Оглавление

Легендарная «Сега». Лучшие игры для Mega Drive: от «Соника» до Jungle Strike

Как развлекались в 90-е те, кому не пришлась по душе Nintendo

SEGA давно не выпускает собственных игровых платформ, удовлетворившись разработкой и изданием непосредственно игр. Но когда-то эта компания отважилась не просто бросить вызов Nintendo, которая была абсолютным лидером в индустрии интерактивных развлечений, но и добиться в этой борьбе впечатляющих результатов.

Мы продолжаем серию ностальгических материалов о лучших консольных играх прошлого. Прошлые части были посвящены самым запоминающимся релизам для NES (то есть, извините, Dendy) и SNES, а сегодня поговорим об играх, которые не выходили из головы у фанатов Mega Drive.

Ecco the Dolphin





Есть игры, в которые влюбляешься с первого взгляда, и Ecco the Dolphin — как раз из таких. Это был один из самых необычных опытов, которые в принципе были нам доступны в шестнадцатибитную эпоху. В игре, все действие которой разворачивалось под водой, главным героем стал дельфин, использовавший в качестве основного способа взаимодействия с миром эхолокацию, а главными врагами — зловредные пришельцы, посещающие Землю раз в 500 лет. Тут нашлось место даже для путешествий во времени, и по сюжету нам даже приходилось общаться с птеранодонами — а кого мы в те годы любили сильнее, чем динозавров? Разве что маму.

Геймплей в Ecco the Dolphin тоже был отличным: уровни-лабиринты, которые было интересно исследовать, необычные враги, головоломки. А необходимость периодически выныривать на поверхность, чтобы набрать воздуха, добавляла игре напряженности. Вообще Ecco была сложной игрой, и ее создатель, Эд Аннунциата, годы спустя признавался, что специально повысил сложность, боясь, как бы игроки не добрались до финала слишком быстро. Простую игру необязательно было покупать — можно было просто взять напрокат, а этого ее автору по понятным причинам не хотелось. Но в то время, когда еще живы были старые аркадные принципы, завышенная сложность вообще была в порядке вещей, так что мы на Эда не в обиде. Все равно Ecco The Dolphin навсегда останется в наших сердцах.

Jungle Strike





Глава могущественного наркокартеля и сын недавно убитого ближневосточного диктатора добыли ядерное оружие и планируют совершить атаку на Вашингтон. Единственный способ остановить их — дерзкая операция, в которой участвует единственный вертолет «Команч». Его задача — уничтожить оборону врага, отыскать злодеев и захватить их в плен.

Jungle Strike — вторая (и, пожалуй, лучшая) в целой серии вертолетных экшенов, которые сейчас уже порядком забылись, но когда-то всерьез будоражили наши умы. И было от чего взбудоражиться! В первую очередь Jungle Strike, как и остальные выпуски серии, — это очень крутой экшен. Здесь действительно чувствуешь, будто управляешь продвинутой боевой техникой — благодаря и отличному набору оружия, и особенно управлению. Создателям Jungle Strike удалось сделать поведение вертолета правдоподобным, не пожертвовав при этом зрелищностью и интересностью. Тут есть инерция, которую нужно учитывать при маневрировании, и поначалу это вызывает проблемы, но когда наконец привыкаешь, то начинаешь испытывать настоящий восторг.

Но экшен — далеко не единственное достоинство Jungle Strike. Она также требовала тактических способностей и давала игроку почти беспрецедентную по тем временам свободу. Уровней было мало, но каждый представлял собой огромную открытую карту с несколькими миссиями, выполнять которые можно было в любом порядке. Это дополнительно усиливало эффект присутствия: казалось, что мы не проходим уровень в видеоигре, а действительно исследуем враждебную территорию. На Mega Drive тогда, пожалуй, не было ничего похожего.

Sonic the Hedgehog





Нередко бывает ситуация, что когда новый продукт выпускают в пику старому, получается вторичная ерунда. Но время от времени случается чудо, на свет появляется новая живая классика. Так вышло и с легендарным «Соником». Ни для кого не секрет, что одной из главных целей его создателей было придумать для SEGA персонажа, который мог бы конкурировать с Марио и так же эффективно продавать новые консоли. И поставленной цели они вполне добились.

