Лучшие малоизвестные игры PlayStation Classic

Хиты, которые необязательно проходить, но важно знать

Когда Sony огласила список из двадцати игр, которые будут предустановлены на PlayStation Classic, он предсказуемо никому не понравился. Это логично: ретро-консоли — сувенирный продукт, отсылающий к воспоминаниям из детства, а оно у всех было разным (подробнее — в нашей предыдущей статье). Но даже если забыть о личных предпочтениях, вопросы к списку все равно остаются: понятно, зачем там нужны Metal Gear Solid и Final Fantasy VII, но что такое Jumping Flash! и Super Puzzle Fighter II Turbo? Давайте разберемся с семью важными классическими играми для PlayStation, о которых знают не все современные геймеры.

Jumping Flash!





Трехмерный платформер о робокролике Роббите вышел в 1995 году, до Crash Bandicoot и Super Mario 64, и считается одним из основоположников жанра. Только о нем мало кто знает. Возможно, потому что в игре используется вид от первого лица, от которого слегка укачивает — совсем как в Mirror’s Edge двадцать с лишним лет спустя. Sony рассчитывала сделать из кролика звезду уровня Соника или Марио, но он проиграл более простому и яркому Крэшу, так что после пары сиквелов проект закрыли. С тех пор о Jumping Flash! вспоминают только в статьях вроде «100 незаслуженно забытых игр».

Syphon Filter





Первая игра в серии стелс-шутеров, о возрождении которых давно мечтают фанаты. Это эдакий Metal Gear Solid по-американски — без постмодернистских шуточек и антивоенной философии: прямолинейный и динамичный технотриллер о шпионах и террористах в духе Тома Клэнси. Немного стелса, гаджетов и пазлов, много стрельбы от третьего лица. В наши дни ничего из этого списка уже не удивляет, но всегда полезно посмотреть, откуда растут корни всех этих Splinter Cell, например. У Syphon Filter было пять сиквелов, но лучше всего получились первые две части.

Super Puzzle Fighter II Turbo





Игра в жанре Match 3, пародирующая Street Fighter. В стакан падают фигурки, их надо крутить, блоки одного цвета уничтожаются, — все как в Columns или Candy Crush Saga, но в свое время игру продавали по той ж цене, что и файтинг-первоисточник. Бой идет всегда против противника (другого человека или ИИ) и происходящее в стаканах визуализируется дракой двух смешно нарисованных бойцов из Street Fighter. Зачем было включать в библиотеку PlayStation Classic эту игру — неясно. Возможно, иначе Capcom не дала бы Resident Evil. Возможно, чтобы показать — и такое бывало.

Revelations: Persona





Первая часть серии ролевых игр Persona, которая очень хорошо пошумела на Западе в прошлом году в связи с релизом Persona 5. На деле Persona — облегченное, казуальное ответвление от хардкорной JRPG-вселенной Shin Megami Tensei, но тоже с демонами, Гитлером, гигантскими членами, Фрейдом и Юнгом в каждом кадре. За пять игр японская компания Atlus смогла объяснить даже западной аудитории, что все это совершенно нормально, но конкретно Revelations: Persona, к сожалению, непоправимо испорчена переводом. Боясь реакции неподготовленных игроков, локализаторы вычеркивали отсылки к христианству, резали сомнительные сюжетные арки и меняли цвет кожи персонажей. В комплект с PlayStation Classic попадет именно эта версия.

Ridge Racer Type 4





Аркадные гонки от Namco, которые настолько плотно ассоциировались с PlayStation, что слова «Рииииидж Рейсер» в середине нулевых превратились в эдакий игрожурский мем. Сам сериал жив до сих пор, однако давно растерял всю славу и идейно застрял в девяностых. Это «просто гонки» без амбиций и потуг на оригинальность — приятная игра, где можно весело и бездумно гонять по выдуманным трассам на выдуманных автомобилях, неправдоподобно дрифтовать и получать кайф. Интересно, что для PlayStation Classic выбрали не первый выпуск (как в случае со многими другими хитами), а четвертый. Возможно, чтобы показать топовую по меркам консоли трехмерную графику с тонированием методом Гуро.

Battle Arena Toshinden





Первая часть файтинг-сериала, в середине девяностых всерьез конкурировавшего с Tekken. В том числе и потому, что у него была PC-версия (с эксклюзивным гостевым персонажем — Червяком Джимом!). В Battle Arena Toshinden есть как холодное оружие и полноценное 3D-перемещение по арене (как в Soul Edge и позже в SoulCalibur), так и магия со стрельбой. Однако более узкоспециализованные и лучше сбалансированные Tekken, Soul Edge, Virtua Fighter и Dead or Alive быстро привязали к себе всю аудиторию трехмерных файтингов, и после нескольких сиквелов сериал Battle Arena Toshinden был похоронен.

Wild Arms





Первая часть серии, очень типичной для так называемого «золотого века JRPG» (конец девяностых — начало нулевых). В те годы можно было брать почти любую игру жанра, выбранную для локализации на Западе, и она почти наверняка оказывалась интересной. Конкретно Wild Arms выделяется тем, что смешивает эстетику американских вестернов с фэнтези и техномагией (как, например, культовое аниме Trigun). В остальном же все очень ожидаемо: яркие персонажи, эмоциональные диалоги, пошаговые бои. Если в 2018 году вам не хватило Dragon Quest XI, то внезапно Wild Arms — одна из тех игр для PlayStation Classic, которые действительно есть смысл пройти.

Пересмотрев еще раз библиотеку PlayStation Classic, можно сделать такой вывод: это не «главные хиты для консоли» и даже не «игры, которые захочется проходить в 2018 году», а эдакий срез типичных продуктов разных жанров — от простейших головоломок до продвинутых трехмерных шутеров. Попробовал каждую по чуть-чуть — и уже словно вернулся в девяностые.

Обсудить