Оглавление

Лучшие игры в жанре survival horror

Resident Evil, Silent Hill, Dead Space и другие жуткие игры, где необходимо бороться за выживание

В 1996 году Сapcom выпустила в Японии Resident Evil. На обложке кто-то из маркетологов написал, что игрокам предстоит встреча с survival horror. С тех пор так стали называть весь жанр, включая тех его представителей, которые вышли задолго до Resident Evil. Это хорроры, в которых акцент делается на стремление героя выжить во что бы то ни стало. Персонажу зачастую предоставляют средства самозащиты, но намеренно ограничивают их запас, чтобы держать игрока в напряжении. Некоторые survival horror и вовсе делают ставку только на стелс: в тех же «Амнезии» и Outlast менеджмент ресурсов сведен к минимуму. Последнее время к классическим хоррорам про выживание постепенно возвращается былая популярность, поэтому сегодня мы предлагаем вспомнить главных представителей этого жанра.

Alone in the Dark





Оригинальная Alone in the Dark 1992 года — наименее страшная игра в нашем списке, как минимум из-за устаревшей на три десятилетия графики. Тем не менее это невероятно важный хоррор, с которого все началось. Игроку достается роль частного сыщика Эдварда Карнби либо знатной дамы Эмили Хартвуд: герой или героиня отправляются в мистическое поместье Дерсето в Луизиане, чтобы расследовать загадочное самоубийство владельца. В Alone in the Dark необходимо исследовать каждую комнату вдоль и поперек, обыскивать все полки, перемещать объекты, чтобы решить очередную головоломку или забаррикадировать путь в помещение. Если же монстр проникает в комнату, есть три варианта действий: игрок может убежать, использовать огнестрельное оружие или сразиться с чудищем в ближнем бою на кулаках. Еще в Alone in the Dark нужно много возиться с инвентарем: выкидывать ненужные вещи (например, фляги от выпитых напитков или пустые аптечки), чтобы освободить место для предметов, которые пригодятся для решения следующей загадки.

Серия Resident Evil





Самая первая Resident Evil надолго задала тон в жанре survival horror. Она рассказывала об отряде особого назначения S.T.A.R.S., бойцы которого оказались заперты в таинственном особняке, полном зомби и других жутких тварей, созданных в результате антигуманных экспериментов фармацевтической компании Umbrella Corporation. Умышленно неотзывчивое управление, живучие враги, ограниченное количество патронов, небольшой по размерам инвентарь, запутанный дизайн уровней, головоломки, специальные безопасные комнаты, где можно перевести дыхание и спрятать найденные вещи, — все эти элементы геймплея затем перекочевали во многие другие хорроры.

Впоследствии Capcom провела смелый эксперимент с Resident Evil: вышедшая в 2004 году четвертая часть сделала ставку на экшен. Главному герою, спецагенту Леону Кеннеди, все еще приходилось следить за расходом патронов, но расправляться с врагами стало гораздо проще. Поклонники приняли это изменение на ура, но со временем экшена в Resident Evil стало еще больше и к Resident Evil 6 серия превратилась практически в боевик про супергероев.



Прислушавшись к жалобам фэнов, Capcom сменила курс: в 2017 вышла отличная Resident Evil 7 — жуткий хоррор от первого лица, где снова нужно исследовать мрачное поместье, считать каждый патрон и прятаться в безопасных комнатах. Кроме того, компания переиздала классические выпуски Resident Evil: в 2019, например, стал доступен HD-ремейк Resident Evil 2. Графику в игре полностью обновили, а управление осовременили, в том числе поменяв угол обзора камеры — теперь она висит за плечом главного героя, как, например, в Resident Evil 4.

Серия Silent Hill





Впечатленная успехом Resident Evil, японская компания Konami cобрала команду Team Silent и потребовала сделать хоррор, рассчитанный в первую очередь на западную аудиторию. У разработчиков в Team Silent была одна общая черта — они не справились с предыдущими поручениями Konami, и собирались уволиться после того, как завершат новый проект. Но с ним все шло наперекосяк: у новинки не было общего видения, и разработку чуть было не закрыли. Тогда команда решила пойти ва-банк: не зацикливаться на идее «голливудского» хоррора, а сделать игру, которая бы пугала не столько монстрами, сколько столкновением с человеческими слабостями и страхами. Расчет оказался верным: Team Silent подарила миру серию первоклассных хорроров, лишь частично связанных друг с другом сюжетом, но объединенных общим сеттингом. События всех основных выпусков происходят в городе Сайлент Хилл, который питается страхами своих жертв и материализует их кошмары. В отличие от Resident Evil, в Silent Hill психологическое напряжение почти никогда не ослабевает. Гротескные обитатели затерянного городка, блуждающие в тумане, навсегда впечатались в память тысяч игроков — настолько они пугающие.

Увы, ждать в ближайшее время возвращения Silent Hill не стоит. Новую игру должен был делать Хидео Кодзима, но проект отменили после того, как легендарный разработчик рассорился с Konami, и пока издатель не спешит воскрешать франшизу.

