Оглавление

Культовые серии стратегий 90-х

Civilization, Warcraft и другие игры, ставшие лицом жанра на десятилетия вперед

90-е годы стали для игровой индустрии эпохой стратегий. Ни в одно другое время фанаты жанра не получали столько легендарных серий, в большинстве из которых игроки до сих пор оставляют сотни и тысячи часов. Мы собрали все значимые стратегии, с которыми новички жанра просто обязаны ознакомиться, а ветераны — лишний раз вспомнить бессонные ночи в компьютерных клубах.

SimCity





В 1989 году Уильям Райт и его студия Maxis выпустили Simcity Classic и подарили миру видеоигр новый жанр — градостроительная стратегия. Райт разработал ее еще в 1985 году, но 4 года искал издателя, который согласился бы выпустить на рынок проект в непопулярном на тот момент жанре. В SimCity можно было не только развивать инфраструктуру, но и собирать налоги на дальнейшее процветание мегаполиса. Стратегия отличалась консервативностью геймплея, что не мешало ей раз за разом становиться бестселлером. Однако серии суждено было стать предком куда более хитовой линейки — The Sims. Игра позволила Райту реализовать давнюю мечту. Ему было недостаточно просто градостроительного симулятора — он всегда хотел добавить в него людей, чтобы игроки не только строили здания, но и развивали персонажей, и преуспел в этом.

Populous





Спустя 4 месяца после релиза SimCity, на другом конце Атлантического океана, британский геймдизайнер Питер Молинье выпустил Populous. Игра вышла на Amiga и стала первой популярной стратегией-симулятором бога. В реальном времени игрок мог менять ландшафт, создавать катаклизмы и противостоять враждебному богу под управлением искусственного интеллекта. Все божественные действия можно было активировать за счет маны, которая накапливалась при увеличении количества последователей. Победить в миссии можно было только уничтожив главное строение вражеского культа. К сожалению, серия Populous оборвалась на третьей игре. Но несмотря на закрытие многопользовательских серверов в 2004 году, самые преданные фанаты продолжают играть в стратегию через собственную программу для подбора противников.

Civilization





В 1990 году студия MicroProse, созданная Сидом Мейером, Брюсом Шелли и Биллом Стилли, была лидером в жанре авиасимуляторов. Спустя год она навсегда вошла в историю, выпустив Sid Meier's Civilization, которая затмила все прочие проекты компании. «Цивилизация» стала первой игрой, где можно было руководить реальным государством за одного из исторических лидеров. Экономически это была в меру сложная стратегия, где города производили ресурсы, которые тратились на юнитов, а жители могли устроить бунт, превратив ваше поселение в варварское. Боевая же часть была очень простой, и именно симбиоз такого подхода к экономике и сражениям превратил игру в короля жанра на десятилетия вперед.

Civilization сумела не только пережить кризис между выходом первой и второй частей, но и стала еще успешнее после ухода Сида Мейера из MicroProse и основания Firaxis Games.



Хотя Civilization стала одной из первых легендарных стратегических серий, ей до сих пор удается держать лидерство в жанре. Даже Warcraft, на время вернувшая стратегиям популярность, остановилась на третьей части и не получила дальнейших продолжений. Шестая же часть «Цивилизации» имеет в 2021 году минимальный стабильный онлайн в 55 тысяч игроков, обгоняя все прочие стратегии в одном только Steam. И это не считая онлайн предыдущих частей! В этом году творению Сида Мейера исполняется 30 лет. Мало какая игровая серия может похвастаться подобным долгожительством.

Dune





По мотивам «Дюны» Фрэнка Герберта вышло несколько игр — квест Dune, стратегия Dune 2: The Building of a Dynasty (Battle For Arrakis), ее частичный ремейк Dune 2000 и стратегия Emperor: Battle for Dune. Именно Dune 2 стала легендой, заложив основы RTS. Тут приходилось часто драться и вся экономика работала исключительно на военную мощь. Пользователи строили базу, собирали ресурсы, сражались и завоевывали новую территорию, при этом все действия происходили на одном экране.

Еще одним новшеством стало случайное событие в виде песчаных червей, которые могли напасть в любой момент (по лору их приманивали вибрации техники). Конечно, их можно было убить (хотя для этого требовалось долго играть) или же накормить дешевыми боевыми единицами, чтобы прогнать, но непредсказуемые нападения держали игрока в напряжении. Это именно то, от чего отказался Сид Мейер в Civilization. По его мнению, случайные элементы игры раздражали бы пользователей и мешали наслаждаться игровым процессом.

