Оглавление

Лучшие игры десятилетия (2010-2019): 1 — 20

Игры, которые произвели на нас наибольшее впечатление

Этот материал завершает наш цикл о ста лучших играх, вышедших в период с 2010 по 2019 год. Какие хиты наша редакция считает самыми-самыми и какую игру считает достойной первого места, расскажет эта подборка.

Предыдущие выпуски:
Игры, занявшие с 21 по 40 место
Игры, занявшие с 41 по 60 место
Игры, занявшие с 61 по 80 место
Игры, занявшие с 81 по 100 место

20. Heavy Rain





Пусть первой интерактивной драмой Дэвида Кейджа и Quantic Dream и была Fahrenheit, технологии 2005 года не позволили раскрыть жанр в полной мере. А вот у Heavy Rain, вышедшей в самый разгар эпохи PlayStation 3, уже было все в порядке: отличные декорации, замечательная операторская работа, персонажи, нарисованные и анимированные настолько качественно, что затыкали за пояс живых актеров среднего уровня, которые обычно снимаются в видео для игр. И, конечно, сюжет: игрок расследует похищение ребенка, поочередно управляя сразу четырьмя героями. У каждого — свои скелеты в шкафу, а решения, принятые за одного, влияют на остальные три линейки. Кто-то из четверки окажется загадочным «убийцей оригами», но кто именно — придется гадать почти до самого финала.

19. Halo Reach





Любая часть Halo – веха в развитии жанров консольных шутеров и образец отличной космической фантастики, однако Reach – особенная игра. Это приквел, поэтому заранее известно: наши герои будут сражаться как львы, но погибнут и не смогут спасти планету Предел от армады пришельцев. Мрачная, трагическая история, совершенно нетипичная для западных боевиков – если угодно, Брестская крепость в космосе. А еще это последняя Halo от студии Bungie, поэтому в ней все доведено до идеала: сложная, хардкорная механика стрельбы с богатым арсеналом футуристических пушек, отличный мультиплеер и, конечно, абсолютно логичный и умный сюжет. Все, что в сериале Halo выходило позже, выглядит современнее и дороже, но идейно все равно не дотягивает до величайшей Halo: Reach.

18. Total War: Three Kingdoms





Cтратегия Three Kingdoms радует не только потрясающими битвами с участием тысяч юнитов и выбранной эпохой (наконец-то Total War про Древний Китай!), но и, пожалуй, лучшим глобальным режимом за всю историю цикла. Доработанная дипломатия, более глубокая система вассалитета, новая механика секретных агентов, фаза Троецарствия, когда в финале кампании три самых могущественных фракции начинают агрессивную гонку за титул императора — в cерии еще никогда не было настолько увлекательной игры престолов, как в Three Kingdoms.

17. Minecraft





Один из главных феноменов уходящего десятилетия. В эру гиперреалистичной графики программист-одиночка создал фактически игру в кубики, которая собрала более 100 миллионов поклонников по всему миру. Вместе участники мастерят грандиозные локации, совместно играют или сражаются на тысячах серверов с разными правилами. Успех Minecraft оказался настолько оглушительным, что проект приметила Microsoft, которая отвалила за него 2,5 миллиарда долларов — рекордная покупка в индустрии.

16. Fortnite





Если Bluehole Studio и PUBG стоит сказать спасибо за открытие нового жанра, то Epic Games — за то, какой ажиотаж вызывает их игра. Fortnite — больше чем шутер, где нужно искать оружие, отстреливать врагов и прятаться в укрытиях. Это полноценное интерактивное медиа, где музыканты устраивают концерты, а режиссеры проводят показы эксклюзивных сцен из кинофильмов. Остается только гадать, что еще придумают в Epic Games и куда компанию заведет стремление постоянно удивлять.

15. Dishonored 2





Предоставить игроку набор инструментов, которыми он мог бы пользоваться, чтобы преодолевать препятствия принципиально разными способами, от стелса до натиска в лобовую, — ключевая идея дилогии Dishonored. Мрачная, пропахшая ворванью Островная империя оживает с каждым шагом, который герои делают по ее грязным закоулкам, с каждой интригой, которую им предстоит распутать, и с каждым новым найденным документом. При желании можно погрузить этот мир в полный хаос, а можно, наоборот, придать ему большую упорядоченность — и в этом прелесть Dishonored. Вторая часть серии во многом превосходит первую по проработке персонажей, истории и локаций. Чего только стоит механический особняк Кирина Джиндоша — настоящее произведение искусства.

14. XCOM: Enemy Unknown





Вышедший в 2012 году XCOM — рассказ о борьбе человечества против инопланетян — идеальный перезапуск величайшей тактической игры всех времен. Авторы бережно воссоздали напряженный геймплей оригинала, когда каждый следующий ход может обернуться поражением. Что еще важнее, они сделали игровой процесс куда более доступным и понятным для новичков (интерфейс здесь больше не напоминает панель управления атомной электростанцией). В результате XCOM: Enemy Unknown можно смело советовать даже тем людям, которые никогда не пробовали тактические стратегии или избегали их, полагая, что разобраться в нагромождении меню чересчур трудно.