И это при том, что сам персонаж появился буквально в последний момент. Сначала разработчики придумали игру, на которую их вдохновили американские горки (отсюда в Sonic the Hedgehog и появились знаменитые мертвые петли), а уже потом начали прикидывать, какой герой подойдет лучше всего. Кандидатов было много. Например, Соник мог стать зайцем или вообще пандой. Но в конце конце концов авторы остановились на еже, а заодно подарили персонажу способность сворачиваться в клубок, чтобы причинять урон врагам.

Все их труды не прошли даром, потому что игра получилась замечательная. Sonic the Hedgehog был парадоксальным платформером, но от того — еще более интересным. Здесь, с одной стороны, важную роль играла скорость, а с другой — слишком разогнавшись, можно было налететь на шипы или пропустить какой-нибудь секрет, которых по ощущениям было больше, чем в любой части Super Mario Bros. Приходилось искать баланс, и в этом тоже была какая-то особая прелесть.

Golden Axe





Игра, с которой SEGA у многих ассоциировалась в первую очередь — наравне с «Соником». Golden Axe была настоящей находкой для тех, кто как раз не так давно узнал слово «фэнтези» и начал понимать, что истории про колдовство, чудовищ и отважных героев — не обязательно детские сказочки. Здесь все эти элементы были на месте. Герои — хмурый гном с топором, вооруженный мечом варвар и мускулистая амазонка. Враги — разнообразный фэнтезийный сброд, скелеты и драконы. Колдовство — повсюду. Ужасно приятно было накопить побольше магической силы и, оказавшись в безвыходной ситуации, вызвать извержение вулкана или обрушить на врагов испепеляющие молнии.

А еще здесь можно было скинуть врага с ездового ящера, взгромоздиться тому на спину и приказать могучему зверю разорвать бывшего хозяина. За этих скакунов иногда разворачивались настоящие сражения — благо в Golden Axe можно было бить не только врагов, но и друзей, которые решили поиграть с вами в кооперативе. Их (друзей) мы, конечно, любили, но сами понимаете: дружба дружбой, а персональный дракон врозь.

Shining Force





Не всегда нас привлекает экшен, и даже в видеоиграх иногда хочется чего-то более спокойного и вдумчивого. У фанатов Nintendo на этот случай была Fire Emblem, а у тех, кого судьба одарила Mega Drive, — Shining Force. Суть у игры была очень похожая. Это тоже была фэнтезийная тактика, где чуть ли не каждый дружественный юнит был отдельным персонажем — со своей историей и особенностями. Игра проходила в походовом режиме, а главный злодей мечтал воскресить Дракона Тьмы.

Но, во-первых, это не мешало Shining Force быть интересной тактической RPG. И, позволим себе добавить, очень красивой для тех времен. А во-вторых, были у нее и интересные особенности. Так, игра совершенно по-особому обставляла поражение в бою. В Shining Force ваши войска сохраняли весь опыт, накопленный во время битвы, так что, даже проиграв ее, вы не чувствовали, что буксуете на месте. Так или иначе, юниты развиваются, а значит победа становится все ближе. По тогдашним меркам это был совершенно неслыханный либерализм, ведь игрока принято было гнобить всеми силами. Но разработчики Shining Force выбрали другой подход и не прогадали — играть в нее было как-то особенно приятно.

ToeJam & Earl





Сейчас процедурной генерацией всего на свете удивить кого-то сложно. Но когда-то для нас было настоящим откровением, что игра может меняться при каждом новом прохождении. И одним из первых релизов, которые начали приучать нас к этой идее, стала ToeJam & Earl.

