировала свой сервис стриминга игр Stadia, мы опубликовали короткий обзор этого рынка, рассказав об основных компаниях на нем. Параллельно было решено основательно протестировать два сервиса, официально доступных в России — Playkey и бета-версию GeForce Now. Сегодня мы делимся результатами этого теста, а также попробуем проанализировать цены и понять, кому из игроков это может быть интересно и выгодно.

Мегабиты вместо новой видеокарты



Главное, что хочется сказать об игровом стриминге — он работает. Да, с определенными проблемами, но уже на том уровне, когда можно взять игру и пройти ее до конца. В ходе тестирования я не раз слышал от коллег почти шаблонные фразы: «я пробовал стриминг несколько лет назад — все лагало, звук хрипел, а картинка рассыпалась на пиксели». Вероятно, так оно и было, но с тех пор технологии заметно продвинулись вперед, хрипящего звука и пикселей не наблюдается (ну, почти). Проблемы у стриминговых сервисов все еще есть, но они несколько иного характера.



Для того, чтобы стать пользователем игрового стриминга, в случае с Playkey надо оплатить один из тарифных планов: эта российская компания уже несколько лет работает как на нашем, так и на международном рынке. В случае с GeForce Now все сложнее: NVIDIA какое-то время предлагала под этим брендом стриминг игр на консоль Shield, но сейчас решила перезапустить сервис — новая версия заточена в том числе и под PC, и пока проходит бета-тестирование. Мы получили ключи на бету от самой компании, обычным игрокам придется подавать заявку. Для работы с обоими сервисами подойдет даже самый простой офисный компьютер, а вот к интернет-каналу требования повыше — для нормального качества нужно не менее 30 мегабит в секунду, плюс как можно меньший пинг до Москвы и Европы. И, конечно, интернет должен быть стабилен — при любом разрыве игра прекращается.
В теории начать играть очень просто. Нужно всего лишь установить на компьютер небольшое приложение, а затем выбрать в каталоге нужную игру. После установки соединения будет запущен онлайн-магазин, в котором у вас куплена игра — в нем надо будет вбить логин и пароль. Playkey поддерживает Steam, Uplay, Origin, Battle.net и Epic Games Store, а вот у GeForce Now выбор пока поменьше — не поддерживается Origin, что сразу отсекает такие проекты, как Battlefield, Apex Legends, почти все спортивные симуляторы и т.д.

Если все работает как задумано, то возникает то чувство, которое в последний раз испытывал, пожалуй, во времена PlayStation 2 и раннего Xbox 360 — когда ты приносишь домой диск с игрой, вставляешь его в консоль и сразу начинаешь играть. Так и здесь: не надо ждать загрузки игры, установки патчей, установки нового видеодрайвера и т. п. Все это уже сделано на стороне сервиса, так что просто запускаем и играем. Причем как запуск самой игры, так и загрузки внутри ее, происходят очень быстро — видно, что на серверах используется современное «железо».
Но, конечно, не обошлось без нюансов. Так, новые игры добавляются с небольшой задержкой — выпущенная утром Sekiro на Playkey появилась к вечеру, а на GeForce Now и вовсе на следующий день. На ноутбуке моего коллеги GeForce Now не стал запускать Divinity: Original Sin 2 и XCOM 2 — у меня XCOM 2 заработал, но с третьей-четвертой попытки. Кроме того, все тот же GeForce Now не запоминает выставленные вами графические настройки — их каждый раз надо менять заново, а затем перезагружать игру. В большинстве случаев настройки изначально выставлены адекватно, но на форуме сервиса можно найти жалобы, что какое-то время для Far Cry 5 было настроено минимальное качество графики, хотя видеокарты в GeForce Now позволяют обойтись без этого.



Наконец, Playkey подложил свинью с Assassin’s Creed: Odyssey — выяснилось, что сервис нормально поддерживает только версию игры из магазина Uplay, у меня же игра была куплена в Steam. Обходной путь хоть и нашелся, но не очень удобный: вместо того, чтобы сразу запускать игру, из каталога Playkey можно запустить Steam и через него скачать нужную игру. Заняло это примерно полчаса, но куда хуже то, что сервис не сохраняет скачанную игру — при каждом запуске процедуру приходится повторять заново. В Playkey пояснили, что таким образом экономят место на дисках, не ставя те игры, которые непопулярны, но нам эта аргументация кажется странной: многие люди принципиально покупают максимум игр в Steam, а получасовая загрузка перед каждым стартом делает их практически неиграбельными. В сервисе говорят, что можно написать в поддержку с просьбой добавить ту или иную игру — но насколько хорошо работает эта услуга, нам протестировать не удалось.

