Ловушка для негодяя: самые оригинальные способы защиты игр

Соляные шахты, карательные операции и публичные казни — чем занимаются разработчики, чтобы поставить на место злостных нарушителей

В декабре 2019-го мы рассказывали о необычных ловушках для пиратов — хитростях, на которые идут создатели игр, чтобы наказать владельцев нелицензионных копий. И авторов, и издателей можно понять — воровство контента влияет на их будущее. Однако честных геймеров все это едва ли касается. Но есть категории вредителей, которых не переносит ни одна из упомянутых групп. Читеры (используют запрещенное ПО) и ливеры (выходят из матча до его завершения). Эти ребята портят впечатление от игр и нередко отпугивают порядочных игроков. В последние годы сетевое жульничество и несдержанность стали огромной проблемой для разработчиков. Сегодня они вынуждены выдумывать необычные способы для борьбы с ними. О самых нестандартных методах — в нашем материале.

Ни шагу назад





Побег с поля боя до конца матча — самый частый пример некрасивого поведения. Капитулянты ни за что не хотят уступать и терять очки рейтинга (и это удивительно, так как во многих играх за подобные выкрутасы наказывают двойным понижением баллов, но нарушителей подобное едва ли останавливает). Покидая матч, пользователи подводят товарищей по команде и отбирают чувство победы у соперников. Такой поступок нарушает принципы честной игры, поэтому разработчики никогда не оставляют разнузданное поведение безнаказанным.

В некоторых играх авторы временно блокируют аккаунт. Например, пользователи, которые постоянно покидают соревновательные матчи в Destiny 2 в режиме «Горнило», получают бан на полчаса. В For Honor штраф за преждевременный выход составляет всего 10 минут. Но если из команды сбегает лидер группы, наказание ждет всех участников. Авторы Gears 5 поступают еще жестче: за систематические проступки разработчики блокируют доступ к мультиплееру на 2 года.



Более популярный способ — баны с нарастающей продолжительностью. Так разработчики борются со злостными нарушителями, которые не понимают с первого раза. Чем чаще игрок сбегает, тем длиннее будет срок наказания: от нескольких минут до целого дня, как в Rocket League или Smite, и даже недели, как в Counter-Strike: Global Offensive. В рейтинговом режиме Overwatch можно и вовсе схлопотать бан до конца сезона.

Похожий метод — низкий приоритет при подборе участников. Его получают игроки, которые выходили из матчей в League of Legends. Чтобы очистить имя, пользователи должны сыграть 5 партий от начала и до конца. При новых нарушениях время ожидания в очереди увеличится. В Dota 2 система еще жестче: в 5 играх нужно не просто сыграть, а победить. Вдобавок участники не получают предметы и опыт и могут искать матчи только в режиме Single Draft (игра тремя случайными персонажами). Но главное: Dota 2 подбирает таких же хулиганов с низким приоритетом.



Самый изящный ход — изолировать нарушителей от честных игроков и лишить их удовольствия от неподобающего поведения. Авторы Friday the 13th: The Game отправляют таких пользователей на «Соляные шахты» — отдельные очереди подбора участников. Чтобы туда попасть, нужно набрать некое число очков соли. Баллы начисляются, если пользователь сбежал слишком рано, во время убийства, при игре за Джейсона или будучи хостом сессии. За пару-тройку выходов из матча авторы не наказывают, учитывая возможные проблемы с интернетом и прочие непредвиденные обстоятельства. К тому же при честной игре заработанные очки снижаются, так что угодить в «шахты» могут лишь патологические капитулянты.

В GTA Online есть отдельное лобби «Ненадежный игрок», в которое попадают в том числе за преждевременный выход c заданий. Нарушителя награждают колпаком с надписью «Тупица» и могут продержать в зоне отчуждения вместе с другими негодяями вплоть до недели и более. Подобные серверы для жуликов есть и в файтинге Marvel vs. Capcom 3.

