Лучшие игры о боевых роботах
Симуляторы стратегии и шутеры о стальных гигантах, которые есть смысл попробовать прямо сейчас
Сегодня в кино день громких премьер, и одна из них — «Бамблби», приквел к «Трансформерам». В игровой индустрии гигантские роботы тоже занимают важное место, а игр о них — от стратегий до экшенов — хватает, пускай сейчас они появляются реже, чем в 90-е и 2000-е. Мы решили вспомнить наиболее удачные серии, предлагающие посмотреть на боевых роботов через призму самых разных жанров.
Transformers: Devastation
Когда авторы Bayonetta: берутся за игру по мотивам «Трансформеров», получается экшен на высоких скоростях — пусть и непродолжительный, но полный динамичных сражений. Играбельных героев тут пять — Оптимус Прайм, Бамблби, Сайдсвайп, Уилджек и Гримлок, у каждого — свой стиль ведения боя, и все они могут по ходу сражения трансформироваться из роботов в земные машины (а в случае с Гримлоком — в механического динозавра).
Правда, кто они такие и зачем нужен весь этот маскарад с перевоплощением, лучше знать заранее — Devastation не тратит времени на объяснения. Не слишком впечатляет и игровой мир — сами автоботы выглядят очень красиво, но декорации вокруг однотипны и быстро приедаются. Тем не менее, по сравнению со многими другими играми в той же вселенной, Transformers: Devastation — отличное произведение, которое бережно относится к первоисточнику. Даже часть актеров озвучки здесь — та же, что в анимационном сериале о трансформерах, который стартовал в 1984 году, да и визуальный дизайн вдохновлен им же. Разительный контраст, например, с Transformers: Human Alliance, в которой даже играть надо не за робота, а за человека.
Supreme Commander
Строго говоря, это стратегия о гигантских металлических машинах всех форм — от маленьких роботов-пехотинцев до бомбардировщиков, линкоров и чудовищных ходячих пауков. Supreme Commander — духовная наследница Total Annihilation, первой по-настоящему трехмерной стратегии в реальном времени, и абсолютно точно воспроизводит ее принципы. Сражения идут на огромных картах, где каждая сторона может выставить по тысяче юнитов, да и видов войск куда больше, чем принято в жанре.
Гигантизм Supreme Commander сильно влияет на динамику боя. Здесь нет смысла собирать юниты в одну большую толпу и идти к врагу на базу. Нужно мыслить скорее стратегически, чем тактически: по кусочкам отрезать территорию с источниками ресурсов, налаживать оборону линии фронта и настраивать автоматические фабрики, чтобы те штамповали подходящее пушечное мясо. Бои идут на земле, в море и в воздухе, и более-менее соответствуют современным представлениям о физике и военном деле. А еще размеры юнитов реалистичны: линкор в разы больше подводной лодки, а наиболее крупные роботы могут наступать на маленьких и просто давить их. Для фанатов научной фантастики — просто праздник, хотя по меркам RTS сражения могут показаться затянутыми и перенасыщенными. Всего вышло две части Supreme Commander. Первая чуть лучше, но и вторая после патчей тоже радует.
Игры во вселенной BattleTech
Вышедшая в этом году BattleTech — не самая лучшая игра в одноименной вселенной, зато более-менее современно выглядит (хотя и тормозит даже на мощных компьютерах). Эта стратегия об отряде космических наемников подражает сериалу MechCommander и рассказывает простенькую историю о гражданской войне на окраине галактической цивилизации. Правда, чуть ли не половину времени вы проводите в гараже за починкой и модернизацией любимых роботов, отчаянно пытаясь не уйти при этом в минус, потому что ноль на банковском счету — единственный способ по-настоящему проиграть. В этом смысле BattleTech отлично воспроизводит дух оригинальных книг — в первую очередь романов о Сером легионе смерти.
Бои ведутся медленно, зато требуют смекалки и заставляют учитывать множество факторов. Можно включить прыжковые двигатели, заскочить врагу за спину, бахнуть изо всех лазеров в тонкую броню на спине, насладиться видом горящих обломков и тут же отключиться на целый ход от перегрева. А можно для пристрелки поцарапать противника из самой маленькой пушки, чтобы спрятавшемуся за горой напарнику было проще попасть в гада залпом дальнобойных ракет. Другое дело, что игра не слишком амбициозна и небогата на контент, поэтому в какой-то момент надоедает. Часов через тридцать.
Если вам все же было мало, попробуйте старенькую, но по-прежнему эталонную MechCommander 2. Конечно, мы не забываем и о MechWarrior, серии симуляторов роботов во вселенной BattleTech, но классические части вышли очень уж давно, зато уже в следующем году нам обещают MechWarrior 5: Mercenaries. Лучше дождаться ее.
Armored Core
Японский ответ на BattleTech — вселенная Armored Core. Это мрачный мир ближайшего будущего — с колониями на Марсе, диктатурой корпораций и глобальной ядерной войной. Слова «японский» пугаться не стоит — тут нужно собирать из вагона запчастей вполне реалистичных боевых роботов (в том числе и негуманоидных), следить за расходом энергии и весом машины. Можно сделать неповоротливую крепость на гусеницах, а можно — юркого кузнечика, порхающего на реактивных двигателях. В бою тоже попадаются любопытные находки: например, среди запчастей есть установки ПРО, которые умеют красиво перехватывать вражеские ракеты. Лучше всего игровая механика раскрывается в versus-режиме (с ботами или живыми людьми), хотя и кампания умеренно хороша.
