Оглавление

Лучшие десантные операции Второй мировой

К десятилетию Medal of Honor: Airborne мы вспоминаем самые крутые операции десантников во Второй мировой, которые неплохо было бы показать в играх

Ровно десять лет назад вышла Medal of Honor: Airborne — игра знаменитой серии, которая была посвящена десантным операциям Второй мировой. Каждая миссия начиналась с высадки с воздуха, а затем игроку предлагался набор заданий, выполнять которые можно было в произвольном порядке.

Увы, это была последняя Medal of Honor про Вторую мировую — после выхода Call of Duty 4: Modern Warfare на долгие годы установилась мода на шутеры про наше время. А жаль: у Airborne был большой потенциал — именно на Вторую мировую пришелся расцвет десантных операций, так что материала хватило бы еще на пару частей. Сегодня мы решили вспомнить самые яркие успехи и неудачи десантников тех времен.

Пионеры десантирования



Автором первого более-менее конкретного плана парашютной боевой операции был американский полковник Уильям Митчелл. В 1918 году он планировал высадку в тылу противника целой пехотной дивизии — посредством новых британских бомбардировщиков «Хэндли Пейдж V/1500», способных нести по 40 десантников каждый. План был одобрен генералом Першингом, но реализовать его не успели — Германия сдалась.



Дальше тему подхватили англичане. После Первой мировой они получили мандат на Ирак — бывшую турецкую территорию. Проживающие там арабы видеть у себя британцев почему-то не захотели, и подняли восстание. Конные отряды действовали стремительно — нанося удар по уязвимым английским гарнизонам, они мгновенно растворялись в пустыне. Гоняться за ними силами медлительной сухопутной армии получалось плохо.

Тогда британцы задействовали самолеты — помимо разведки и бомбардировок они высаживали десанты в районах, где появлялся противник. Дебют новой тактики состоялся в феврале 1923 года, когда англичане высадили 480 солдат недалеко от города Киркук. Убедившись в эффективности нового средства, британцы стали прибегать к нему все чаще. Лошадь не могла состязаться с самолетом, и для восставших настали тяжелые времена — теперь они сами нередко из охотников превращались в жертву.

Но это были посадочные десанты, которых оказалась достаточно в условиях гладкой пустыни. А вот первую парашютную высадку в боевых условиях провел СССР. Весной 1929 года в Таджикистане таким образом был десантирован небольшой отряд РККА — помогали самообороне города Гарм отбиться от насевших басмачей. Эра воздушных десантов началась.

Крылатая пехота



Но официальным днем рождения ВДВ считается другая дата — 2 августа 1930 года. Именно тогда на учениях под Воронежем было выброшено воздушно-десантное подразделение из 30 человек. Численность десантов постоянно росла: если на маневрах 1934 года задействовали 600 парашютистов, то годом позже, на учениях Киевского округа, высадили 1188 парашютистов. На «захваченные» ими аэродромы посадочным способом доставили еще 2500 человек вместе со станковыми пулеметами, орудиями и даже легкими танками Т-37. Все это производило огромное впечатление на иностранцев, и не зря — больше такого на тот момент никто не умел.

ВДВ использовались в Польском походе 1939 года — было высажено несколько тактических десантов, не встретивших серьезного сопротивления. Прыгали парашютисты и в Финляндии — но десант 201-й бригады, высаженный в тылу неприятеля 1 февраля 1940 года, окончился неудачей. Прорвать фронт не получилось, и десантникам с большими потерями пришлось пробиваться к своим.



К началу Великой Отечественной у СССР было пять воздушно-десантных корпусов, штатная численность каждого из которых составляла 8 тысяч человек. Увы, воевать Союзу пришлось в самых неблагоприятных условиях — против лучшей на тот момент армии мира на пике ее формы. Противник стремительно наступал, и ВДВ получалось использовать лишь для мелких тактических десантов и помощи партизанам.

Советское командование решилось на две крупные воздушно-десантные операции — Вяземскую (январь-февраль 1942) и Днепровскую (сентябрь-ноябрь 1943). Задачи были примерно одинаковы: перерезать коммуникации в тылу, помешав врагу обороняться от наступающих основных войск. Увы, обе операции прошли с серьезными просчетами: десантники оказались разброшены по слишком большой территории, многим группам приходилось действовать без какого-то единого командования и связи со штабом, что обычно заканчивалось гибелью. Те бойцы, кому удалось объединиться, провели немало удачных диверсий, и даже вышли к основным силам, но обе операции все равно считаются неудачными.

Больше крупных парашютных операций в боевых условиях в РККА не осуществляли. Трагедия ВДВ в Великую Отечественную не подлежит сомнению — будучи новаторами и пионерами в межвоенное время, советские десантники так и не дождались своего звездного часа. Неоднократно проявляя храбрость на поле боя, они так и не получили большую победоносную операцию, которую можно было бы смело поставить себе в зачет.

