Лучшие сеттинги для God of War
Куда податься Кратосу
На носу новый, 2022 год, и по всем приметам он ознаменуется всплеском интереса к God of War. В середине января в Steam выйдет PC-версия God of War 2018 года, а осенью на PlayStation 4 и PlayStation 5 станет доступна следующая часть приключений Кратоса в мире скандинавских богов. Герой как бы отошел от дел, но уже ясно, что с Одином и Тором он точно не уживется. И в процессе игры всем им не поздоровится. А потом, очевидно, настанет очередь божеств из других мифологий. Каких именно, мы сейчас и попробуем прикинуть.
Ложные пути
Впрочем, намного проще сказать, куда Кратос точно не поедет. Это, прежде всего, те религии и пантеоны, которые активно существуют сегодня не в качестве древнего и забытого культурного наследия, а как объект веры множества людей или сильного, объединяющего индивидов в нацию, элемента культуры.
Поэтому из потенциальных кандидатов сразу вычеркиваем авраамические религии. Их аудитория по всему миру огромна, и ее реакция совершенно точно будет крайне негативной. Также придется отказаться от религий, популярных в Индии и Китае.
С другой стороны, несмотря на эти диктуемые рынками ограничения, у серии все еще есть масса вариантов, в какой сеттинг пойти.
Столкновение зла и добра
Если разработчики все-таки захотят рассказать брутальную историю как бы про христианство, но при этом не нарваться на скандал, им вполне могут подойти наработки зороастризма, религии древних персов. С политической точки зрения это удобный ход – в VII веке зороастрийская Персия была завоевана мусульманами, и теперь исповедует ислам шиитского толка. Зороастрийские общины разбросаны по всей земле, но последователей не так уж и много. Поэтому риск, что кто-то всерьез обидится и повлияет на продажи, невелик.
Зато человек европейской культуры, покопавшись в зороастризме, найдет немало знакомого и понятного. Хотя там и нет жестко прописанного безальтернативного Бога, наличествует божество, по совокупности возможностей, полномочий и задач почти что подходящее на его роль. Это, конечно же, Ахурамазда – создатель мира.
В отличие от множества восточных религий, предполагающих реинкарнации и цикличность мира, у зороастрийцев все имеет четко выраженные начало и конец. Причем последнее – вовсе не разрушительный Рагнарек, как у тех же скандинавов, «в гостях» у которых находится Кратос сейчас. Нет, конец, по мнению древних персов, значит победу доброго над злым, установление гармонии, и переход праведников в состояние вечной благости – что-то подобное мы можем вычленить и в, например, христианстве.
При этом – что особенно ценно для серии God of War – в зороастризме все вольны выбирать, быть добрым или злым. Победа добра над злом когда-нибудь произойдет, но для этого еще должно много чего состояться. И здесь и сейчас вовсе необязательно делать все «правильно» – по крайней мере, жестких требований к адептам религия не предъявляет. Хотя, конечно, существовать в будущем «раю» смогут только праведные – но выбор, по какому из путей пойти, остается все равно за человеком.
Такая постановка вопроса дает возможность вплести в сюжет философские вопросы о сущности добра и зла, поговорить с игроком о том, что это вообще такое, и насколько все может перевернуться в зависимости от обстоятельств. Языческие боги простые и приземленные – им бы напиться, уестествить кого-нибудь да подраться. Это хорошо работало в первой трилогии God of War, а новая, «скандинавская» дилогия явно пытается замахнуться на что-то большее. Да, взаимоотношения отцов и детей и поиск мира в душе – тема явно более глубокая, нежели простая месть за все подряд с горящими глазами. Но рассуждения о сущности добра и зла могут оказаться еще глубже.
Да и в плане визуала будет куда размахнуться. Древняя Персия с ее величественными дворцами, имперским прошлым и культурой представляет собой ничуть не менее интересную основу, чем Греция или Скандинавия. Тем более что виртуальность происходящего не ограничивает фантазию ничем – можно взять реальные храмы, скульптуры, крепости, и в десятки раз увеличить их в масштабах.
И не стоит думать, что наделенный глубоким философским подтекстом God of War в мире древних персов будет скучнее. В иранской мифологии хватает мерзких и опасных тварей – взять, к примеру, демона бури Ажи Дахака. Фактически, это огромный Змей Горыныч, злобная рептилия с тремя головами, которая появляется во время песчаных бурь. Уже только с ним одним при должном умении можно поставить шикарную, дорогую сцену с хитрой тактикой сражения и зрелищными QTE-моментами. Не говоря об остальных монстрах и хитрых персонажей, которых у древних персов пруд пруди.