В Enemy Unknown нет ни одного классического раздражителя, характерного для жанра: ни синдрома «последнего алиена», ни возни с грудой бесполезного оружия с неочевидными характеристиками, ни стыдливого копания в карманах еще не остывших трупов товарищей в поисках запасной обоймы.

Александр Кузьменко, рецензия на XCOM: Enemy Unknown


13. Horizon: Zero Dawn





Сложно поверить, но Horizon Zero Dawn — первая попытка студии Guerrilla Games сделать экшен с открытым миром. Многие знакомые по другим играм жанра особенности тут воспринимаются свежо благодаря оригинальному сеттингу: в постапокалиптическом мире соседствуют высокотехнологичные звери-машины и люди, напрочь позабывшие большинство достижений цивилизации. Вдобавок Horizon Zero Dawn может похвастаться живописными пейзажами, интересным сюжетом за авторством ведущего сценариста Fallout New Vegas Джона Гонсалеса и восхитительными битвами с механическими динозаврами, которые по накалу страстей могут дать фору Monster Hunter, а уж в плане зрелищности так и вовсе никому не уступают.

12. Bioshock: Infinite





Хидео Кодзима, конечно же, — гений. А знаете кто еще? Кен Левин (да, мы так считаем). Отец BioShock создал фантастическую вселенную, которую интересно изучать, разбирать на составляющие и анализировать. Чтобы по-настоящему оценить его замысел, в Bioshock Infinite нужно играть (да и в предыдущие Bioshock желательно тоже) и быть предельно внимательным. Любая деталь имеет значение. Финал (мы гарантируем) произведет на вас неизгладимое впечатление. А уж после прохождения DLC и подавно.

Infinite воспринимается даже не как игра, а как приключение, как другая жизнь или даже (это почти спойлер!) несколько жизней.

Георгий Курган, рецензия на Bioshock Infinite


11. God of War (2018)





Вышедший в 2018 году экшен God of War совершил, кажется, невозможное — переосмыслил серию с многолетней историей так, что это понравилось практически всем. Остепенившийся спартанец Кратос учит сына Атрея жизни, путешествуя по почти-открытым просторам Мидгарда и других земель из скандинавских мифов, и следить за тем, как оба героя привыкают друг к другу, — не менее интересно, чем уничтожать ходячих мертвецов-драугров и других северных чудовищ. В обновленной God of War прекрасно все — от волнующих ощущений, когда топор бумерангом возвращается в руку героя, и схваток, которые испытывают мастерство игрока, до древнегреческих басен в пересказе Кратоса и, конечно же, окрика-мема «Мальчик!».

10. Fallout: New Vegas





На релизе игроки и критики встретили New Vegas довольно прохладно, за что стоит винить многочисленные технические проблемы игры. Однако со временем разработка Obsidian все же зарекомендовала себя как лучший трехмерный Fallout. И вот почему: она предлагает впечатляющую свободу действий, куда больше вариантов отыгрыша роли, чем любой другой недавний Fallout, а также запоминающихся героев и великолепно написанные диалоги. New Vegas воспринимается как «олдскульная» CRPG родом из 90-х, но в современной обертке — уже за один этот факт ей можно петь дифирамбы.

9. The Legend of Zelda: Breath of the Wild





В экшен-RPG Breath of the Wild герой Линк должен спешить на помощь принцессе Зельде, но постоянно отвлекается — рубит деревья просто потому, что их можно срубить, проверяет, что можно приготовить из куска говядины и орехов и способна ли живая курица заменить собой дельтаплан (да, пускай и с оговорками). Сила «Зельды» — в том, что она дает игроку огромный открытый мир, полный закономерных, но не всегда объясненных прямым текстом возможностей, вручает не менее огромный набор инструментов и предлагает экспериментировать со всем этим богатством, даря радость первооткрывательства. Металлические предметы в грозу притягивают молнии, делая Линка в доспехе легкой жертвой для разбушевавшейся природы, факелы гаснут под дождем — эти и множество других мелких деталей делают Breath of the Wild интересной и очень живой.

8. Bloodborne





Bloodborne взяла и без того отличную формулу серии Souls и переиначила сражения, заметно ускорив их темп. Однако Bloodborne — это не только крутые драки, но еще и самый запоминающийся сеттинг, придуманный Хидэтакой Миядзаки. FromSoftware повторила историю с Metal Gear Solid 2 и обвела всех вокруг пальца: хоррор про охоту на оборотней в викторианских декорациях на самом деле оказался космическим ужасом в лучших традициях Лавкрафта. Да, многие пытаются экспериментировать с этим жанром, но мало у кого это получается так же хорошо, как у авторов Bloodborne

7. Mass Effect 2





Одна из главных трилогий BioWare, которую будут вспоминать еще не одно десятилетие. Если первая Mass Effect представляла главных героев и знакомила игрока с миром, то вторая часть погружала в самые мрачные глубины вселенной и подготавливала к нападению Жнецов. Спустя почти 10 лет Mass Effect 2 кажется идеальным, если не безупречным приключением. Никаких однотипных поездок на Мако, только ты, космос и твоя команда, где каждый любим, ценен и дорог. Финал второй части навсегда войдет в историю, как один из самых эмоциональных моментов в видеоиграх. Такое не забывается. Одно неясно: где ремастер, Electronic Arts?