Тень свастики



Европейские страны, хоть и победили Германию в Первой мировой, но по-прежнему ее боялись. Поэтому немцы были зажаты между двумя сильнейшими фортификационными линиями — полосой либерецких укреплений в Судетских горах (Чехословакия) и «линией Мажино» во Франции. А в борьбе с фортификациями хорошо подготовленные и организованные парашютисты могут быть ничуть не менее полезны, чем тяжелая артиллерия.



Впрочем, Чехословакию Гитлер заполучил практически без крови. А первое по-настоящему важное дело выпало немецким десантникам в Дании и Норвегии. Эти две страны открывали немцам доступ к руде из Швеции. С самого начала войны Британия усиливала нажим на Норвегию, медленно, но верно устанавливая контроль над ее внешней торговлей. Игнорировать подобное в Берлине не могли, и немцы принялись решать вопрос в своем любимом стиле — военной операцией.

Самое интересное досталось 1-му батальону 1-го парашютного полка. Двум ротам предписывалось захватить аэродром Форнебю в норвежской столице. После этого на Форнебю высаживался посадочный десант из обычных пехотинцев на транспортных самолетах Ju-52. Еще одну роту бросили на Сола, главную базу норвежских ВВС. Наконец, еще одна рота дробилась на взводы и нацеливалась на мелкие датские аэродромы и очень важный Вординбургский автомобильный мост — единственную сухопутную дорогу в Копенгаген, столицу Дании.

Операция началась ранним утром 9 апреля 1940 года. В Дании все вышло идеально — оборонявшимся удалось убить всего двух немецких солдат. С норвежцами получилось не так удачно. Десант на Форнебю начал нести потери, еще не достигнув цели — два транспортника, забитых людьми, столкнулись в утреннем тумане и камнем упали вниз. Остальные самолеты первой волны так и не смогли прорваться через облачность, и повернули обратно. Зато путь нашла вторая волна, и «Юнкерсы» приземлились на полосу аэродрома, который оставался в руках врага. За десантников пришлось отдуваться обычным пехотинцам — понеся серьезные потери, они все же завладели объектом. Не повезло и парашютистам, посланным на Сола — их встретили сильным огнем с земли. Выполнить задачу они смогли лишь благодаря поддержке «Мессершмиттов», бросившихся штурмовать норвежские позиции.

В мае 1940 года нацисты вторглись в Бельгию и Голландию. Вермахт стремился нанести поражение Франции, и путь через эти страны представлялся лучшей альтернативой большому штурму линии Мажино. Но свои проблемы были и на этом направлении — например, бельгийский форт Эбен-Эмаэль считался одним из самых сильных в Европе. Его орудия блокировали три важнейших моста, поэтому обойти укрепление было нельзя.

Немцы подошли к делу основательно. За год до штурма они построили макет форта в масштабе 1:1, чтобы атакующие могли отточить даже самые мельчайшие нюансы. Всего организовали 4 штурмовых группы — три для захвата мостов, и одну для форта. Последняя насчитывала 85 человек, а всего десантников было чуть менее 500. Первый раз в боевых условиях предполагалось использовать десантные планеры, быстро доставлявшие множество солдат в одно место. У немцев просто не было времени на сборы — мосты были заминированы, а в случае, если взрывчатка не сработает, их должны были уничтожить орудия форта. Поэтому действовать предстояло быстро и слаженно.



Атака началась 10 мая, за полчаса до восхода солнца. Незадолго до этого самолеты люфтваффе обработали территорию форта дымовыми бомбами, создав завесу. Группы, посланные к мостам, сумели захватить два из трех. Третий подорвали из-за того, что двигавшаяся на помощь десантникам сухопутная техника подошла слишком рано — бельгийцы заметили колонну, и мост был взорван.

Ключевые события разворачивались в самом форте. Посадка планеров прошла успешно — 9 из 11 машин приземлились точно на крышу. Вооруженные кумулятивными зарядами и толовыми шашками, десантники подрывали орудия, амбразуры и вентиляционные шахты. Особое внимание уделялось выходам из форта. Было очень важно запереть внутри 1200 человек гарнизона, способных легко раздавить атакующих в открытом бою.

Эбен-Эмаэль был нейтрализован, а его гарнизон мог лишь кричать о помощи по еще не перерезанным каналам связи. В контратаку на форт бросились находившиеся неподалеку подразделения бельгийской пехоты, поддерживаемые артиллерией. Десантники оставили наступающих самолетам люфтваффе, укрывшись в казематах Эбен-Эмаэля, которые враг уже покинул. Немцы успешно просидели под землей целую ночь, а на следующий день к форту подошло подкрепление в виде саперного батальона. Дорога вглубь Бельгии была открыта.

