Оглавление

Kursk: удалась ли польская игра про российских подводников?

Устаревшая игра с местами ужасным геймплеем – но при этом на удивление адекватная в историческом смысле

Польская игра про русскую подлодку KURSK с самого начала выглядела спорно — разработчики из страны, с которой у России отношения зачастую складывались непросто, решили затронуть одну из самых болезненных катастроф в нашей современной истории. Воображение сразу рисовало пьяных матросов, которые кувалдой чинят ржавую торпеду, кровавого политрука с пистолетом наизготовку и прочие ужасы, часто происходящие в том случае, когда кто-то за рубежом берется сочинять про русских. Но нет: несмотря на небольшие промахи в фактике, обвинить разработчиков в неуважении к нашим подводникам не получается — все в рамках дозволенного и без откровенной клюквы.

Более того, из KURSK могла бы получиться вполне приличная патриотическая игра, если бы студию Jujubee всей командой перевезли в Россию, дали приличных денег и нормальных консультантов, а взамен попросили отказаться от пары совершенно дурных идей. В первую очередь — от сюжета про иностранного шпиона, который проникает на «Курск» для того, чтобы выведать секреты российской оборонки. Делает он это под видом гражданского специалиста, что, кстати, не так уж далеко от реальности — в печально известном походе на «Курске» действительно было несколько таких сотрудников. А вот то, что «гражданскому» мигом начинают давать вполне серьезные поручения, от замены плат в торпедах до ремонта дизеля (который в польской реальности лихо продолжает работать в подводном положении) — выглядит более чем странно.



Вторая огромная проблема KURSK — это бюджетность. Графика тянет год эдак на 2005-й, русская озвучка хоть и грамотна, но совершенно безэмоциональна, а анимация настолько ужасна, что без слез не взглянешь. Так что может и к лучшему, что матросы и офицеры подлодки по воле разработчиков никуда не ходят и почти всегда остаются на своих местах. Ну и окончательно графика «сыпется» в эпизодах, посвященных самой катастрофе: несмотря на все ухищрения, движок с древними спецэффектами просто не может адекватно показать крушение.

Впрочем, момент катастрофы наступает далеко не сразу: для начала главному герою предстоит с головой окунуться в трудовые будни подводников. И когда лодка отходит от пирса в Видяево, игра наконец-то показывает себя с хорошей стороны. Разработчики не стали ограничиваться набором отдаленно похожих на реальность декораций, а смоделировали подлодку почти целиком, за исключением трех кормовых отсеков — в них игрок попадает уже после взрыва вместе с остальным уцелевшим экипажем, так что отрисованы они в упрощенном виде.



Зато по первым семи отсекам можно бродить совершенно свободно: заглянуть на командные посты, искупаться в бассейне, позаниматься на тренажерах, вдоль и поперек излазать торпедный отсек и даже спуститься к одному из двух реакторов. Специалисты наверняка выкатят множество претензий к мелочам, но с точки зрения рядового поклонника вооружений сделано очень здорово: отсеки проработаны до мельчайших панелей на стендах, и даже каюты экипажа отличаются друг от друга — в одной, например, живет любитель клеить модели военной техники, а в другой начинающий художник.

Порой даже начинаешь бурчать, что «Курск» в игре сделан слишком реалистично. Создавая лодки проекта 949А, в конструкторском бюро «Рубин» явно не задумывались о такой материи, как «удобные локации»: например, отсеки «Курска» чаще всего состоят из трех уровней, а соединяющие их лестницы почти всегда находятся в разных местах. Польские разработчики добавили к этому очень слабую систему подсказок, а также технические проблемы — например, переход между отсеками обязательно сопровождается 10-секундной загрузкой.



Поэтому жизнью обычного подводника в «Курске» быстро наедаешься сполна. Задания в массе своей «почтовые»: героя просят что-нибудь принести от матроса в пятом отсеке, на месте его не оказывается, приходится топать пару отсеков обратно, а найденный там матрос соглашается помочь только после того, как мы поможем ему, и вот герой наматывает еще пару отсеков, обязательно заблудившись по пути. Через пару часов таких блужданий почти что превращаешься в подводного волка, с закрытыми глазами находя даже самые нелогично спрятанные лестницы — но все равно, то и дело оказываешься в какой-нибудь мастерской, о существовании которой и не подозревал.

Но каждый раз, когда от подобных блужданий начинает воротить, «Курск» подбрасывает какой-нибудь маленький сюрприз, будь то ритуал посвящения в подводники или подготовка подарка на день рождения одному из моряков. А ближе к концу ловишь себя на мысли, что даже привязался к этим низкополигональным и неуклюжим манекенам, которые обсуждают, что будут делать по возвращении из плавания, спорят о политике, ругают «америкосов» и мечтают, что после этих, самых крупных за десять лет учений, все будет иначе. И даже бредовый сюжет отходит на второй план — тем более, что в противостоянии со шпионом побеждают все-таки «наши». Ну а после взрыва торпеды в первом отсеке и вовсе становится все равно, где тут чьи — и вот уже бывший предатель выстукивает кувалдой по переборке просьбу о помощи, которая так и не прибудет вовремя.



KURSK — редкий случай, когда мы пускаем обзор игры без оценки. Возможно, проект стоило бы раскритиковать за техническую отсталость и кучу косяков, и отпустить на все четыре стороны с оценкой в пять-шесть баллов. Но я вспоминаю сцену с капитан-лейтенантом Колесниковым, при тусклом свете лампы пишущим свою легендарную прощальную записку, и рука не поднимается. KURSK совершенно неожиданно оказалась вне оценок, да и как к игре к ней относиться сложно. Это интерактивная история трагедии русских подводников, пересказанная с сильным польским акцентом. Да, без акцента могло бы быть намного лучше — но в России за такую работу никто не взялся.

Стоит ли платить за KURSK 400 с лишним рублей? Если вы интересуетесь катастрофой, да и в принципе всем военным — то вполне. Несмотря на все свои недостатки, из KURSK получилась неплохая виртуальная энциклопедия, позволяющая увидеть субмарину глазами служащего на ней моряка, а также стать свидетелем страшной трагедии, которую поляки пересказали близко к официальной версии, не вдаваясь в «клюкву» и конспирологические теории в духе «это все была американская субмарина». Но учитывайте, что как игра она требует серьезной доработки патчами, а красивой она вообще никогда не станет
.

Обсудить