Оглавление

Лучшие «евроджэнки»: неидеальные, но крутые европейские игры

«Готика», S.T.A.L.K.E.R., Kingdom Come: Deliverance и другие несколько кривоватые, но чрезвычайно увлекательные игры, сделанные с душой

Американские геймеры уже давно придумали для многих игр, выпущенных европейскими студиями, отдельный термин — eurojank. Обозначают им амбициозные, интересные, но тем не менее «сырые» проекты, авторы которых искренне пытались сделать революционные игры, однако переоценили собственные силы и не успели исправить многие проблемы к релизу. Если после прочитанного вам на ум сразу же пришел Cyberpunk 2077, то ничего удивительного в этом нет: последняя на данный момент игра CD Projekt идеально передает всю суть eurojank. Но «Киберпанк», разумеется, далеко не единственный пример. В сегодняшнем материале мы вспомним другие знаменитые европейские игры, которые вопреки недостаткам покорили сердца миллионов геймеров.

Забегая вперед, сразу стоит отметить, что вы не найдете в этом списке британскую серию Grand Theft Auto, игры финской студии Remedy, немецкой CryTek или даже украино-мальтийской 4A Games. А все потому, что они не совсем попадают под приведенное выше определение eurojank.

«Готика»





Первым делом, конечно же, стоит упомянуть прародительницу всех «евроджэнков» — оригинальную Gothic. Знаменитая RPG вышла еще в 2001-м и оказала значительное влияние на трехмерные игры с открытыми миром. Несмотря на баги и не самое интуитивное управление, проект небольшой немецкой студии Piranha Bytes по проработанности во многом превосходил более высокобюджетную Morrowind. «Готика» могла похвастаться куда более живым и правдоподобным миром, в котором у каждого NPC был свой распорядок дня. Персонажи ходили на работу, отдыхали в тавернах, собирались с друзьями, шли домой ночевать и реагировали на многие действия игрока: например, стоило достать меч из ножен посреди улицы, как кто-то из прохожих мог сделать то же самое в качестве самозащиты. Более того, в «Готике» даже животные обладали собственным продвинутым искусственным интеллектом, благодаря чему они вели себя довольно правдоподобно, вплоть до того, что по ночам ложились спать. Такое внимание к деталям продолжает впечатлять даже в 2021-м, поскольку далеко не все студии тратят столько же усилий на реализацию мира, сколько двадцать лет назад потратила Piranha Bytes.

Elex





Четыре года назад Piranha Bytes выпустила Elex — научно-фантастическую RPG в постапокалиптическом сеттинге. История с «Готикой» во многом повторилась: Elex оказалась кривоватой в техническом плане игрой с не самой лучшей боевкой, зато с по-настоящему интересным сеттингом и захватывающим сюжетом. Стоит перетерпеть первые пару часов, как Elex преображается из сделанной, казалось бы, на коленке игры в глубокую ролевку с вариативным миром, который хочется исследовать. На одной карте здесь уживаются средневековые воины, рейдеры в стиле «Безумного Макса» и высокотехнологичные религиозные фанатики, вооруженные плазменными пушками. Контактировать с каждой фракцией — сплошное удовольствие: настолько группировки уникальные и интересные. И наверняка после первого прохождения вам сразу же захочется начать игру сначала, чтобы пройти ее уже за другую сторону конфликта.

Трилогия «Ведьмак»





Меньше, чем за десять лет, CD Projekt Red смогла превратить игры про ведьмака Геральта из нишевых RPG в одну из главных франшиз игровой индустрии. У всех трех частей серии были проблемы, но в долгосрочной перспективе они не сказались на ошеломительном успехе трилогии. Так, первая часть огорчала обилием багов и плохой графикой, но радовала потрясающей атмосферой и яркими героями. Вторая тоже не могла похвастаться идеальным техническим исполнением, но ее проблемы, опять же, быстро забывались на фоне таких достоинств, как впечатляющая нелинейность и отлично написанный сюжет. Наконец, «Ведьмак 3» на релизе тоже разочаровывал багами, но с лихвой компенсировал их мощным сюжетом, неповторимой атмосферой и проработанным миром. CD Projekt Red попыталась сделать игру масштабов Skyrim, и каким-то чудом у нее это получилось, хотя это был первый опыт студии в создании открытого мира.

«Мафия»





Сегодня игры студии Rockstar славятся вниманием к деталям, с которым не может сравниться ни одно другое виртуальное приключение, но так было не всегда. Трудно поверить, но в начале 2000-х легендарная GTA 3 уступала в плане реализма чешской игре «Мафия». Компания Illusion Softworks, ныне известная как 2K Czech, сделала криминальную драму про Америку 30-х годов, которая во многом опередила свое время. «Мафия» могла похвастаться не только отличным, взрослым сценарием, но и невероятной по меркам своего времени правдоподобностью. Мы говорим об игре, где можно было спровоцировать полицейских превышением скорости или ездой на красный свет, игре, в которой была настолько реалистичная модель повреждения автомобилей, что машину можно было буквально разрушить на запчасти ударами бейсбольной биты.

Сегодня, само собой, играть стоит не в оригинальную «Мафию», а в новый ремейк, но если вы хотите лично оценить, насколько революционной была классическая игра, то обязательно разыщите старую версию.

Kingdom Come: Deliverance





Над Kingdom Come работало немало разработчиков «Мафии», которые в очередной раз задумали сделать максимально правдоподобную игру, но теперь уже про жизнь в средневековой Чехии. И с поставленной задачей они справились на ура: KD получилась глубокой ролевой игрой в духе Elder Scrolls с впечатляющей достоверностью. Например, если герой будет разгуливать ночью по городу без факела, то стражники могут остановить его и обыскать, заподозрив злой умысел в его нежелании попадаться на глаза. А еще на геймплей Kingdom Come влияют даже такие факторы, как чистота одежды персонажа: если рубаха героя будет заляпана кровью во время диалога, то игроку будет куда сложнее впечатлить собеседника своим красноречием. И это лишь несколько примеров реализма, тогда как на деле их десятки.

Единственной ложкой дегтя, испортившей многим игрокам первые впечатления от Kingdom Come: Deliverance на релизе, было обилие багов. Многие из них поправили патчами, но урон был нанесен. Плачевное техническое состояние — бич практически всех игр, упомянутых в этом материале.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl





«Сталкер» по праву можно назвать самой амбициозной игрой Восточной Европы: проект находился в разработке аж семь лет, и все эти годы команда не покладая рук трудилась, чтобы сделать шутер с наиболее реалистичным открытым миром. Долгое время авторы даже пытались реализовать целую экосистему с продвинутым ИИ, но большая часть их наработок так и не попала в релизную версию. Тем не менее, даже несмотря на вырезанный контент, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl все равно получилась особенной игрой, заслуживающей весь предрелизный хайп: она обрела миллионы поклонников (к слову, не только в России и СНГ, но и на западе) благодаря неповторимой атмосфере постсоветского «Фоллаута» и увлекательному геймплею, который позаимствовал некоторые элементы игрового процесса как у других шутеров с открытым миром наподобие Far Cry, так и у представителей жанра survival horror.

Хочется верить, что долгожданный S.T.A.L.K.E.R. 2 и польская Dying Light 2, авторы которой обещают сделать игру прямо с революционной нелинейностью, получатся слишком качественными играми, чтобы называть их евроджэнками. Однако, как показывает практика, на всякий случай стоит морально готовиться к потенциальным проблемам. Как минимум, техническим. Но это далеко не главное: если игра интересная, то ей можно простить многое. Наглядное доказательство тому — все проекты, упомянутые в этом материале.

Обсудить