Не все однозначно и с качеством картинки. Оба сервиса обещают FullHD при 60 кадрах в секунду «на максималках» — если, конечно, у вас все в порядке с качеством канала. Но когда я начал тестировать Playkey, то выяснилось, что требовательные к железу Shadow of the Tomb Raider и Assassin’s Creed Origins нормально идут лишь на высоких настройках, но никак не на максимуме. Небольшое исследование показало, что серверы, к которым подключает сервис, находятся в Германии, а графическая карта определялась как NVIDIA Tesla M60 — эта профессиональная карта была выпущена в конце 2015 года и сегодня уже не является венцом технологий. Впрочем, на высоких настройках игры в Playkey работали вполне нормально: изображение шло без артефактов, звук не хрипел, а персонажи реагировали на команды без заметной задержки. С сетевыми играми все немного сложнее, но об этом позже.

GeForce Now использует более новые и мощные NVIDIA Tesla P40, поэтому настройки получилось поставить близкие к максимуму. Но возникла другая проблема — с каналом. Встроенный в приложение тест показывал, что качество соединения у меня «на троечку», во время игры регулярно появлялись сообщения о потере пакетов, звук хрипел, а изображение то и время начинало подергиваться.



Небольшое исследование показало, что вина во многом лежит на моем провайдере: проверка разных европейских серверов с помощью Speedtest показала, что данные грузятся не на максимальной скорости, а пинг составляет 60-70 миллисекунд, в то время как у пары моих друзей этот показатель был в два с лишним раза меньше. Техподдержка решить вопрос не смогла, поэтому я просто выбрал другого провайдера — к счастью, в крупных городах любой дом обычно обслуживают три-четыре компании.

Как только с качеством канала все оказалось в порядке, то GeForce Now заработал намного лучше. Лишь иногда приходилось вспоминать, что это бета: некоторые игровые сессии начинали сильно тормозить, но во всех случаях проблему удавалось решить с помощью ручной смены сервера. Произошли изменения и в Playkey — после смены провайдера меня стало соединять с московскими серверами компании, на которых установлены более мощные GeForce 1080 Ti. В итоге по качеству картинки оба сервиса оказались почти равны, с небольшим преимуществом Playkey — чувствуется, что серверы у этой компании расположены ближе.

Жаль лишь, что качество все равно неидеальное: все-таки видно, что сигнал сжимается — обычно это заметно на облаках и тумане, которые выглядят слегка грязными. GeForce Now позволяет вручную увеличить канал до 50 мегабит, но даже это не избавляет от артефактов полностью — для идеальной картинки явно нужно еще больше. Интересно, как в Google Stadia собираются реализовать обещанные разрешения 4К и 8К — или компания готовит какой-то особенно совершенный алгоритм сжатия, или ожидает, что пользователи массово начнут переходить на гигабитные каналы.

Еще одной неприятной неожиданностью стали «очереди»: — в вечерний прайм-тайм мощностей обоих сервисов порой не хватает на всех желающих поиграть прямо сейчас. Кроме того, ни один сервис не поддерживает технологию RTX, хотя это могло бы стать интересной фишкой: не все готовы сразу платить 25 тысяч за новую карту с этой технологией, а в облачном сервисе ее можно было бы пощупать гораздо дешевле.



Ну и отдельная история — сетевые игры. В них пинг увеличивается больше обычного: сначала сигнал идет от пользователя до облачного сервера, затем с облачного сервера на сервер с игрой, затем обратно, а после свой вклад вносит еще и декодер, который тоже работает не моментально. В Battlefield V на сервере Playkey удалось получить следующий результат: 10 миллисекунд декодер, 9 миллисекунд до сервера Playkey и еще 49 миллисекунд до сервера игры. Суммарно около 70 миллисекунд — показатель, которого, в принципе, хватит для любительской игры, но явно будет недостаточно для профи. Чтобы сократить этот разрыв, облачные серверы и серверы с сетевым кодом надо размещать в одном месте, тогда разница будет минимальной. С учетом того, что Microsoft и Electronic Arts уже анонсировали собственные облачные сервисы, в будущем мы можем увидеть подобную услугу хотя бы для некоторых игр.

Дела бюджетные



Тест обоих сервисов показал, что, несмотря на кучу проблем и детских болезней, стриминг игр — это технология, которая вполне работает уже сегодня. За время теста я наиграл с полсотни часов в Shadow of the Tomb Raider, Battlefield V, Tropico 6 и Assassin’s Creed Odyssey — причем последнюю я пропустил во время релиза и планирую сейчас пройти до конца именно в стриминговом сервисе, так как на моем уже устаревшем компьютере приходится выставлять более низкие настройки графики, чем позволяет облачный сервис.




Но теперь давайте прикинем, кому такой сервис может быть интересен с точки зрения пользователя. GeForce Now из расчетов убираем сразу: ценник пока не объявлен, а идущая сейчас бета бесплатна — если получили приглашение, то играйте сколько влезет. А вот Playkey за свои услуги уже просит деньги. Час игры стоит 60 рублей, также доступны пакеты: 70 часов в месяц обойдутся в 1290 рублей, 200 часов в месяц стоят 1990 рублей, а за месячный безлимит придется заплатить 2290 рублей.