Искусство жертвоприношений
Но можно и не выходить за рамки более «человечного» язычества. Мало того, можно сделать его еще более гротескным и мрачным. Да, даже более мрачным, чем у живущих в вечном ожидании конца света скандинавов. Для этого надо просто мысленно перенестись на сотни лет вперед и на десяток тысяч километров западнее – и оказаться в мифологии ацтеков.
Это еще одна империя, завоеванная испанскими и португальскими искателями приключений и драгметаллов. Конкистадоры благодаря лучшему вооружению, тактике и умелой политике заключения союзов с местными смогли завоевать ацтеков и подчинить их своей воле. Но это вовсе не значит, что те не смогли разработать мрачной и жестокой мировоззренческой системы, которая идеально подошла бы серии God of War.
Согласно ацтекской мифологии, чтобы вращалось солнце, и день сменялся ночью, необходимы регулярные кровавые жертвы – иначе время остановится, и мир не будет живым. Поэтому сами ацтеки были ребятами довольно суровыми: они даже специально организовывали военные походы в поисках пленников, чтобы эти самые жертвы обеспечивать. Интересно, что, по верованиям ацтеков, первыми принесли себя в жертву, собственно, боги – именно это и дало толчок вращению солнца.
В God of War, которая, как мы знаем, вольно обходится с источниками вдохновения, можно будет использовать это, чтобы хитрее закрутить сюжет. Если разработчики возьмутся за «ацтекскую» тему, им будет трудно удержаться от того, чтобы показать нам, как именно прошла эта жертва богов. И можно поспорить, что причиной будет конфликт с Кратосом, а не благородное желание поступить во благо остальному миру. И, скорее всего, принесена она будет абсолютно безжалостно, цинично и брутально. Если, конечно, серия не «сдаст» в градусе накала страстей и эмоций еще сильнее, чем «скандинавская» трилогия относительно «греческой».
Бальзам и пирамиды
Еще один перспективный сеттинг – древний Египет. Он уже был не так давно опробован в Assassin’s Creed Origins, только у Ubisoft был Египет времен упадка. А у Sony в потенциальном God of War может быть даже не сам Египет, а «Египет на максималках», да еще и в период расцвета. То есть, все величественные храмы и пирамиды можно без зазрения совести увеличить раз в пять-десять – все равно они не человеческие, а «божественные», и объяснять что-то рационально даже и не требуется.
Благо, египетская мифология, как и любое продвинутое и разветвленное язычество, несет в себе много веселых, похабных и жестоких историй. Причем они могут сочетаться друг с другом в любом порядке, перетекая одно в другое. Египетские боги насилуют друг друга, устраивают БДСМ-состязания, исход которых повлияет на их «старшинство» в своеобразной табели о рангах. Натравливают друг друга на людей и чуть не устраивают всеобщий апокалипсис, но останавливаются… пивом, что обосновывало для египтян последующие жертвы богам в виде пива. И, конечно, стимулировало его производство. Все это очеловечивание божеств дает возможность развернуть тот же накал эмоций, обид и причин для мести, что и в «греческой» и «скандинавских» трилогиях серии – и это будет смотреться естественно.
Кроме того, у древних египтян было особое отношение к погребению. Их верования предполагали сложную систему деления человеческой сущности на составляющие – какие-то отправлялись в другие «миры/измерения» в посмертии, а какие-то оставались вместе с телом. Это диктовало попытки сохранить как можно больше от умершего человека, что привело египтян к разработке продвинутых технологий бальзамирования, и благотворно сказалось на исторической науке. Сама склонность создавать как мумии, так и богато «снабженные» предметами материальной культуры гробницы наделила нас богатым материалом для исследования того, что происходило еще до того, как на карте вообще возник какой-нибудь Рим.
Это отношение к умершим тоже может использовать в сюжете игры. Чья-то мумия может стать как предметом конфликта, так и двигателем сюжета. Кратосу не впервой вольно обращаться с чем-то святым для других персонажей игры. Поэтому нет ни единой причины в случае с древним Египтом не использовать слабости местных богов. Тут они вполне могут терять над собой контроль из-за какого-нибудь специфического глумления над мумиями – Кратос может использовать это, чтобы вывести врагов из равновесия.
В мире существует еще много интересных мертвых или почти мертвых религиозных систем, использование которых не разозлит многочисленных поклонников. Но не факт, что они будут благосклонно восприняты публикой из-за своей малоизвестности. Впрочем, серия God of War – сама по себе та еще глыба. И в теории разработчики могут прибегнуть к чему-то малоизвестному. Как считаете, какие это могут быть пантеоны? Если есть идеи, не стесняйтесь писать в комментарии.