Кстати, дезертиры в файтингах — особенно больная тема. Если в командных играх отряд еще может победить в меньшинстве, то побег из битвы один на один портит удовольствие оппоненту (по сути, он тратит свое время впустую). Поэтому авторы клеймят таких нарушителей. При подборе соперника порядочные геймеры сразу видят, кто стоит напротив них, и могут отказаться от боя. В Tekken 7 имена дезертиров выделяют желтым, а затем красным цветом. В Persona 4 Arena — сразу красным. В Street Fighter 5 профили беглецов отмечают иконкой смерти с косой, в довесок их банят на 24 часа и лишают части очков репутации.



Конфискация имущества — еще один метод борьбы с «ливами». Смысл в том, чтобы лишить нарушителя награды. В Pokken Tournament после каждого преждевременного выхода у дезертиров отнимают золото. В Rainbow Six Siege беглецов понижают в рейтинге и выдают серьезный штраф на получение внутренней валюты. В Overwatch учитывается количество сыгранных и завершенных матчей. И если последних меньше, чем первых, нарушитель впредь будет получать в 4 раза меньше опыта. Отменить наказание можно после выравнивания статистики.

Похожий на конфискацию метод — автоматическое поражение. Часто пользователи сбегают из матчей, поскольку боятся испортить свой рейтинг проигрышем. Но от этого не получится увернуться в Arms, Pokemon GO и играх серии Call of Duty. Оригинальный прием придумали разработчики студии NetherRealm: в Mortal Kombat X и Mortal Kombat 11 боец сбежавшего игрока погибает в кровавом Quitality (от слова quit — выход).



Разработчики From Software тоже встроили наказание в антураж игры. Если в Dark Souls 2 отключиться от сети посреди боя с другим пользователем, нарушителя лишат большинства онлайновых возможностей. Он не сможет призывать на помощь других игроков или быть призванным ими, сражаться на арене и вторгаться в чужие миры. А вот вломиться в мир беглеца по-прежнему разрешается каждому. Снять наказание можно: достаточно применить Кость Порядка, которую выдают в начале пути. Но если пользователь захочет дезертировать еще раз, новую Кость придется ждать около 10-14 часов непрерывной игры, при этом не сбегая от противников.

Читер на читере





Впрочем, беглецы из матчей — еще полбеды. Настоящая чума — читеры, которым любой успех покоряется без проблем. Вот только в процессе они портят нервы игрокам и репутацию разработчикам. Чтобы понимать масштаб проблемы, достаточно знать, что в первые три месяца после выхода Apex Legends в ней заблокировали 770 тысяч учетных записей, а разработчики PlayerUnknown’s Battlegrounds каждый день отправляют в десятилетний бан около 8 тысяч аккаунтов нарушителей.

Бывает и так, что разработчикам удается наказывать не только тех, кто использует запрещенное ПО, но и производит его. В 2017 году компания Blizzard отсудила у создателя чит-программ для Overwatch $8,5 млн. Авторам PUBG неоднократно удавалось добиваться куда более сурового наказания — торговцев арестовывали. Создатели Fortnite подавали в суд уже на игроков-читеров, которые на стримах открыто использовали запрещенные программы. Конечно, такие методы — скорее исключение из правил. Гораздо чаще авторы игр борются с жуликами совсем иначе.



Например, их отправляют на тюремные серверы, чтобы они упражнялись в гнусном мастерстве друг на друге, а не на порядочных игроках. Такие серверы любит использовать студия Respawn Entertainment: они есть в Titanfall и Apex Legends. Не отстает и Rockstar: отдельные уголки для жуликов под названием Cheaters Pool (дословно — объединение читеров) есть в GTA Online и Max Payne 3. Как правило, авторы дают оступившимся шанс исправиться и покинуть лобби. При повторном нарушении игроков банят навсегда.

А вот в EverQuest 2 попадание на сервер Drunder — дорога в один конец. При этом разработчики просят игроков, желающих добровольно попасть на Drunder, не нарушать правила, а просто подать заявку. Из последних примеров использования тюремных серверов — королевские битвы Call of Duty: Warzone и Fall Guys: Ultimate Knockout. Правда, авторы последней игры от этого метода уже отказались.



Еще один способ — привлечение самих игроков к борьбе с жуликами. В Counter-Strike: Global Offensive любой геймер может попасть в Патруль и стать одним из следователей. Их задача — изучать повторы матчей, отыскивать нечестных игроков и выносить вердикт, получая за это очки опыта. Коллективное решение затем рассматривают разработчики, и если подозреваемый действительно смошенничал, его банят навсегда. В июле такую же систему внедрили авторы PUBG. Вскоре она появится и в Dota 2.