Давайте сравним эти цифры со стоимостью покупки классического PC. Идем в нашу инструкцию по выбору игрового компьютера 2019 года и видим, что игровая система, способная выдавать аналогичную стриминговым сервисам графику, стоит около 86 тысяч рублей — это сборка с RTX 2070. Можно немного сэкономить, поставив SSD поменьше и использовав корпус попроще — тогда будет примерно 80 тысяч. С другой стороны, для стриминга нам тоже понадобится компьютер (давайте условимся, что в этом эксперименте мы стартуем с «нуля»): стартовая «офисная» конфигурация в той же инструкции стоит 25 тысяч, а если добавить к ней нормальную видеокарту для сетевых игр, то выйдет уже 37 500 рублей.

Условимся, что никаких накоплений у нас нет, поэтому мы берем кредит. Для компьютера за 80 тысяч ежемесячный платеж при ставке в 18,5% и сроке кредита в 24 месяца составит 4013 рублей. Компьютер за 37 500 рублей обойдется в 1881 рубль в месяц, плюс добавляем тариф за 1990 рублей (он позволит играть по 6-7 часов в сутки) — и получаем сумму примерно того же порядка. В итоге при игре на облачном сервисе через два года нам придется продолжить платить все те же две тысячи, а в варианте с компьютером платежи снимаются, а мы получаем сборку, которая еще сможет тянуть игры на пусть и не максимальных, но все равно неплохих настройках. С другой стороны, «облачники» к тому времени наверняка модернизируют железо, поэтому, и чтобы быть в ногу со временем, придется брать очередной кредит — минимум на те же 2 тысячи в месяц, чтобы купить новую мощную видеокарту.



При таком паритете мы, конечно, посоветуем компьютер: лучше графика (из-за наличия RTX и отсутствия сжатия при стриминге), нет зависимости от интернета, а запас производительности пригодится и для других задач, вроде работы с видео. Плюс положителен и тот факт, что компьютер физически принадлежит вам. Например, стриминговый сервис может просто закрыться или изменить цены, полностью спутав все карты — это, кстати, уже случалось с GeForce Now, который какое-то время коммерчески эксплуатировался для консолей NVIDIA Shield.

Но стоит признать, что подобная «стерильная» ситуация с покупкой всей системы с нуля и использованием ее в хвост и гриву бывает далеко не у всех. Кто-то играет немного и обойдется 70-часовым тарифом за 1290 рублей — тогда полный платеж выйдет в 3200 рублей вместо четырех тысяч. У многих уже есть старенький компьютер или ноутбук, которых хватит для стриминга — тогда не придется покупать даже простую новую систему. Кто-то и вовсе предпочитает консоли, вспоминая о PC лишь пару-тройку раз в году, чтобы пройти те игры, которые на этой платформе играются удобнее всего. В этих случаях заплатить 1300-2000 рублей, чтобы сыграть с комфортом и на максималках — вполне здравое решение. Наверняка найдутся и другие схемы, в которых стриминг может оказаться выгодным: надо просто садиться и разбирать, как вы играете, сколько времени тратите, в какие деньги это вам обойдется в каждом конкретном варианте.

Поэтому, если кто-то вдруг будет рассказывать о стриминге, как об истории далекого будущего — то не слушайте его. Уже сегодня это вполне рабочая технология, которая может заменить (и уже заменяет) игровой PC как минимум некоторым категориям игроков. С другой стороны, стримингу нужно пройти долгий путь, прежде чем он станет по-настоящему массовым. Должны улучшиться интернет-каналы, причем как у пользователей, так и у операторов стриминга — и тогда есть шанс увидеть FullHD, а затем и 4К без заметного ухудшения графики. Надо упростить интеграцию с онлайн-магазинами, добавить версии для мобильных устройств и недорогих ТВ-приставок (NVIDIA Shield за 20 тысяч тут выглядит перебором), совместно с операторами крупнейших сетевых игр запустить серверы, которые одновременно обрабатывают и стриминг игр, и сам сетевой код, делая задержку равной для разных типов игроков. Да и конкуренция на рынке должна быть более жесткой — когда услуги стриминга представляет лишь пара компаний, сложно понять, кому можно доверять, какими будут цены в ближайшее время, какие новые примочки получат пользователи.



Следующие несколько лет будут очень интересными с точки зрения игровых технологий. С одной стороны, разработку собственных решений для стриминга уже ведут такие компании, как Sony, Google, Electronic Arts и Microsoft. С другой стороны, буквально на днях выяснилось, что PlayStation 5 от Sony будет очень совершенной технически. Вряд ли новый Xbox сделают хуже, да и производители железа для PC не станут отставать. Для игроков все это может привести к некому периоду неопределенности, похожему на тот, в котором пребывал рынок игровых устройств в восьмидесятые и начало девяностых — вариантов, на чем играть, окажется слишком много, и будет трудно понять, на какой лучше делать ставку. Впрочем, в финале эта конкуренция скорее всего пойдет игрокам только на пользу.

Обсудить