Оглавление

Лихие 90-е: как в России и за границей рекламировали консоли

Новая реальность, совершенная игровая система и другие сказки, в которые верили постсоветские подростки

С видеоиграми сегодня знаком каждый. Поэтому никто не удивляется, когда в кино перед сеансом вдруг включается реклама Nintendo Switch. Совсем иначе было в девяностые, когда игровые консоли были сравнительно новой вещью даже в западных странах, а в бывшем же СССР на них и вовсе смотрели как на чудо. Реклама консолей тех лет тоже выглядит специфично: ее авторы не знали, как правильно подавать такую продукцию, поэтому часто следовали собственному представлению о прекрасном, стараясь остаться в рамках крошечного бюджета... Так, человек, который снимал эту рекламу SEGA, явно мечтал снять собственный «Осенний марафон», но как-то не срослось.



Впрочем, в телеэфире начала 90-х доминировала вовсе не дорогая SEGA, а компания Steepler с придуманным ею брендом Dendy. Эта пиратская версия NES не только подарила постсоветским детям и подросткам возможность познакомиться с восьмибитной классикой, но и на всю жизнь вбила им в голову два слогана: «Dendy — новая реальность» и «Dendy — играют все!» Последнее утверждение, кстати, было не так уж далеко от истины. Практически в каждой семье, где были дети, можно было найти хотя бы самую простенькую версию этой приставки. Реклама у Dendy была вполне солидная и временами походила на какое-то научно-фантастическое кино.



Ну и, конечно, плох был тот владелец Dendy, который не мечтал обзавестись SNES. Тут реклама проехалась по детским мозгам особенно основательно. Что такое «цифровой звук»? Откуда в принципе может взяться аж 30 тысяч цветов? Ничего этого мы тогда не знали, но звучало очень круто, и этого нам было достаточно.







Компания Steepler продвигала свою продукцию не только с помощью рекламы. Снималась и программа «Денди — новая реальность», ведущий которой, Сергей Супонев, стал главным кумиром мальчишек и девчонок тех времен, а по совместительству — одним из первых «железных видеообзорщиков» в стране.



В середине 90-х Steepler привезла в Россию еще одну диковинку — портативную приставку Game Boy. В сердцах школьников 90-х, которые прежде видели разве что китайский «Тетрис» и советскую электронную игру «Ну, погоди!», она заняла совершенно особое место. Шутка ли — самая настоящая приставка со сменными картриджами, только с собственным экраном, работающая от батареек и помещающаяся в карман! Экран, конечно, маленький, черно-белый и без подсветки, а «пальчиковые» батарейки чудо-устройство жрет со страшной силой. И все же слоган, который придумали для Game Boy российские маркетологи, был очень точным — он и правда «всегда с тобой».



Помимо продукции Steepler, клоны приставок на российском рынке продвигали и другие компании. В игровой индустрии они не оставили заметного следа, зато в наследство от них мы получили подобающе упоротую рекламу. Вот, например, ролик об «игровом телевизионном компьютере Bitman», герой которого — своеобразная антитеза тихого простуженного ботаника из рекламы SEGA в самом начале текста. Этот мальчуган, хоть и мал пока, уже крепко усвоил главную жизненную мудрость: играть — не дают, играть — берут. Инфляция? Сокращения на заводе? Мне нет до этого дела. Я сказал — Bitman!



Впрочем, на Западе в то время тоже еще не до конца представляли, как нужно рекламировать видеоигры. Поэтому фанатов Mega Drive 2 превращали в киборгов...



...а у монтажера, работавшего над роликом о Sega CD, кажется, прямо посреди рабочего дня случился инсульт.



Будущим пользователям SNES обещали «трехмерную графику» (показывая при этом двухмерные спрайты из Street Fighter 2), а также загадочные «96 уровней».



В Корее герои игр Nintendo танцевали и пели в караоке.



В Китае «лицом», а вернее — даже двумя «лицами» обучающей системы «Сюбор» (это была смесь консоли и простенького компьютера) сделали самого Джеки Чана.



В рекламе оригинальной Killer Instinct уничтожали бензопилой аркадный автомат.



Atari Jaguar рекламировала психованная учительница математики.



А что творилось в ролике Panasonic 3DO, мы вообще не возьмемся пересказывать.



С одной стороны, конечно, сейчас сложно воспринимать все это всерьез. С другой, возможно, компания Softclub, создав очень странный рекламный ролик Mortal Kombat, как раз и хотела нажать на чувство ностальгии по ушедшим 90-м?

Обсудить