The Settlers





Не только американские студии в начале 90-х дарили миру стратегии. В 1993 году немецкая Blue Byte Software выпустила The Settlers, попытавшись втиснуть почти все возможные поджанры в одну игру. В «Поселенцах» игрок мог одновременно развивать город, торговать, сражаться с врагами, и всё это в реальном времени! Стратегия вышла на компьютерах Amiga, став одной из лучших игр для этой платформы. Графически игра была лучше всех конкурентов в то время, но геймплейно ее нельзя было назвать идеальной. Слабым местом Settlers были бои, в которых игрок мало на что мог повлиять. Эту проблему разработчикам удалось решить лишь в третьей части, где игроки наконец могли управлять армией из сотен юнитов на одном экране. Однако судьба cерии схожа с Heroes of Might and Magic. В 2001 году Blue Byte Software купила Ubisoft, а все последующие части из-за различных недочетов так и не сумели добиться успеха первых трех игр.

Panzer General





В 80-е и начале 90-х для студия Strategic Simulations была самым известным разработчиком варгеймов. Ее игра Computer Bismarck стала хитом жанра для первых компьютеров, однако в то время ПК были редки, поэтому полноценный успех к компании пришел лишь в 90-х с выпуском Panzer General. В 1994 году это была, пожалуй, лучшая игра на тему Второй мировой войны, доступная даже на консолях. Ее суть заключалась в пошаговых битвах-сценариях, в которых можно было играть за вермахт, захватывая города и уничтожая технику противника. В игре было разнообразное количество типов юнитов, а сражаться можно было не только в Европе, но и в США.

В 21 веке Panzer General представлена серией Panzer Corps. Игра выпущена издателем Slitherine Strategies, который также возродил в 2019 году другую игру Strategic Simulations — Fantasy General.



Серия Panzer General породила похожие игры в фэнтезийных и научно-фантастических сеттингах, а сама студия после релиза первой части варгейма стала частью Mindscape. Та не дала серии угаснуть, а спустя год создала собственную линейку стратегий по Warhammer Fantasy. Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Warhammer: Dark Omen стали первыми видеоиграми по настольной вселенной, и с Warcraft у них было немало общего (первая часть даже вышла раньше игры от Blizzard).

X-COM







В 1994 году британская Mythos Games выпустила X-COM: UFO Defense — пошаговую тактическую 4X-стратегию, которая задумывалась как сиквел к игре 1988 года Laser Squad. Вряд ли кто-либо — даже руководитель разработки Джулиан Голлоп — догадывался, что игра превратится в серию, которая станет лицом тактических стратегий. Геймплей X-COM делится на два режима — стратегический и тактический. В первом игрок управляет базами на интерактивной карте Земли, а во втором воюет с пришельцами. Именно тактический режим стал визитной карточкой серии. Одна из ключевых особенностей — в том, что характеристики подконтрольных игроку юнитов влияют на количество выстрелов и на процент попадания по врагу. Параметры солдата время от времени приходится восстанавливать, а иногда даже пропускать ход.

В последующих частях серии разработчики добавили бои в реальном времени с параллельными действиями игрока и искусственного интеллекта, а также сражения против реального противника. А в 2012 году Firaxis Games перезапустила серию игрой XCOM: Enemy Unknown.

Warcraft





1994 год определенно стал самым продуктивным на стратегии, которые навсегда запомнятся фанатам жанра. Под конец года Blizzard Entertainment выпустила Warcraft: Orcs & Humans — первую игру в серии, которая спустя 9 лет станет прародителем самого популярного ныне жанра — MOBA. Для Blizzard релиз Warcraft не стал первым в портфолио. На тот момент студия (до 93 года называвшаяся Silicon & Synapse) уже выпустила Rock N' Roll Racing и The Lost Vikings и была известна геймерам. Однако Warcraft не была ни аркадой, ни платформером. Игру разработали в набирающим популярность жанре — стратегия в реальном времени. Она сочетала в себе сюжет и классический для RTS геймплей, похожий на Dune. Однако компания не стала покупать права на сторонний сеттинг, а создала собственную фэнтезийную вселенную. Именно сочетание увлекательного сюжета (который раскрылся по полной в третьей части) и геймплея с возможностью играть друг против друга завоевало сердца игроков по всему миру и помогло Blizzard превратиться в одну из самых известных игровых студий за всю историю индустрии.

Heroes of Might and Magic





В 1995 году геймдизайнер Джон Ван Канненгем выпустил первую стратегию по ролевой игре Might and Magic. В отличие от коллег по жанру, Heroes of Might and Magic предлагала игроку не просто пошаговые сражения и развитие базы или города, а целое приключение. Игроки могли путешествовать по карте, находя охраняемые сокровищницы, которые могли принести игроку редкий артефакт. Помимо обычных юнитов с различными характеристиками, в игре были герои, которым можно было отдавать полезные предметы. Некоторые из артефактов были магическими, и их разрешалось использовать не только в бою, но и на самой карте приключений. Также серия HoMM богата многообразием рас. Однако нередко из-за этого некоторые фракции были сильнее других.