Играть можно в любую Armored Core, кроме пятой — там разработчики ударились в неудачные эксперименты с онлайном. Лучшей обычно считается Armored Core 3, но на самом деле все основные игры цикла (штук пятнадцать) — среднебюджетные, отличаются деталями, получают в прессе не больше 7-8 баллов из 10 и нравятся исключительно фанатам жанра. Зато очень сильно.
Zone of the Enders
Ощутить чувство полета, управляя боевым роботом, и сражаться с противниками на высоких скоростях, стреляя по ним, рубя световым мечом и даже хватая, чтобы использовать вместо щита, — все это предлагает экшен Zone of the Enders: The 2nd Runner. Благодаря слегка стилизованной графике, он выглядит неплохо даже сейчас (особенно в HD-переиздании), хотя впервые вышел в 2003 году. А анимешные заставки, кажется, вообще не стареют.
История в The 2nd Runner линейна. Из-за этого часть фанатов предпочитает ее предшественницу, первую Zone of the Enders, в которой можно самому выбирать, на какое задание отправиться. Но в сиквеле бои значительно зрелищнее, сложнее и разнообразнее, поэтому обычно именно его включают в списки лучших игр в истории. По ощущениям происходящее чем-то напоминает Devil May Cry, только с роботами, марсианскими колонистами и без так любимого японцами абсурда — это просто хорошая научно-фантастическая история. Увы, продолжение так и не вышло. Хидео Кодзима, автор Metal Gear Solid, придумал серию, работая в Konami, и долго обещал сделать следующую часть (вдобавок, в более мрачной эстетике), но так и не успел.
Front Mission
В диковатом будущем, где есть, например, Республика Зафтра (в нее входят Россия и страны СНГ) и Соединенные Штаты Нового Континента (Северная и Южная Америка), сверхдержавы ведут войны, используя ванцеры — гигантских пилотируемых роботов. Так выглядит мир японской серии Front Mission. Все номерные выпуски в ней — тактические ролевые игры, а остальные — экспериментальные спиноффы, от MMO (Front Mission Online) до шутеров, вроде Left Alive, который сейчас находится в разработке и выйдет в 2019 году.
Самой первой до Запада добралась Front Mission 3 — еще в 2000 году. Она же стала первой игрой, в которой можно атаковать не только сам ванцер (он состоит из нескольких модифицируемых частей), но и пилота, чтобы вынудить его катапультироваться. В зависимости от выбора игрока в одной из начальных сцен, история развивается по одному из двух сценариев. По сути, это две полноценные кампании, которые пересекаются лишь отчасти. Сюжет в целом предельно серьезен, но есть и смешные эпизоды — например, герои однажды сталкиваются с семьей фермеров-экспериментаторов, которые придумали, как использовать вместо топлива для ванзеров коровий навоз. Несмотря на устаревшую графику, Front Mission 3 — все еще один из лучших способов начать знакомство с серией. Главное — быстро запомнить аббревиатуры сверхдержав: политических интриг в этой истории — выше крыши.
Titanfall
Научно-фантастический шутер авторов Call of Duty: Modern Warfare идеально показывает роль людей на одном поле боя с роботами. Пилоты, оставшиеся без машины, должны уметь быстро и без остановок двигаться — бегать по стенам, скакать по крышам, скользить по земле. Можно становиться невидимым или подтягиваться крюком к зданиям. Но самый кайф, конечно, — когда залезаешь, наконец, в робота и физически чувствуешь, насколько ты стал выше, мощнее и сильнее. Управление великолепно — трюки делаются четко и интуитивно. Все это подкрепляется простенькой, но вменяемой историей о космическом фронтире.
Сериалу Titanfall немного не повезло со стратегическими решениями. Первую игру выпустили без нормальной сюжетной кампании, что отпугнуло часть игроков. Во второй ее сделали — и очень хорошо! — но релиз воткнули как раз между свежими Call of Duty и Battlefield, поэтому продажи оказались вдвое ниже запланированных. Так что, несмотря на позитивные отзывы, шумиха вокруг обеих игр стихла буквально через месяц после релиза. Тем не менее, разговор о продолжении время от времени заходит, и если вам нужен современный экшен о роботах, Titanfall 2 — отличный вариант.
Sakura Taisen
В альтернативном Токио 20-х годов существуют боевые роботы на паровом ходу — лучшее оружие против демонов, которые пытаются проникнуть в мир живых. Управлять такими роботами могут только высокодуховные юные девы. В свободное от боев время девушки ставят мюзиклы: согласно сюжету, песни и танцы развивают духовность. Такова предыстория серии тактических RPG Sakura Taisen (западное название — Sakura Wars), которые со временем превратились в целую франшизу — со своим аниме, новеллами, спиноффами в других жанрах и так далее.
Самым непривычным в Sakura Taisen (первая игра вышла в 1996 году) было то, что очень неплохие пошаговые бои сочетались в ней с симулятором свиданий. На английском доступна только пятая часть, Sakura Wars: So Long, My Love, но — внезапно! — первые две части были официально локализованы в России силами компании «Акелла». У основных выпусков долго не было продолжения, однако в апреле анонсировали игру с рабочим названием Shin Sakura Taisen. Предположительно она выйдет в 2019 году.
Игры о гигантских боевых роботах сейчас выходят редко: сеттинг куда менее популярен, чем могло бы показаться. Классическое фэнтези или милитари-шутеры понятнее широким массам. Но если не бояться играть в лучшие хиты прошлых лет, выбрать себе роботов на любой вкус несложно.