Оглавление

Круче, чем GTA, Mass Effect и The Elder Scrolls (ну, возможно)

Какие игры создают бывшие сотрудники Rockstar, Blizzard, BioWare и других известных компаний

За последние годы образовалось несколько игровых коллективов, которыми руководят выходцы из известных студий. У них амбициозные планы, подкрепленные годами опыта, и, похоже, вполне ясный взгляд на то, какие игры они хотят создать. Мы решили посмотреть поближе на эти команды и на их разработки.

Build a Rocket Boy Games



Лесли Бензис был президентом Rockstar North и долгое время принимал ключевое участие в развитии франшизы Grand Theft Auto. Современный облик не только серии GTA, но и игр с открытым миром — во многом его заслуга. Начиная с третьей части, имя Бензиса неизменно стояло первым в финальных титрах каждой GTA. Неудивительно, что в 2014 году, когда Rockstar получала из рук Хидэо Кодзимы награду BAFTA за выдающийся и исключительный вклад в развитие игр, забирать ее от лица компании на сцену вышли именно братья Хаузеры, Аарон Гарбут (арт-директор) и Лесли Бензис.



GTA 5 была последней игрой, производством которой Бензис руководил в Rockstar. За первые сутки продаж пятая часть заработала 800 миллионов долларов. Бензис справедливо полагал, что рекордный успех Grand Theft Auto 5 сулит ему щедрые роялти, но братья Хаузеры и материнская Take-Two Interactive посчитали иначе. Бензиса уволили по надуманной причине и лишили возможности получить бонусы от продаж GTA 5. По слухам, Сэму Хаузеру не понравилось, что Бензис рассчитывал на 150 миллионов долларов премиальных. Бензис обратился в суд и 3 года добивался справедливости, настаивая, что его принудили уйти из Rockstar и незаконно лишили роялти. Дело урегулировали в 2019 году.

Пока шло разбирательство, Бензис не сидел без дела — в 2016-ом он открыл в Эдинбурге игровую студию Royal Circus Games (название вскоре поменяли на Build a Rocket Boy Games) и нанял больше ста сотрудников. В состав Build a Rocket Boy Games вошли бывшие кадры Rockstar North, Ubisoft, Gameloft, Ninja Theory и других компаний. За пару лет у Build a Rocket Boy Games появились филиалы в Лос-Анджелесе и Будапеште. На нужды своего бизнеса бывший президент Rockstar North привлек больше 40 миллионов долларов инвестиций.



Дебютная игра Build a Rocket Boy Games — экшен в открытом мире с рабочим названием Everywhere. Подробностей о нем пока очень мало. На сайте указано, что действие игры развернется в недалеком будущем, когда произошел серьезный технологический рывок. Теперь одни силы пытаются использовать технологии в личных интересах, а другие хотят, чтобы ноу-хау стали достоянием всего человечества.

От Бензиса ждут, что его новая игра будет похожа на Grand Theft Auto, но он уверяет, что Everywhere про другое. Хотя в ее основе тоже лежит принцип полной свободы передвижения и разумной вседозволенности. Разработчики рассказывают о проекте очень расплывчато. В Everywhere планируется полноценный сингл и бесшовный кооперативный режим. Также авторы проговорились, что хотят задействовать в игре потенциал социальных сетей. Команда надеется, что в перспективе Everywhere может стать индустриальным прорывом.

Разработка Everywhere шла полным ходом, но сейчас замедлилась из-за пандемии. Сотрудники переведены на удаленную работу, и, конечно, это может сказаться на сроках выхода. Впрочем, о релизе говорить еще рано. Пока что Everywhere даже официально не представили. И не похоже, что анонс игры состоится в ближайшее время.

Dreamheaven



Многие игроки убеждены, что самые яркие годы Blizzard Entertainment позади. Легендарная компания давно перестала делать великие стратегии, никак не может закончить Diablo 4, принимает спорные решения по развитию World of Warcraft и не уделяет должного внимания остальным своим проектам. Одни связывают это с тем, что Blizzard стала слишком большой и бюрократизированной, а другие — с тем, что из компании уволилось много классных творцов.



Одна из самых болезненных потерь команды — Майк Морхейм, ее соучредитель и бывший генеральный директор. Он стоял у истоков Blizzard и серьезно повлиял на все игры студии. Морхейма разочаровало вмешательство Activision в дела Blizzard и ее корпоративную культуру. Боссы Activision хотели, чтобы Blizzard выпускала игры чаще и существенно сократила расходы. Морхейм признавался, что если раньше думал, как улучшить игры и внедрить в них какие-то инновационные особенности, то теперь ему приходилось заботиться о том, как сохранить их доходность. Майк Морхейм ушел из Blizzard в 2019-м и после года отдыха открыл в партнерстве с несколькими старыми коллегами издательство с красивым названием Dreamheaven.



