Оглавление

Лига справедливости: зачем Epic Games судится с Apple?

Как крупнейшие платформодержатели борются за контроль, рынок и аудиторию

3 мая в США начались слушания по делу Epic Games против Apple. Создатели Fortnite подали антимонопольный иск, в котором выступили против высокой комиссии в цифровом магазине App Store. В студии убеждены, что компания намеренно нарушает принципы честной игры и выступает против конкуренции с ее сервисами. Кратко рассказываем, зачем Epic Games понадобилось развязать войну и почему Apple так борется за сохранение текущего порядка.

С чего все началось?



13 августа 2020 года Epic Games выпустила обновление для мобильной Fortnite. В новую версию разработчики добавили внутриигровые платежи, которые игнорировали комиссию App Store и Google Play. За нарушение правил платформодержатели удалили игру из магазина. В ответ Epic Games запустила кампанию #FreeFortnite в социальных сетях и на стриминговом сервисе Twitch и подала судебные иски в США и Европе.

Создатели Fortnite полагают, что и Apple, и Google (в меньшей степени) выступают монополистами, которые не дают развиваться компаниям и берут непомерную плату в 30% со всех отчислений. С ними согласны Microsoft, Facebook, Spotify, группа издателей New York Times, News Corp., Bloomberg, а также десятки организаций, представляющих средний и малый бизнес. С последними Apple попыталась договориться еще до суда: компания снизила комиссию в два раза (до 15%) при условии, что транзакции приносят владельцам менее $1 млн в год.



Чего хочет Epic Games?



Обновление политики сервиса, чтобы компания могла разместить и продвигать собственный магазин, подписки и товары, а заодно позволить заниматься этим другим участникам рынка. Например, самая популярная игровая площадка Steam не может разместить свое приложение в App Store. Снижение 30% комиссии на все покупки — еще одно важное требование. Глава Epic Games Тим Суини убежден, что уменьшение налога позволит сделать цены на цифровые товары более привлекательными.

Неужели нельзя просто снизить комиссию?



Нет. Для Apple это один из основных источников доходов. По данным Statista, он ежегодно растет: в 2017-м отчисления от внутренних покупок в App Store принесли $37 млрд. В 2020-м показатель достиг отметки в $72 млрд. Для сравнения продажи iPhone 12 в первом квартале 2021-го принесли Apple $65,6 млрд.

А что с приложениями?



Тут тоже не все так просто. Apple считается гарантом качества и безопасности для пользователей. Сегодня в App Store находятся 2 млн приложений — все они регулярно модерируются, чтобы в экосистеме не появлялись мошеннические или вредоносные приложения. Если сделать магазин открытым, регулировать площадку и отслеживать нарушения станет сложнее. Кроме того, никто не дает гарантий, что сторонние организации будут придерживаться тех же стандартов, что и Apple.

App Store настолько важен для Epic Games?





Не так сильно, как кажется. В 2018 и 2019 году Fortnite принесла $9 млрд своим создателям. На устройствах под управлением iOS доля доходов от игры составляет 7%, на Android — 0,5%. Чуть больше — на Switch (8,4%) и PC (9,6%). Основные отчисления идут от владельцев консолей Xbox (27,5%) и PlayStation (46%).

С Sony студии пришлось договариваться и платить за кроссплатформенный режим. Японская компания сделала функцию платной для разработчиков и издателей, чтобы компенсировать потери от ее наличия, что подтверждают опубликованные документы. Однако после их обнародования издатель обратился в суд, чтобы скрыть их из публичного доступа.

Тогда чего Epic Games ведет себя так настырно?



Открытые экосистемы и снижение комиссий давно не дают покоя корпорациям. Техногиганты активно борются за влияние и источники доходов (поэтому даже Epic Games прорабатывала совместную подписку с Apple). В последние годы чаще всего достается сервису Steam и компании Valve — на владельцев площадки регулярно подают в суд в том числе и по антимонопольным делам даже несмотря на уменьшение комиссии (ее размер зависит от финансовых показателей разработчика или издателя).

С одной стороны, Epic Games выступает за создание конкурентной среды, с другой — непоследовательна в своих заявлениях. Так, например, студия выступает против комиссии App Store, но при этом оправдывает такой же налог со стороны Nintendo, Microsoft (ранее в апреле 2021-го издатель снизил комиссию до 12% на ПК) и Sony, поскольку считает его справедливым из-за рекламы и помощи в продвижении Fortnite.

Как долго будет длиться суд?



Слушания только идут второй день. Сколько времени понадобится суду, чтобы услышать позиции всех сторон, предсказать невозможно.

Обсудить