Лучшие игры для SNES: от Donkey Kong Country до Final Fantasy VI

Чем запомнилась своим современникам «совершенная игровая система»

Не так давно мы опубликовали ностальгическую подборку лучших игр для Dendy — первой консоли, которая смогла добиться в России широкой популярности и стала на несколько лет по-настоящему народной игровой платформой. Но одним клоном NES дело в 90-е, конечно же, не ограничивалось. В открывшуюся миру Россию тогда пришло множество консолей. Хотя большинство из них были слишком дорогими и экзотическими для наших широт, существовали еще как минимум две (причем более продвинутые) платформы, которые также боролись за любовь играющей публики. Сегодня мы вспомним первую из них и скажем несколько добрых слов о лучших играх для SNES, которую дети 90-х также знали как «совершенную игровую систему».

Donkey Kong Country





Игра, которая для многих консольных игроков в 90-е стала настоящим эталоном качества. В ней тогда и правда почти невозможно было найти изъян. Платформер о приключениях титульного Донки Конга, пытающегося вернуть украденный запас бананов, щеголял моднейшей графикой с заранее отрендеренными, но все же трехмерными моделями персонажей и сочными задниками. Он поражал сочными звуковыми эффектами и музыкой (открывающая музыкальная тема до сих пор звучит в ушах у тех, кто услышал ее когда-то еще ребенком). Он, наконец, увлекал понятным, но интересным и разнообразным геймплеем и крутыми уровнями, по которым вдобавок можно было кататься верхом на тропических животных.

А еще для многих из нас Donkey Kong Country стала первой видеоигрой со счетчиком прохождения. И он чаще всего не достигал 100% даже после того, как по экрану пробегали финальные титры. Потому что в DKC было невероятное количество секретов, каждый из которых тоже учитывался при финальном подсчете, и чтобы найти их все нужно было потратить немало времени. Тогда мы еще не знали слова «реиграбельность», но это была именно она.

Earthworm Jim






Еще одним детищем недолгой моды на боевитых антропоморфных животных, о которой мы упоминали в прошлой подборке, стал земляной червяк Джим. Такое ощущение, что создатели персонажей соревновались, кому удастся продать публике наиболее нелепую идею. Пожалуй, в этом негласном соревновании победили именно люди, подарившие миру Джима.

Хотя сама задумка (экшен-платформер о земляном червяке в боевом суперскафандре) звучит абсолютно по-идиотски, мы влюбились в нового героя мгновенно. Тут, конечно, очень помогла отличнейшая мультяшная графика с очень выразительной анимацией, напоминавшей то ли «Рена и Стимпи», то ли «Пинки и Брэйна». Мы тогда любили все яркое — чего греха таить. Добавлял игре очков и диковатый юмор. Декорациями каждого нового уровня Earthworm Jim с одинаковой вероятностью могла стать и заваленная старыми покрышками помойка, и открытый космос. Одним из знаменитых трюков Джима стал запуск коровы в небо при помощи самодельной катапульты. А сам главный герой, несмотря на крайне скромную родословную, щеголял выдающимися мышцами, орудовал футуристическим пистолетом-пулеметом, но при этом пронзительно (и очень смешно) визжал, когда ему прилетало от одного из врагов. Устоять, как вы сами понимаете, было невозможно.

Final Fantasy III





В истории серии Final Fantasy было немало ярких моментов. Многие считают лучшим выпуском седьмой, а мы вот до сих пор не можем отойти от шестого. Ведь Final Fantasy VI (которая по запутанным причинам сначала вышла на Западе как Final Fantasy III) — практически эталонная jRPG: разнообразная, увлекательная, амбициозная и дико красивая. Здесь больше дюжины играбельных персонажей, в сюжете важную роль играет гонка волшебных вооружений, а в одном из эпизодов прямо на глазах у игрока происходит самый настоящий конец света, уничтожавший большую часть мира игры. И это еще не финал! Для тогдашних нас все это было настоящим откровением, каким-то фантастическим праздником непослушания, где отправлялись в помойку все принципы построения истории, к которым мы уже успели привыкнуть.

Впрочем, даже спустя без малого 30 лет, Final Fantasy VI не теряет шарма и продолжает выходить на новых платформах. Это без преувеличения вечная игра, которая остается интересной до сих пор и вряд ли в обозримом будущем окончательно выйдет из моды.

The Lost Vikings





Когда-то очень давно, практически в другой жизни, всем теперь известная Blizzard еще носила другое название — Silicon & Synapse — и выпускала гораздо более скромные, но не менее качественные игры. Одной из этих игр стала The Lost Vikings, которая вышла на множестве платформ, среди которых была и SNES.

«Викинги» поражали в первую очередь тем, что их создатели осмелились выйти за жанровые рамки. Выглядела игра как платформер, но героев в ней почему-то было сразу трое, а попытки играть в нее, просто прыгая туда-сюда и смело набрасываясь на врагов, неизменно заканчивались провалом. Потому что на самом деле The Lost Vikings была вполне взрослой головоломкой с очень интересной механикой. У каждого из трех героев — викингов по имени Эрик, Балеог и Олаф, которые оказались похищены инопланетянами, — была какая-нибудь уникальная способность, и эти способности надо было хитро комбинировать, чтобы преодолеть все препятствия и добраться до финала.