Dreamheaven, по замыслу Морхейма, должна помогать талантливым независимым командам с финансированием и дистрибуцией их проектов. Разработку собственных игр будут вести две дочерние студии Dreamheaven — Moonshot Games и Secret Door. Их тоже возглавляют ветераны Blizzard Entertainment. Moonshot нацелена на создание крупной RTS в лучших традициях серий Warcraft и StarCraft. Руководит ей Джейсон Чейз, продюсер World of Warcraft, StarCraft 2, Diablo 3 и Hearthstone. Разработчики из Secret Door позиционируют свой коллектив как дом для творцов. Они не хотят сильно расширяться и планируют создавать относительно небольшие, инновационные игры. Управляют Secret Door Крис Сигати, Алан Дабири и Эрик Доддс, проработавшие на ведущих должностях в Blizzard больше 20 лет. Недавно к ним присоединился Омар Гонсалес, один из технических лидеров World of Warcraft.

Майк Морхейм не исключает, что в будущем у Dreamheaven появится еще несколько дочерних студий, но за бурным ростом он не гонится, как не гонится и за сиюминутной прибылью. Пока Морхейм со своими коллегами хочет воссоздать атмосферу, которая царила в ранней Blizzard, и посмотреть, что из этого получится.

Frost Giant Studios





Другая группа ветеранов Blizzard Entertainment в начале 2020 года объявила о создании Frost Giant Studios. В нее вошли известный сценарист Blizzard Микки Нильсон, дизайнер StarCraft 2 Райан Шюттер, старший художник StarCraft 2 и Diablo 4 Джесси Брофи, ведущий дизайнер кампаний Warcraft 3: The Frozen Throne Тим Кэмпбелл, продюсер StarCraft 2 Тим Мортен, ведущий инженер StarCraft 2 Джеймс Анхальт и еще с десяток других бывших сотрудников Blizzard.

В несколько этапов Frost Giant Studios смогла привлечь от инвесторов около 10 миллионов долларов (вложилась даже Riot Games, создавшая League of Legends). Команда планирует потратить эти деньги на разработку ААА-стратегии в реальном времени. Несмотря на спад интереса к жанру в последние годы, Frost Giant Studios верит, что поклонников у него еще немало и ему просто нужна хорошая встряска. Ее Frost Giant Studios и намеревается устроить.

Сейчас студия определяется с сеттингом, сюжетом, фракциями и техническими нюансами будущей RTS. В ближайших планах у команды создать играбельный прототип, а затем шлифовать его до идеального состояния. По крайней мере, по такой системе работали в Blizzard, многолетнюю школу которой прошел почти весь состав Frost Giant Studios.

Archetype Entertainment



Archetype Entertainment — дочернее предприятие «настольного» издательства Wizards of the Coast. Руководит компанией Джеймс Олен, ветеран BioWare с 22-летним стажем. Олен был старшим дизайнером и креативным директором Baldur's Gate и Baldur's Gate 2, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Dragon Age: Origins и Star Wars: The Old Republic. Коллеги называли Олена крестным отцом дизайна BioWare.



В 2018 году Джеймс Олен уволился из BioWare и планировал вообще уйти из игровой индустрии. Но появилась Wizards of the Coast с заманчивым предложением возглавить новую студию и создать в ней игру в обстановке полной творческой свободы. Помимо Олена, к Archetype присоединился Чад Робертсон, отвечавший в BioWare за онлайн-направление, а также бывшие сотрудники id Software, 343 Industries, Naughty Dog, Bethesda Game Studios и других известных компаний. Сегодня команда продолжает активно пополняться новыми кадрами.

Wizards of the Coast не навязывала Олену разработку игры по самым популярным и очевидным своим IP — Dungeons & Dragons и Magic: The Gathering. Наоборот, издательство хочет получить уникальную RPG в оригинальной вселенной. Уже точно известно, что разработчики Archetype выбрали для игры научно-фантастический сеттинг, а основная ставка в ней делается на масштабный, нелинейный сюжет, развитие которого зависит от решений игроков.

И здесь еще одна приятная новость: ведущим сценаристом проекта стал Дрю Карпишин, известный по своим сценариям к Baldur's Gate 2, Star Wars: Knights of the Old Republic и, конечно же, Mass Effect 1-2. Карпишин ушел из BioWare в 2018-ом, потеряв, как он сказал, энтузиазм и азарт от разработки игр. «Но в Archetype моя страсть возродилась. Атмосфера в студии напоминает мне о первых днях в BioWare. Я чувствую магию в воздухе», — написал Карпишин в своем блоге после того, как присоединился к Archetype Entertainment.

Президент Wizards of the Coast Кевин Кокс еще в 2017 году заявлял, что его компания планирует существенно увеличить инвестиции в видеоигры. Archetype — кажется, одно из главных вложений издательства. Возможно, именно здесь сейчас делают «правильный» Mass Effect, который мы все давно ждем.

