Лучшие настольные игры из России

От «Мафии» до «Индейцев»

Видеоигры – это, конечно, хорошо, но мир ими отнюдь не ограничивается. Да и доступны они не всегда – вот, представьте, оборвало вам провода, и пропало электричество. Или сгорела видеокарта. Или вы выехали на природу, за город, а там вдруг приспичило поиграть, причем с друзьями. Кто сказал, что в таких ситуациях нет выхода? Конечно, он есть – и называется настольные игры. Благо придумали их самых разных очень много. И некоторые из хороших игр родом из России. О них и поговорим.

Искусство блефа



«Мафия» – пожалуй, самая известная из настольных игр, придуманных в России. Впрочем, если быть совсем точным, еще в СССР, но эти различия несущественны. Хотя настольной «Мафию» можно назвать лишь с некоторой натяжкой. На самом деле, играть в нее можно практически в любой обстановке – хоть во время бесконечной поездки в плацкарте, хоть в лесу у костра. Но наличие карточек несколько облегчает и упрощает процесс.

«Мафия» родилась в середине 80-х годов в Московском государственном университете, и позже разъехалась по всему миру со студентами, отправившимися учиться по обмену или продолжать свое образование. В чем-то она напоминает «Тетрис» – то же создание в 80-х, распространение по всему миру. Причем распространение очень широкое в обоих случаях – хотя успехи «Тетриса», конечно, сильнее (например, в 2010 он попал в Книгу рекордов Гиннесса как игра, портированная на наибольшее число платформ).



Основа «Мафии» – борьба сплоченного и осведомленного меньшинства против слепого и неорганизованного большинства. В игре есть немногочисленные мафиози, они должны перестрелять мирных жителей. Мирные жители должны успеть пересажать мафиози в тюрьму. Мирные жители не знают мафиози, а те знают друг друга. Все это реализуется через систему с повязками, закрыванием глаз и открыванием их только по команде ведущего – он следит за честностью игры. Именно благодаря открыванию глаз в назначенный им момент мафиози и узнают друг друга.
Игра делится на ночь и день, ночью мафиози голосуют, кого из мирных жителей убить, а днем жители голосуют, кого посадить в тюрьму. Игроки по очереди произносят свои речи, обосновывая для других, кто тут мафия, а кто нет – что при неведении мирных оборачивается хитрыми психологическими играми. Вполне может получиться так, что самый яростный и последовательный борец с мафией на самом деле — отпетый бандит, который подзуживает мирных жителей сажать в тюрьму невинных людей.



Кстати, на основе «Мафии» создано много разных игр со своим колоритом. Одна из самых любопытных – «секретный Гитлер». Вместо мафии и мирных жителей в ней нацисты и обычные депутаты, а вместо попыток пересажать и переубивать друг друга – попытки выбрать Гитлера (простые депутаты не знают, кому досталась эта роль) канцлером или же предотвратить это. Тоже можно порекомендовать для партии в большой и веселой компании.

Испытание воображения



«Имаджинариум» – еще одна настольная игра от российских разработчиков, которая подойдет для любой веселой компании. Правила объясняются просто, яркий визуал зацепит любого, хохот и всеобщий интерес практически что гарантированы.

Игра создана в 2011 году и вдохновлена иностранной настольной игрой Dixit, разработанной несколькими годами ранее. Впрочем, сами принципы геймплея отнюдь не новы и встречались еще много где – например, в телеигре «Сто к одному», стартовавшей еще в 90-е годы.



Основа игры – карточки с яркими и подробными рисунками. Выполнены они в стиле «какое красивое психическое отклонение!». Хотя ничего ужасного, из-за чего игру нельзя давать в руки детям, там, разумеется, нет. Суть в том, чтобы выложить карту рубашкой вверх и озвучить связанную с ней ассоциацию – чтобы другие игроки потом смогли опознать эту карту, когда она будет перевернута.

Сложность в том, что на столе к этому моменту появится еще несколько карт. Игроки, угадывающие ассоциацию, роются в своих колодах, и каждый выкладывает по одной карте (само собой, рубашкой вверх), которая, на его взгляд, наиболее похожа на то, что сказал ходящий. Затем все карты перемешиваются и переворачиваются. Игроки пытаются угадать изначально загаданное изображение, кладя на него свою фишку. И по итогам «угадали-не угадали» каждый получает очки. Или не получает ничего – это зависит от того, как игроки разбираются в ассоциативных фантазиях ходящего.

Игровой процесс при этом, как правило, получается крайне веселым.