6. Diablo 3





Почему Diablo, а не Path of Exile или Grim Dawn? Вопрос, на который нет правильного ответа. Каждая по-своему хороша. Игра Blizzard, безусловно, не безупречна. Но на каждой из платформ она раскрывается по-новому, особенно на Nintendo Switch. Blizzard далеко не сразу удалось найти правильную формулу выпадения лута (без аукциона и взаимодействия с другими игроками), сделать систему прокачки интересной, а эндгейм — осмысленным и продуманным. Однако в Diablo 3 — особенно в том виде, в каком она пришла к концу десятилетия, — нет ничего лишнего. А пока в играх-конкурентах нужно копаться в гайдах и изучать билды перед запуском, потому что через 30 часов ты все запорешь (в Grim Dawn хотя бы можно сбросить очки прокачки), никак не откатишь и будешь страдать, у Blizzard все просто: включил, выбрал персонажа, угорел.

5. Red Dead Redemption 2





RDR 2 — не только грандиозная сага об умирающем Диком Западе, пронзительная история о людях, которые не поспевают за прогрессом, но еще и качественный экшен с открытым миром, поражающий совершенно фантастическим вниманием к мелким деталям. Вторая часть Red Dead Redemption во многом воспринимается как кульминация всего творческого пути Rockstar Games, и от этого еще становится еще интересней, чем будут удивлять дальнейшие игры студии.

4. «Ведьмак 3: Дикая Охота»





Слазить в склеп к вампиру, заключить договор с охотником за душами, заняться любовью с чародейкой на единороге, а затем уехать в закат — это про Геральта из Ривии. Поляки из CD Projekt Red может и не создали самую великую боевую систему, но у них идеально получилось соединить множество разных историй. Каждое задание — отдельное приключение. И неважно, относится оно к основной ветке или второстепенной: все смотрятся органично. «Ведьмак 3» показал нам, что даже побочные миссии могут быть не рутинными, а увлекательными. Всегда бы так.

Неоднозначный, не делимый на черное и белое мир «Ведьмака» и раньше получался у CD Projekt RED неплохо, но в этот раз они просто-таки превзошли себя. Любые ваши решения на что-то влияют, причем почти всегда — не так, как вы себе это представляете.

Cветлана Карачарова, рецензия на «Ведьмак 3: Дикая Охота»


3. The Last of Us





Блокбастер от студии Naughty Dog — именно то произведение, которое подтверждает тезис, что игры достойны считаться искусством. Это не просто очередной экшен про выживание в условиях зомби-апокалипсиса, а взрослая драма с потрясающей актерской игрой. The Last of Us — философское рассуждение на тему человеческой жестокости и эгоизма, и историю Джоэла и Элли продолжаешь обдумывать еще долгое время после финальных титров.

По сравнению с теми ситуациями, в которые попадают Джоэл и Элли, все слезные моральные дилеммы героев любимого в народе игросериала The Walking Dead кажутся детсадовскими проблемами

Александр Кузьменко, рецензия на The Last of Us


2. GTA 5





Раз в несколько лет Rockstar выпускает настоящий хит про бандитов, ограбления, убийства, рэкет и прочие непотребства. В реальной жизни мы все это, конечно же, осуждаем. Но в виртуальной сами не прочь побеспредельничать. Тем более когда есть GTA. В пятой части разработчики превзошли сами себя. Переключение между тремя героями (да еще такими выразительными), ограбления банков в духе Payday, закрученный сюжет (пускай и затянутый), вагон активностей (от игры в теннис до полетов на самолете) — в GTA есть все. Непонятно, что еще нужно сделать, чтобы превзойти пятую часть, но это Rockstar. В ней всегда знают, чем удивить.

1.The Elder Scrolls V: Skyrim





Skyrim — самая влиятельная игра десятилетия, которая не только завоевала сердца миллионов игроков на каждой актуальной платформе, но и задала вектор развития для всей индустрии, вдохновив авторов «Ведьмака 3», Breath of the Wild, Far Cry 3 и многих других важных игр. Skyrim — лучшее средство эскапизма, предоставляющее свободу, которую нельзя найти ни в какой другой игре: здесь можно завести вторую жизнь и почувствовать себя великим волшебником, разбойником, охотником на драконов, вампиром, оборотнем или просто обычным кузнецом. Тут можно исследовать мрачные пещеры в поисках сокровищ, выполнять поручения богов ради великих артефактов, покорять снежные вершины, работать на гильдии и заниматься десятком других различных активностей. Ну а когда все это начинает надоедать, на помощь приходят моды: фанатского контента, выпущенного для Skyrim, с головой хватит, чтобы протянуть до выхода The Elder Scrolls 6.


Об играх рассказывали: Андрей Александров, Наталья Одинцова, Георгий Ядвидчук, Фазиль Джинджолия, Константин Говорун

Читайте также:


Обсудить