Оглавление

Лучшие игры для Dendy

От Alien 3 до «танчиков»

В Россию массовое увлечение видеоиграми пришло значительно позже, чем в Европу, США или Японию. Поэтому тут мы оказались в положении догоняющих. Мало того, первой консольной ласточкой в России стала платформа, о которой за пределами бывшего СССР практически никто не знал и до сих пор не знает. Оно и неудивительно — восьмибитная Dendy, на которой мы увлеченно играли, была на деле пиратским клоном NES, что особенно забавно, если вспомнить, с какой настойчивостью ее создатели из компании Steepler вбивали в наши головы мысль, что ни в коем случае нельзя покупать пиратские картриджи.

Как бы то ни было, с работой своей Dendy справлялась на отлично, и со многими отличными играми мы познакомились именно благодаря ей – в том числе, с Battletoads, чей перезапуск, как недавно стало известно, выйдет 20 августа. О ней и еще об 11 наиболее ярких и увлекательных играх для этой приставки мы решили вспомнить в сегодняшней подборке.

Alien 3





«Чужой 3» принято считать чуть ли не худшей частью знаменитого НФ-хоррора, хотя с этим можно было бы поспорить. Но вот игра по мотивам фильма получилась точно очень неплохой, хоть и мало на него похожа. Alien 3 — двухмерный шутер, в котором главная героиня трех первых «Чужих», Эллен Рипли, исследует закоулки тюремной колонии Фиорина-161, уничтожает ксеноморфов при помощи довольно обширного арсенала оружия, заваривает двери, чтобы не дать инопланетным хищникам распространиться по станции, и спасает людей, которым не повезло попасть Чужим в лапы.

Как и многие другие игры в этой подборке, Alien 3 может показаться сильно устаревшей во многих отношениях, но что ее создателям удалось замечательно и что до сих пор отличает ее от множества выходивших в те же годы игр, так это атмосфера. Довольно большие и запутанные уровни, в которых легко потеряться, неожиданно появляющиеся враги, неумолимо тикающий таймер и просто великолепная музыка — благодаря всему этому прохождение Alien 3 было очень напряженным и интересным опытом.

Teenage Mutant Ninja Turtles 3: The Manhattan Project






Эпоха восьмибитных консолей совпала по времени с повальным увлечением «Черепашками-ниндзя», поэтому неудивительно, что на NES вышла даже не одна, а несколько игр про героев в панцирях. Причем каждая следующая была лучше предыдущей. The Manhattan Project, которая появилась на NES в 1992 году, была, пожалуй, самой увлекательной и качественной из них.

На предельно схематичный сюжет тогда, конечно, не обращали внимания. Какая разница, зачем именно Шреддер вдруг взял и похитил весь остров Манхэттен целиком, а заодно взял в заложники Эйприл и вызвал Черепашек на бой? Главное — что впереди восемь красочных уровней, которые можно пройти за любого из четырех героев, уничтожив в процессе десятки разнообразных врагов, среди которых ниндзя из клана «Фут», плотоядные роботы, кошмарные мутанты, а также лично Шреддер и Крэнг. Для молодых игроков начала 90-х этого было вполне достаточно. Впрочем, и сегодня TMNT3 играется вполне достойно, хоть и может временами показаться немного нечестной к игроку.

Duck Tales





На восьмибитных (а позже — и на шестнадцатибитных) платформах почти каждая игра по мотивам диснеевского мультфильма была настоящим событием. Тут, конечно, помог культовый «Час Диснея», который раз в неделю показывал постсоветским детям чудеса американской сериальной анимации: «Чип и Дейл», «Черный плащ». Даже совсем детскими «Мишками Гамми» тогда засматривались не на шутку. Но и сами игры по мотивам этих сериалов были все же отменные. Настолько, что сейчас даже сложно выбрать какую-то одну и назвать ее лучшей. Но, если все же приходится выбирать, то мы, пожалуй, остановимся на «Утиных историях».

В первой игре о похождениях Скруджа Макдака всего пять уровней но каких! Каждый — настоящая жемчужина: прекрасно продуманный и нарисованный, с интересными врагами и тайниками, которые так приятно было искать и находить. Да и возможность самостоятельно выбирать каждый следующий уровень приятно будоражила. Какая-никакая, а нелинейность. Даже к, на первый взгляд, нелепой боевой системе игроки в конце концов прикипели душой. Дядюшка Скрудж не просто прыгал врагам на головы, а еще выставлял вниз верную трость, которая, к тому же, пружинила при приземлении и помогала добираться до высоких платформ. К необходимости всякий раз зажимать кнопку, напрыгивая на врага, приходилось привыкать, зато потом скакать по уровням верхом на трости было очень весело.