Главные герои — два пришельца, вынужденных совершить аварийную посадку на Земле. А задача игрока — найти способ вернуть их домой, пройдя серию запутанных уровней. И сами уровни, и бонусы, которые герои получали по пути, генерировались каждый раз заново, и это поражало наше воображение. Добавлял игре привлекательности и своеобразный юморок, высмеивавший многие клише, которые мы тогда уже вполне считывали, благодаря видеомагнитофонам и импортному кино. В каком-то смысле, ToeJam & Earl была для нас тем же, чем для более юных игроков много лет спустя стала The Binding of Isaac — непредсказуемой и слегка диковатой игрой, которая одновременно развлекала, нервировала и высказывалась об актуальной повестке.

Rocket Knight Adventures





На первый взгляд, Rocket Knight Adventures — достаточно традиционный экшен-платформер. Есть отважный главный герой — рыцарь-опоссум, пытающийся спасти королевство от вторжения врагов, которым нужно спрятанное на его территории супероружие. Есть линейные уровни, прыжки, драки и немножко акробатики (не зря же у протагониста за плечами ракетный ранец). Сделано все очень качественно, играть дико интересно, а графика радует глаз, но мало ли было в те годы симпатичных платформеров?

Но не все так просто. Во-первых, Rocket Knight Adventures был сплавом сразу двух жанров. Помимо платформерных уровней, здесь были локации, которые приходится не проходить, а пролетать, как в какой-нибудь Thunder Force. Игры, совмещающие несколько жанров, тогда уже существовали, но все же были в диковинку, поэтому RKA сразу обращала на себя внимание. А во-вторых, сюжет ее раскрывался игроку, сумевшему пройти до конца, с очень неожиданной стороны. В конце Rocket Knight Adventures самых упорных ждал твист, который вполне уместно смотрелся бы в System Shock 2 или «Нейроманте», а в красочном мультяшном экшене вызывал настоящий шок. Так мы с тех пор от этого шока и не отошли до конца.

Phantasy Star IV





С ролевыми играми Mega Drive повезло несколько меньше, чем той же SNES. Соседи по шестнадцатибитному лагерю наслаждались Final Fantasy, Illusion of Gaia, Earthbound и Secret of Mana, а у фанатов SEGA выбор был куда скромнее. Зато у них была Phantasy Star. Надо сразу оговориться, что по сравнению с теми же «Финалками» PS была все равно гораздо проще и скромнее. Но у нее был важный козырь: антураж. Большая часть консольных ролевых игр в то время переносила игрока в разные фэнтезийные миры, а здесь царила научная фантастика. Полеты в космосе, встречи с инопланетными цивилизациями, бластеры — те, кто вырос на оранжевой «Антологии зарубежной фантастики», ликовали.

Четвертая часть была последним выпуском сериала на шестнадцатибитных платформах и, безусловно, самым продвинутым. Даже диалоги здесь были написаны гораздо качественнее, хотя тогда мы этого, может быть, не особенно замечали, учитывая уровень английского в постсоветских школах. Зато замечали красочные портреты героев, которые появлялись на экране во время разговоров, а также крутые комбо-атаки, которые можно было проводить в бою. И нам этого вполне хватало.

Streets of Rage





Еще одна игра, которой владельцы Mega Drive по праву гордились и которую при любом удобном случае совали под нос зазнавшимся фанатам SNES. И возразить тем особенно было нечего. Streets of Rage была бескомпромиссным аркадным боевиком, который очень актуально смотрелся в России 90-х. История трех друзей, которые решили дать отпор криминальному боссу, превратившему их город в ад на Земле, казалась не такой уж невероятной, потому что в какой-то момент консоль выключалась, включались новости, и обязательно выяснялось, что кого-нибудь взорвали или застрелили. В Streets of Rage мы хотя бы могли что-то сделать по этому поводу.

Игра рассказывала нам историю того самого добра, которое непременно должно быть с кулаками, причем действие этой истории разворачивалось не в далекой галактике и не в волшебном королевстве, а на улицах, которые не так уж сильно отличались от того, что мы на самом деле видели вокруг себя. Конечно же, мы полюбили Streets of Rage всем сердцем.

А какие игры для Sega Mega Drive нравились вам? Ждем ваши рассказы в комментариях!

Обсудить