Несколько тактических десантов высадили немцы и в Нидерландах — но они завершились потерями и проваленными задачами. В апреле 1941 года десантников перебросили в Грецию для захвата важнейшего моста через Коринфский канал. 40 «Юнкерсов» и 6 планеров высадили более 500 солдат, успешно занявших мост. Немцы обрезали провода дистанционного подрыва, и готовились было уже праздновать победу, но все подпортил один-единственный «Бофорс». Замаскированная зенитка открыла огонь по мосту, первыми же выстрелами задев приготовленные к подрыву заряды. Сооружение взлетело на воздух. Оставшиеся в живых после взрыва немцы попали в британское окружение, но от пленения бойцов спас лейтенант Ханс Тойзен. На переговорах он дерзко заявил, что его группа — лишь авангард больших сил вторжения. После чего пообещал ошеломлённым англичанам скорую высадку десантной дивизии и пикирующие бомбардировщики. Британцы, наслышанные о вездесущих немецких парашютистах, поверили и сдались. Тойзен получил Рыцарский крест.



В мае 1941 года десантники Рейха захватили остров Крит. Беспрецедентная по размаху (всего разными способами высадили более 22 тысяч человек) операция доказала — успешный воздушный десант на подготовленный к обороне гарнизон возможен. Крит был триумфом и наивысшей точкой успеха немецких десантников. Но с него же начался и упадок — потери в Критской операции, насчитывающие более 3600 человек, ставили будущее парашютистов под большой вопрос. Десантники были элитой, и восполнять их ряды бойцами необходимого качества при таких потерях было бы невозможно. После Крита Гитлер произнес знаменитую фразу: «Дни парашютистов закончились». Это было правдой — с тех пор немцы не проводили крупных десантных операций.

Время ковбоев



Армия США встретила Вторую мировую войну далеко не в лучшей форме — из-за географического положения и увлечения доктриной Монро американцы не уделяли сухопутным войскам должного внимания. Но понимание того, что остаться в стороне от мировой войны не получится, заставило военных США менять подходы.

Первые воздушно-десантные части американцы принялись формировать уже в 1940 году — под впечатлением от немецких успехов. США никогда не испытывали проблем с авиацией, и дело шло довольно бодро. К 1941 году у американцев было 3 батальона десантников, а к 1943-му полностью сформировали две легендарных в будущем дивизии — 82-ю и 101-ю. В подразделениях были как парашютисты, так и бойцы, обучавшиеся высадке на планерах.

Боевое крещение американских десантников прошло в Северной Африке в ноябре 1942 года. В ходе операции «Торч» они захватывали вишистские аэродромы и уничтожали мосты. Дебют же знаменитой 82-й дивизии состоялся в Сицилии в ночь с 9 на 10 июля 1943 года. Высадка была организована отвратительно, и парашютистов разбросало по всему острову. Приземлившиеся десантники попадали под танковые контратаки. Один из батальонов угодил в плен в полном составе. 11 июля самолеты, перевозившие резерв десантников, были по ошибке обстреляны кораблями британского флота, что стоило американцам 12 транспортников и около 300 человек. В целом Сицилийская операция, включавшая в себя и морской десант, завершилась успехом, но для десанта это был серьезный урок.



Полученный в Сицилии опыт пригодился в июне 1944 года, во время высадки союзников в Нормандии. Решив сконцентрировать силы, они произвели выброску сразу двух десантных дивизий. Всю эту массу в 18 000 человек несла на себе армада из 2300 транспортников и 2600 планеров. Парашютистов вновь разбросало, но теперь транспортная система противника была парализована бесконечными союзными бомбардировками. Десантники сумели собраться в крупные группы, и, пользуясь неразберихой, развернуться во вражеском тылу. Там они принялись атаковать и взрывать любые попадающиеся объекты противника, чем сильно усилили бушевавший у немцев хаос.

В сентябре союзники решились на самую крупную воздушно-десантную операцию в истории. В операции «Маркет Гарден» (которой посвящена вся Brothers in Arms: Hell’s Highway) участвовало более 40 тысяч десантников. Замысел был прост и авантюристичен — пробить узкий коридор через Голландию и овладеть мостами через Рейн. Это давало возможность быстро вступить на территорию Германии и, в теории, закончить войну до Рождества. Захват мостов лежал на плечах парашютистов, вполне справившихся с этой задачей. Подвели наземные силы, которые слишком долго шли на помощь постоянно контратакуемым десантникам. Не выдержав атак, последние отступили через Голландию — «Маркет Гарден» завершился провалом. Форсирование же Рейна состоялось лишь в марте 1945 года. Помимо прочего, оно потребовало выброски 16 000 парашютистов. Это была последняя крупная воздушно-десантная операция Второй мировой.

Воздушно-десантные операции такого размаха — одна из визитных карточек Второй мировой. С тех пор масштабных войн не проводилось — поэтому и к масштабным высадкам прибегают достаточно редко. Изменились и сами воздушно-десантные подразделения. Их арсенал стал намного богаче: например, для высадки теперь часто применяются вертолеты, а с парашютом прыгают не только сами бойцы, но и выбрасывается техника. Умение быть первыми в нужной точке важно для любого конфликта — и поэтому именно десантники, наряду со спецназом и морской пехотой, «открывали» большинство конфликтов последних десятилетий.

Обсудить