Felix the Cat





Кот Феликс появился еще в эпоху немого кино и к концу века уже, конечно, несколько устарел. Даже изголодавшиеся по мультфильмам российские дети 90-х смотрели на него несколько свысока. Тем не менее, игра по мотивам как раз шедшего тогда по телевизору мультсериала Felix the Cat, оказалась весьма неплохой, заставив даже самых скептически настроенных зрителей и игроков полюбить придурковатого кота с волшебной сумкой в лапе.

Как и многие платформеры тех лет, Felix the Cat очень многое позаимствовала у сериала про братьев Марио. Но было у игры несколько важных отличий. Во-первых, узнаваемый и живой рисунок, а во-вторых, та самая волшебная сумка, с помощью которой мультяшный Феликс выкручивался из самых непростых ситуаций, а игровой — постепенно приобретал все более и более мощное оружие. Умелого игрока матерчатый артефакт наделял способностью ездить на танке, летать на самолете, плавать в батискафе. Да и уровни Felix the Cat визуально были, пожалуй, более разнообразными. Так и вышло, что игра по мотивам безнадежно устаревшего мультфильма стала одним из самых увлекательных платформеров своего поколения.

Battle City





Эту игру, наверное, не надо представлять никому, кто хоть немного застал восьмибитные платформы. В «Танчики» играл каждый, у кого была Dendy и многие из тех, у кого ее не было — тут помогали более удачливые друзья. Сложно сказать, почему именно простая, в общем-то, игра стала такой важной для владельцев восьмибитных консолей в России. Вероятно, отчасти за это надо благодарить вездесущие пиратские сборники «9999 в 1», на которые Battle City попадала с завидной регулярностью.

Но сводить все к влиянию тогдашних пиратов было бы, конечно, нечестно. Потому что Battle City — действительно неплохая игра, в которую особенно интересно играть вдвоем. Крохотные уровни и примитивный геймплей отступают на второй план, когда враг почти добрался до вашей базы, нужно спасать ситуацию, а тут приятель Витька из третьего подъезда очень некстати всаживает вашему танку снаряд прямо в бок. Саспенс — не то слово.

Contra





Еще одна игра, в которую в 90-х хоть раз играл любой российский школьник — Contra. В ней было практически все, что мы тогда любили: отважные герои, непролазные джунгли, кошмарные пришельцы, мечтающие уничтожить человечество, и много, очень-очень много стрельбы.

Как и в случае с Battle City, проходить Contra было особенно весело вдвоем. Хотя, тут взаимовыручка нередко сочеталась с соперничеством. У каждого был свой любимый вид оружия, и если эти предпочтения пересекались, вокруг выбитого во время игры апгрейда разгорались нешуточные страсти формата «Ну не бери, это мое!». Отменный кооп, быстрый геймплей, яркая графика и запоминающиеся уровни моментально сделали Contra одним из главных восьмибитных хитов, о котором игроки с теплотой вспоминают до сих пор и с которым неизменно сравнивают новые части серии. Причем чаще всего — не в пользу последних.

Metroid





В эпоху, когда подавляющее большинство консольных игр были абсолютно прямолинейными наборами уровней, любое отступление от этого принципа казалось настоящим откровением. Отчасти поэтому Metroid и вызвала такой восторг у игроков в 80-х и 90-х. Пещеры и тоннели, которые пронизывали недра планеты Зебес, логова ужасных космических пиратов, казались настоящими не только из-за продвинутой по тем временам графики, но и потому, что даже сама структура уровней здесь часто бывала обманчива. То, что раньше казалось тупиком, спустя час игры, когда вы обзавелись парой новых способностей, могло оказаться проходом дальше. Да и сам факт того, что главная героиня Metroid, Самус Аран, постепенно развивалась, становилась сильнее, тоже будоражил. Было в этом что-то почти магическое.

Прошло несколько десятков лет, основные принципы, на которых была построена Metroid, сейчас кажутся чем-то само собой разумеющимся, но это не мешает свежим выпускам сериала завоевывать новых поклонников и радовать старых. Да и на индустрию в целом серия повлияла очень сильно. Не зря же целый поджанр приключенческих игр так и назвали — «метроидвания».

Castlevania





Если у игры, подарившей жанру «метроидвания» первую часть названия, с самого начала были все элементы, которые мы ассоциируем с ним сейчас, то у второй его прародительницы, Castlevania, все начиналось гораздо скромнее. Первая часть серии была достаточно прямолинейным двухмерным экшеном, герой которого, охотник на вампиров Саймон Бельмонт, воевал в залах старого жуткого замка с разнообразной нечистью, а в конце бился лично с графом Дракулой. Относительная нелинейность, новые способности и разные концовки — все это появилось в Castlevania уже позже.