Погоня за мягким золотом



Если предыдущие игры интересны удачной механикой, то «Сибирь. Начало» я вспомнил именно за ее «русскость». История России весьма богата и колоритна, и ее качественная популяризация – это круто. Как для страны, так и для игроков, которые получают необычные и одновременно родные сеттинги.

Авторы «Сибирь. Начало» взяли за основу эпоху «русских конкистадоров» и совершенное ими покорение Сибири. Все началось во времена Ивана Грозного, когда этот первый русский царь ликвидировал Казанское ханство. Оно преграждало удобные пути на восток, в бескрайние леса, богатые пушниной – стратегическим товаром, который шел на экспорт в Европу за большие деньги. Причем пушниной не абы какой вроде водившейся в русских землях белки, а дорогущего соболя. Что там уж говорить о совсем уж космических вещах вроде чернобурой лисицы, за одну шкурку которой можно было приобрести пару-тройку деревенек вместе с крепостными.



При этом обнаружилось, что за ликвидированным Казанским ханством прочных государственных образований нет – а есть лишь малолюдные группы племен. Отличная возможность для того, чтобы завоевать новые земли, построить там остроги, засесть в них и обложить местные племена соболиной данью. Занятие было опасное, но проведя несколько лет в Сибири, можно было вернуться настоящим богачом.

Сибирь завоевывали самые решительные русские – они сбивались в ватаги и отправлялись на разведку и освоение новых земель. Причем их были какие-то горстки – отряд в 50 человек мог завоевать целый регион, а армия в сотни или тысячи бойцов выглядела для местных и вовсе чем-то апокалиптическим. Двигались эти группы, в основном, по сибирским рекам. Покорение Сибири проходило быстро – все стартовало в 1580-е годы, на рубеже 1630-х и 1640-х русские уже достигли Тихого океана. А во времена Петра Великого покорена была уже практически вся Сибирь за единичными исключениями вроде чукотских земель.



В этой погоне за наживой, которая в итоге поставила Россию на рельсы колонизации громадной Сибири, нам и предлагает поучаствовать «Сибирь. Начало». У вас и ваших соперников есть стартовое поле в виде Уральского хребта, множество отдельных карточек, из которых, как из отдельных клеток, составляется Сибирь. Все они лежат рубашкой вверх, и узнать, какой тип местности на клетке, можно, только ступив на нее и разведав. Такой подход делает геймплей зависимым от рандома – кому-то это нравится, а кому-то не очень, поэтому перед тем, как купить игру, надо сделать поправку на свои вкусы.

Затем игроки выбирают себе задания – какое-то легче, но дает меньше победных очков, а какое-то тяжелое, зато и награда велика. И идут осваивать Сибирь, изучая неизведанный край и пытаясь собрать как можно больше нужных ресурсов. При этом можно не только оптимально двигаться самому, но и мешать соперникам, перегораживая им путь своими отрядами.
Геймплей игры вполне интересен, сеттинг необычен, оформление радует глаз – так почему бы не отправиться с друзьями в Сибирь, не покидая комнаты?

Настоящему индейцу нужно только одно



…и это «что-то» – разумеется, победные очки! По крайней мере, если речь идет об игре «Индейцы» – еще одном отечественном продукте. Это карточная игра в сеттинге индейских племен. Тех, которые вы видели в, например, Assassin’s Creed III – но совершенно без белых людей. Индейские племена соревнуются между собой, кто круче и могущественнее. Собираем колоду и выполняем действия, чтобы обогнать соперников в получении победных очков.



Жесткого рубилова можно не ждать – получится максимум мешать другим игрокам, уничтожая те или иные открытые карты из колоды, которые они хотели бы взять. Игра ориентирована скорее на сбор нужных карт и выстраивание последовательности их применения, которая позволит вашему племени стать сильнее других и победить их уже по факту, без вступления в противоборство.
Процесс в чем-то даже медитативный, но вполне себе интересный, особенно если вы – любитель жанра «евронастолок», посвященного строительству параллельных путей к победе, а не лобовым столкновениям.

Да и сеттинг работает на погружение – игра оформлена довольно минималистично, но приятно. Индейские узоры настраивают на нужный лад, и мозг уже сам переносит игроков куда-то туда, в мир знакомого всем по кино детства Чингачгука.

Это лишь немногие из созданных в России настольных игр – описать все, что заслуживает внимания, в рамках одной статьи невозможно. Но с упомянутых нами проектов вполне можно начать – и уже дальше решать, что еще выбрать в зависимости от того, понравился их геймплей или нет. Впрочем, если у кого-то из читателей есть в голове более достойные игровые кандидаты, не будьте жадинами – поделитесь вашими вкусами и игровым опытом в комментариях. Пусть у тех, кто только присматривается к настольным играми, будет еще более широкий выбор.

Обсудить