Серия Project Zero





Японский хоррор Project Zero 2001 года (известный в США как Fatal Frame) взял за основу идеи Resident Evil: тут тоже нужно исследовать многочисленные помещения древнего японского особняка и решать головоломки, чтобы продвинуться дальше. Однако боевая система совершенно иная: в Project Zero и ее сиквеле игрок противостоит призракам, которых необходимо фотографировать, чтобы победить. Каждая вспышка фотоаппарата наносит определенный урон злому духу в зависимости от таких факторов, как, к примеру, расстояние между героиней и паранормальной сущностью. Хотя призраки двигаются довольно медленно, сражения с ними все равно заставляют не на шутку понервничать из-за ограниченного поля зрения и всегда не вовремя кончающейся фотопленки.

Серия System Shock





В конце 90-х первая и вторая System Shock считались чуть ли не самыми страшными играми своего времени. Темный космический корабль, отсутствие указаний, что делать и куда идти, омерзительные люди-гибриды, зараженные какими-то паразитами, чрезвычайно качественные звуковые эффекты, постоянная нехватка ресурсов — обе части System Shock совершенно не церемонились с игроком. Они наказывали его за малейшие проступки и давили депрессивной атмосферой. В то же время серия System Shock могла похвастаться глубокой системой прокачки персонажа и впечатляющей свободой действий: у игрока всегда было множество вариантов выхода из непростой ситуации. В ближайшие годы фанатов System Shock ждест сразу несколько важных событий: скоро должна выйти полноценная третья часть, которую разрабатывает автор Deus Ex Уоррен Спектор, а затем — масштабный ремейк оригинальной System Shock, запланированный на 2020 год.

Серия Dead Space





Хоррор Dead Space начали разрабатывать как System Shock 3. Однако появление Resident Evil 4 заставило команду пересмотреть планы и уговорить издательство Electronic Arts на хоррор, который был бы ближе к игре от Capcom, — с экшеном и зрелищными катсценами. Так началась история серии Dead Space. Она рассказывает о приключениях инженера Айзека Кларка, который сталкивается с агрессивной инопланетной формой жизни — некроморфами. Фирменная черта Dead Space — расчленение противников. Согласно сюжету, некроморфы невероятно живучи, поэтому игрок должен разрезать их на части с помощью плазменного оружия. Поведение монстра меняется в зависимости от того, какую конечность ему отрезали. Например, если лишить некроморфа головы, то вместо того, чтобы умереть, он впадет в бешенство и станет еще более агрессивным.

К сожалению, после выхода Dead Space 3 в Electronic Arts сочли, что интерес к серии ослаб, и закрыли серию. В 2017 году издатель распустил студию Visceral Games, которая отвечала за разработку Dead Space, — из-за неудач, связанных с другими проектами команды.

Doom 3





Doom 3 — своего рода белая ворона в популярной серии шутеров от первого лица. Вместо того, чтобы делать еще один cтремительный экшен про быстрого и могучего героя, уничтожающего за считанные секунды десятки врагов на экране, компания id Software решила пойти на рискованный эксперимент и превратить Doom в самый настоящий survival horror. Хардкорные фанаты франшизы были недовольны трансформацией, зато поклонники ужасов получили отличную игру про выживание на космической станции, захваченной демонами. В Doom 3 приходится с умом расходовать каждый патрон, опасаться даже рядовых демонов, исследовать мрачные комнаты ради ресурсов и сражаться с монстрами в узких неосвещенных коридорах. Важная особенность проекта — фонарь: в релизной версии 2004-го года нельзя одновременно держать в руках источник света и оружие, что делает блуждания по станции очень нервными. А вот в переиздании 2012 BFG Edition фонарь прикрутили к пушкам, и это, само собой, сильно разрядило обстановку, поэтому если вам хочется поиграть именно в качественный survival horror, следует раздобыть оригинальную версию 2004 года.

Alien: Isolation





Еще одна игра про ужасы в космосе — Alien: Isolation, основанная на популярных фильмах про Чужого, кровожадного инопланетного монстра. В Isolation необходимо выживать на космической станции: искать ресурсы, коды доступа к закрытым комнатам, крафтить оружие и различные гаджеты, а также сражаться со слетевшими с катушек андроидами и агрессивно настроенными членами экипажа. Но главная угроза в Alien: Isolation — разумеется, сам Чужой, который неустанно патрулирует коридоры и вентиляционные шахты станции. От монстра можно спрятаться, его можно временно прогнать удачно брошенным коктейлем Молотова, но он не оставит попыток добраться до игрока вплоть до самого финала этого пугающего приключения.

Серия The Evil Within





The Evil Within 2014 года — детище легендарного разработчика Синдзи Миками, отвечавшего в прошлом за Resident Evil. Это экшен-хоррор с запутанным сюжетом, фантасмагорическими монстрами и настолько высокой сложностью, что основную часть времени тут приходится полагаться не на верный дробовик, а на умение оставаться незамеченным. Когда дело дошло до разработки сиквела, Синдзи Миками ушел с должности геймдиректора. Именно поэтому вторая часть не сильно похожа на первую: в ней появился полноценный крафтинг и некое подобие открытого мира.

Разумеется, это далеко не все представители survival horror. Список можно продолжать довольно долго: к примеру, еще стоит обратить внимание на Alan Wake, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Condemned: Criminal Origins и отличную инди-игру Darkwood. Мы верим, что в будущем классических хорроров про выживание станет еще больше, особенно после ошеломительного коммерческого успеха ремейка Resident Evil 2.

Обсудить