Порой разработчики помогают игрокам устраивать охоту на читеров. Создатели EVE Online пару раз проводили настоящие карательные операции, (подробнее об этом мы рассказывали в другом нашем материале). А иногда игроки начинают действовать сами и берут на себя роль народных мстителей. Один такой каратель в GTA Online скинул читера в океан при помощи транспортного вертолета. Другой игрок помог забанить от 50 до 70 тысяч жуликов в Overwatch (совсем недавно его взяли на работу в Riot Games на должность античит-аналитика). А еще один геймер создал специального бота, который перемещался между серверами Team Fortress 2 и убивал других ботов.



А бывает разработчики превращают обычную блокировку аккаунтов в шоу. Самый известный случай произошел в H1Z1. Авторы забанили несколько тысяч человек и взамен на прощение предложили нарушителям публично извиниться в YouTube-ролике. Разработчики EVE Online создали виртуальную тюрьму, правда, только на китайских серверах. В ней читеры под страхом блокировки вынуждены заниматься сизифовым трудом — добывать руду астероидов, у которой в игре нет абсолютно никакого применения. А создатели Monster Hunter 3 в 2009 году заблокировали одного из нечестных игроков почти на 8 тысяч лет — до декабря 9999 года. Причем авторы издевательски добавили, что если после истечения срока жулик вздумает продолжать мошенничать, его забанят уже навсегда.



Другие авторы подают баны под видом публичных казней. Например, если аккаунт игрока в Guild Wars подлежит блокировке, из земли вырастает бог смерти Дуум и своей гигантской косой на виду у всех убивает персонажа. В Guild Wars 2 роль божества однажды взял на себя разработчик игры. После многочисленных жалоб на жулика с ником JT Darkside создатель перехватил управление его персонажем, разделся, помахал рукой на прощание и спрыгнул с моста.



В Runescape также устраивали показательные судебные процессы и казни: так в игре боролись с аккаунтами-ботами. Блокировка состояла из трех этапов. Сначала на уличенного в мошенничестве персонажа указывала гигантская драконья лапа, и он обращался в робота, открывая всем игрокам вокруг истинный облик. После этого бота банили на 24 часа и выдавали торговый запрет на 48 часов. При повторном нарушении сцена повторялась, а срок санкций увеличивался до 48 часов и недели соответственно. Наконец в третий раз лапа хватала бота и переносила его на судилище в отдельную локацию — Ботани Бэй (отсылка к австралийскому заливу Ботани, где некогда располагалась исправительная колония).

Там жулик в костюме арестанта представал перед другими игроками и судьей Мэтью Хопскотчем — «главным охотником на ботов» (тоже аллюзия на охотника на ведьм Мэтью Хопкинса). Пока он отчитывал мошенника, геймеры закидывали того гнилыми помидорами, а затем путем голосования выбирали ему одну из трех казней. В итоге бота либо раздавливала Лапа Правосудия, либо съедал огромный червь, либо сжигал божественный луч света. К сожалению, Ботани Бэй просуществовала лишь с сентября 2012 по август 2018 года: команда принялась банить ботов еще до их попадания на судилище, и локация попросту опустела.

Читеры были и будут большой проблемой для игроков и разработчиков. Они совершенно не стесняются мухлевать перед огромной аудиторией на стримах и киберспортивных матчах, а когда их ловят за руку, не только жалуются, но и требуют у создателей программ вернуть деньги. Жулики свято уверены в своей безнаказанности и нисколько не боятся серьезного наказания, ведь даже тренеры киберспортивных команд иногда пользуются запрещенными лазейками в играх. В конце концов, для самих производителей читы — прибыльный бизнес. И пока есть спрос, предложение никуда не денется, а значит и разработчики не оставят своих попыток бороться с ними всеми доступными способами. Причем это касается и одиночных игр: если уж и воспитывать геймеров, так при любой возможности. О наказаниях за использование чит-кодов и обман игр мы расскажем в другой раз.

Обсудить