Yellow Brick Games





Еще одним заметным человеком в BioWare был Майк Лэйдлоу. Он начинал как сценарист Jade Empire, затем немного помог Дрю Карпишину с Mass Effect, но наибольшее признание получил за развитие серии Dragon Age. При создании Origins Лэйдлоу выступал сценаристом, продюсером и творческим лидером. За проделанный труд он удостоился ряда престижных наград и номинаций. Именно Майк Лэйдлоу принял на себя шквал критики за спорную Dragon Age 2, которая разочаровала многих игроков. Сложная разработка Dragon Age 3 окончательно вымотала Лэйдлоу, и в 2017 он ушел из BioWare.

Сейчас Лэйдлоу значится творческим директором студии Yellow Brick Games, которую он основал вместе с Томасом Жиру, Фредериком Сен-Лораном и Джеффом Скальски, ветеранами Ubisoft, работавшими над The Crew и серией Assassin's Creed. О своем дебютном проекте Yellow Brick говорить пока не готова. В пресс-релизах команда лишь отметила, что хочет делать небольшие, высококачественные игры, в которых опыт геймеров ставится на первое место.

OnceLost Games





В 2019 году малоизвестная студия OnceLost Games скромно объявила о создании RPG The Wayward Realms. Этот анонс станет гораздо интересней, если посмотреть, какие люди за ним стоят. OnceLost Games — команда бывших разработчиков The Elder Scrolls. Например, технического директора OnceLost Games Джулиана ЛеФэя называют не иначе как «отцом The Elder Scrolls». Он проработал в Bethesda 10 лет и был ведущим программистом и дизайнером The Elder Scrolls: Arena, The Elder Scrolls: Daggerfall и An Elder Scrolls Legend: Battlespire. Также ЛеФэй привлекался в качестве консультанта на раннем этапе разработки Morrowind, за что получил особую благодарность в титрах.

За дизайн, сценарий и лор The Wayward Realms отвечает Тед Петерсон, тоже хорошо известный фанатам The Elder Scrolls. Он прорабатывал вселенную TES с самых первых частей и как-то признался, что для одной только внутриигровой литературы серии написал порядка 150 000 слов. «Краткая история Империи», «Истоки гильдии магов», «Воззвание к Азуре» и десятки других книг, которыми все зачитывались, играя в The Elder Scrolls, — его работа. Даэдрический принц Шеогорат, кстати, получил свое имя в честь Теодора Петерсона.

Третьим участником разработки The Wayward Realms является Виджей Лакшман, продюсер и ведущий дизайнер The Elder Scrolls: Arena. Он ушел из Bethesda в 1994 году и с тех пор сделал успешную карьеру в игровой индустрии: на его счету больше 80 игр (от Crash Bandicoot до The Lord of the Rings: Online).



Авторы The Wayward Realms признают заслуги последних частей The Elder Scrolls, но считают, что нынешние игры серии упростились и растеряли масштаб. OnceLost Games вдохновляется Daggerfall и хочет объединить в The Wayward Realms философию дизайна ролевых игр 90-х с современными технологиями и производственными стандартами. Амбиции у студии довольно смелые: в The Wayward Realms планируется большой и разнообразный мир, динамичная боевая система, глубокая ролевая составляющая с множеством классов, нелинейные квесты, несколько борющихся за власть фракций и разнообразный бестиарий. От людей, заложивших основы The Elder Scrolls, меньшего и не ждешь.

Хотелось бы заявить, что The Wayward Realms по силам составить конкуренцию The Elder Scrolls 6, но пока надеяться на это сложно. У OnceLost Games нет команды уровня Bethesda Game Studios (команда вообще пока что даже не сформирована), и речь уж точно не идет о сравнимых бюджетах. Хорошо было бы получить RPG уровня The Elder Scrolls, но больше шансов, что случится вторая Underworld Ascendant, которую тоже делали ветераны жанра и играть в которую было почти что больно.

Theorycraft Games





Theorycraft Games отметилась в инфополе, главным образом, новостью о том, что она собрала на свою первую игру почти 40 миллионов долларов. Инвесторов подкупил состав команды — в нее входят бывшие разработчики Overwatch, PUBG, Destiny, Dota 2, League of Legends, Valorant, Team Fortress 2 и других сетевых блокбастеров. В новой студии они хотят дать геймерам похожий опыт — в планах студии глубокая соревновательная игра с отточенным балансом, за которой можно будет провести тысячи часов.

Амбиций, опыта и денег Theorycraft не занимать, но это еще не гарантирует успех. Уж слишком сложная задача стоит перед разработчиками: нужно не только сделать почти идеальный соревновательный продукт, но и суметь обратить на него внимание привередливых игроков, которые давно осели в других проектах.

Игровая индустрия все еще сравнительно молода, и у нас не так много примеров, когда ушедшие в самостоятельное плавание разработчики знаменитых игр добиваются успеха, сопоставимого с их прошлыми достижениями. Хочется верить, что всем упомянутым в этом материале командам удастся осуществить задуманное, и они еще подарят нам немало отличных новинок.

Обсудить