Но верность аркадным традициям не помешала уже первой части занять особое место в сердцах игроков. Для многих замок Дракулы стал чуть ли не вторым домом, а Саймон Бельмонт, мастерски управляющийся с хлыстом и метко швыряющий во врагов флаконы со святой водой, — лучшим другом. Правда, сейчас фанатам сериала остаются разве что вдохновленные им игры и «духовные сиквелы», вроде Bloodstained. Новые части Castlevania выходить как-то не спешат. Но тем больше поводов вернуться к оригиналу и вспомнить, как все начиналось.

Ninja Gaiden 3: The Ancient Ship of Doom





На NES, которая еще испытывала сильное влияние классических аркад, хватало чрезвычайно сложных по нынешним временам игр. И одной из таких игр, которые в принципе можно пройти за час, но сперва надо тренироваться месяц, была Ninja Gaiden 3: The Ancient Ship of Doom. Последнее из восьмибитных приключений Рю Хаябусы и так-то вышло непростым, а в американской версии (единственной, которая вышла на западных NES), ее еще дополнительно усложнили: убрали пароли, усилили врагов и ограничили количество продолжений.

Тем не менее, пройти Ninja Gaiden 3 стоило. Это был очень красивый для своей эпохи двухмерный слэшер с необычными врагами и множеством видов оружия, которое дополняло классическую катану и серьезно влияло на геймплей. Даже сюжет у The Ancient Ship of Doom был довольно продвинутый, по сравнению с большинством современных ей игр: ЦРУ, заговоры, секретные лаборатории, порталы между параллельными мирами. В общем, для 1991 года — настоящий блокбастер.

Tiny Toon Adventures





На фоне многих игр, которые попали в нашу подборку, Tiny Toon Adventures может показаться слишком уж приторной, детской, простоватой. Большеголовые зверята в качестве главных героев, короткие и не особо сложные уровни, бодрый и дурашливый саундтрек. Но все же что-то особенное в ней было.

Может быть, дело в нашей тогдашней неискушенности, а может, действительно не хватало на восьмибитках такого вот, простого и яркого платформера, который не будет вытрясать из вас душу, будто вы не дома перед телевизором, а в каком-нибудь аркадном зале, а просто даст расслабиться.

Battletoads





Как «Парк Юрского периода» на некоторое время заставил всех сходить с ума по динозаврам, так «Черепашки-ниндзя» научили всех школьников планеты слову «мутаген» и привили любовь к антропоморфным животным с крепкими кулаками. Но никто из их подражателей не эксплуатировал эту любовь так умело, как Battletoads.

Если совсем уж углубляться в детали, герои этой серии — конечно, не пресмыкающиеся, а амфибии, и не мутанты, а инопланетяне. Но для тех, кто в 90-е прилипал по субботам к экранам, чтобы посмотреть новую серию «Черепашек», а потом шел играть на Dendy, разница эта была не столь существенной. Тем более, что Battletoads обладала и собственными достоинства, которых игры по мотивам TMNT были лишены. Боевые жабы были, как ни странно, более приземленными и естественными, от них не веяло мультяшной назидательностью, а еще они умели поднимать с земли части поверженных врагов и мутузить ими еще живых противников. Когда же жаба наносила какому-нибудь обнаглевшему космокрысу добивающий удар, всем сразу было понятно — это финал, потому что при добиваниях кулаки и ноги героев драматически увеличивались.

Собственно, на таких вот необязательных мелочах и держалась популярность Battletoads: на симпатичной графике, харизматичных героях и приятных визуальных деталях, которые тогдашние, еще не избалованные, мы просто обожали. За это можно было простить многое — даже пресловутый уровень на ховербайках.


Super Mario Bros.





Писать в такой подборке о Super Mario Bros., с одной стороны, необходимо, а с другой — как-то даже неловко. Ну в самом деле — кто же не знает Марио и не представляет, какой вклад его создатели внесли в развитие игровой индустрии? Тем не менее, совсем обойти эту игру вниманием мы, конечно, не могли, потому что Super Mario Bros. стала для многих из нас первым платформеров (когда мы и слова-то такого не знали) и эталоном, с которым еще долго сверяли другие игры.

Сейчас она выглядит уже не так свежо, но ее чары все так же сильны — стоит лишь запустить SMB и побегать в ней минут 15. Оторваться до сих пор невозможно. А это, пожалуй, лучший комплимент, который можно сказать любой видеоигре, спустя 35 лет после ее релиза.

А какие игры на «Денди» запомнились вам? Ждете ли вы перезапуск Battletoads? Делитесь вашими мнениями в комментариях!

Обсудить