Врать не станем: далеко не всем хватило терпения, чтобы увидеть этот самый финал. Но The Lost Vikings запомнилась даже тем, кто так и не смог пройти ее до конца.

The Legend of Zelda: A Link to the Past






Сериал The Legend of Zelda хорош практически в любой инкарнации, но в шестнадцатибитной A Link to the Past было что-то особенное. У двух предшествовавших ей частей «Зельды» была масса достоинств, но их все же серьезно ограничивали технологии. NES была хорошей, но не самой мощной платформой, так что приходилось идти на массу компромиссов. Да и индустрия в целом за несколько лет здорово шагнула вперед в плане игровых механик, подачи сюжета и других важных вещей. Поэтому для многих из нас именно A Link to the Past стала первой «настоящей» «Зельдой».

В ней было какое-то ощущение свободы, будто ты действительно перенесся в волшебный мир с собственной историей и культурой. И это — при том, что на самом деле A Link to the Past была относительно линейной игрой, просто это умело маскировалось. А чуть ли не главным сюрпризом ее было то, что там, где остальные игры обычно заканчивались, она только начиналась и становилась еще больше. Вдруг оказывалось, что миров на самом деле сразу два и они одновременно похожи и диаметрально отличаются друг от друга (позже мы узнаем из Death Stranding, что это называется «хиральность»). Приключение все продолжалось, не желало заканчиваться, а мы были этому только рады. И радуемся, честно говоря, до сих пор, потому что, как и большинство игр в этой подборке, A Link to the Past состарилась очень достойно, а поиграть на нее до сих пор можно даже на актуальных платформах (Switch и SNES Mini).

Chrono Trigger





Это игра, о которой, с одной стороны, не вспомнить нельзя, а с другой — чувствуешь себя при этом как-то неловко. Потому что Chrono Trigger не зря до сих пор входит в списки лучших игр всех времен. Это одна из самых заметных и важных японских RPG в истории, с амбициозностью которой мало кто может поспорить. Тут нашлось место и для фэнтези, и для научной фантастики, и для колдовства, и для машины времени, и для дурашливых персонажей, и для удивительно серьезного и эмоционального сюжета.

Наконец, это просто очень крутая ролевая игра с необычной и интересной боевой системой. А разнообразию декораций Chrono Trigger большинство конкурентов могло только позавидовать. Ее герои успевают побывать и в солнечном фэнтезийном королевстве, и в доисторической эпохе, и в далеком будущем, где после чудовищного катаклизма вся их планета стала практически мертвой пустыней. Это игра, которую можно проходить и перепроходить бесконечно. Собственно, многие так и поступают.

Zombies Ate My Neighbors





Одна из наименее известных игр Lucas Arts. Она не особенно-то и похожа на проекты, которые принесли студии известность: это не классический квест и не игра по мотивам «Звездных войн». Тем не менее, если приглядеться, в ней все же можно заметить что-то знакомое. Возможно, это в меру черноватый юмор, которого так много в этом экшен-приключении о двух подростках, сражающихся с разнообразной нечистью. А может, дело в том, с каким восторгом разработчики Zombies Ate My Neighbors обыгрывают жанровые клише. В любом случае, какой-то чисто лукасартсовский дух тут все же присутствует.

Но любили мы эту игру и по другим причинам. Например, за неожиданно глубокий геймплей. Те же насмешки над жанровыми клише и многочисленные отсылки к классическим хоррорам были не просто шуточками для своих — их превратили в игровые механики. Поэтому, скажем, против оборотней эффективнее всего было оружие из серебра, а вампиры сильнее всего не любили распятия. Вроде бы, мелочи, но из таких вот мелочей и складывалось неповторимое обаяние Zombies Ate My Neighbors.

Super Mario World 2: Yoshi’s Island





К моменту, когда на прилавках появилась Yoshi’s Island, мы уже неплохо знали, кто такой Марио и чего ждать от игр с его участием. Но к такому готовы все же не были. Оказалось, что наш любимый усач здесь — вовсе не главный герой, да и усов у него никаких нет и в помине, потому что Yoshi’s Island — на самом деле приквел к остальным играм, и Марио тут — еще совсем дитя, которое нужно беречь от врагов. Главная же роль досталась динозавру Йоши и его многочисленной родне.

И эти милые рептилии отлично справились с поставленной задачей. Yoshi’s Island была не просто повторением пройденного — в ней появилось множество новых механик, которые невозможно было представить в остальных выпусках Super Mario Bros. Например, Йоши умел проглатывать небольших врагов и превращать их в крупные яйца, которые затем становились метательными снарядами. С их помощью можно было уничтожать других противников и даже решать кое-какие головоломки. Игру ждал такой успех (и вполне заслуженный!), что приключения Йоши даже выделили в особую серию, которая выходит до сих пор. Но начиналось все именно тогда.


А какие игры для SNES запомнились вам? Рассказывайте о своих предпочтениях в комментариях!

Обсудить