Геймплей Heroes of Might and Magic не был уникальным. Во многом разработчики вдохновились King’s Bounty, которая считается родоначальницей пошаговых стратегий. Но ей так и не удалось превратится в полноценную серию.



В 1999 году New World Computing выпустила третью часть игры, которая и по сей день является вершиной серии. Несмотря на еще четыре выпущенные части, им так и не удалось добиться даже доли популярности Heroes of Might and Magic 3: The Restoration of Erathia. Кстати, игра вышла в России почти одновременно с остальным миром, что на тот момент было редким явлением. До сих пор стратегия является одной из самых знаменитых серий среди отечественных геймеров — особенно тех, чья юность пришлась на конец 90-х и начало 2000-х.

Command & Conquer





Разработанная Westwood Studios стратегия C&C по геймплею во многом копировала Dune 2, что неудивительно, ведь у них один и тот же автор. Но в отличие от «Дюны», Command & Conquer была сделана по новой вселенной. Сценаристы сочинили увлекательный сюжет и придумали запоминающегося и харизматичного главного злодея Кейна, которого сыграл Джозеф Дэвид Кукан. Все внутриигровые ролики были сняты с участием реальных актеров, что лишь добавляло происходящему колорита. История игры была вдохновлена военными конфликтами 90-х. Главными действующими лицами тут выступали Глобальный Совет Безопасности и военно-религиозное братство НОД, чьим лидером и был Кейн. Каждая организация получила собственную кампанию.

Westwood Studios не ограничилась историями о конфликтах вымышленных сил — далее она выпустила Command & Conquer: Red Alert. Игра стала частью серии, но на сей раз описывала противостояние между Альянсом и СССР под управлением Иосифа Сталина. Альтернативно-исторический сюжет также пришелся по вкусу игрокам, и Red Alert пополнила библиотеку любителей стратегий. Позднее издатель Electronic Arts комбинировал выпуски игры, добравшись в 2018 году до мобильных платформ.

Age of Empires





Вышедшая в 1997 году из под крыла Ensemble Studios игра сразу же стала хитом. Хотя это был лишь первый проект студии, команду разработки возглавлял Брюс Шелли, который на тот момент уже был признанным мастером жанра. «Эпоха империй» получилась самой исторической среди всех стратегий того времени. На релизе в игре было 12 цивилизаций и 4 кампании. Главной фишкой геймплея стали века — от каменного до железного. Игроку приходилось переходить в процессе кампании от одного века к другому. Вместе с эпохой открывались новые постройки и юниты, за счет которых и ковалась любая победа. Еще одним преимуществом над конкурентами стали 4 вида ресурсов — золото, дерево, железо и пища. Каждый из них требовался для определенных задач и был жизненно необходим для успешной кампании.

Age of Empires стала одной из немногих стратегий, у которых не было провальных частей. Возможно, за это стоит благодарить издателя в лице Microsoft, а быть может, успех серии связан с ее бессменным руководителем Брюсом Шелли. В любом случае Ensemble Studios удалось не только подарить фанатам три шикарные стратегии, но и выпустить в перерыве между ними Age of Mythology — аналог Age of Empires в сеттинге египетской, греческой и скандинавской мифологии. До сих пор фанаты серии ждут от Microsoft новой части AoM, но пока что издатель готовит Age of Empires 4.

StarCraft





После успеха двух частей Warcraft Blizzard создала стратегию в научно-фантастическом сеттинге, опять придумав собственную вселенную, которая полюбилась игрокам. Геймплей StarCraft не отличался от Warcraft. В космической RTS игрокам тоже приходилось добывать ресурсы, строить базу и сражаться на карте с противником. Единственное отличие — в StarCraft были три играбельные расы с собственными кампаниями, что уже ставило ее геймплейно выше Warcraft. А главное, она не просто вошла в топ лучших стратегий всех времен, но и значительно повлияла на развитие киберспорта.

90-е годы подарили жанру множество культовых серий, которые вдохновили других разработчиков на эксперименты со стратегиями. Так, в начале тысячелетия о себе заявили студии Paradox Interactive и Creative Assembly, без которых уже невозможно представить жанр. Однако, несмотря на застой в последние 5 лет (если считать Total War: Warhammer последней серией на века), у фанатов стратегий есть надежда на новую игру от студии Frost Giant под руководством ветеранов Blizzard. В конце 2020 года разработчики пообещали создать RTS в духе StarCraft и Warcraft, которая понравится не только опытным геймерам, но и тем, кто знаком со стратегиями мимолетно.

Обсудить