Лучшие российские игры про Вторую мировую

Лучшие военные игры в истории российской индустрии: четыре стратегии на любой вкус, а также легендарный авиасимулятор

День Победы можно отмечать разными способами — сходить на парад, посмотреть хороший военный фильм по телевизору или, например, провести время за не менее хорошей игрой, посвященной Второй мировой. Причем лучше отечественной — благо в российской индустрии был период, когда интересные проекты о главной войне в современной истории выходили постоянно. О лучших из них мы сейчас расскажем.

Сталинград





Еще в начале нулевых компания Nival выпустила свой ответ популярной в те годы стратегии «Противостояние» — «Блицкриг». Концепция была привычной для тех лет: изометрическая графика, упор на сражения небольших подразделений (обычный состав — пара десятков пехотинцев и несколько единиц бронетехники), никакого строительства базы, минимум подкреплений. Характеристики и возможности техники были близки к реальным, так что ситуации, когда парочка легких броневиков уничтожают танк, здесь не случались. Более того, для победы нужно было знать сильные и слабые стороны всех своих войск, грамотно вести разведку пехотой, вовремя выдвигать танки на передовую, а затем отводить их от ответного удара.

Собственно, все написанное выше справедливо и для «Сталинграда» — проекта сторонней студии DTF Games на движке «Блицкрига». Вместо того, чтобы рассказывать о разных эпизодах Второй мировой, авторы сосредоточились на Сталинградской битве. И в итоге получился один из самых полных и интересных пересказов легендарного сражения. В «Сталинграде» есть все знаковые бои: от первых немецких ударов на дальних подступах к городу до обороны Мамаева кургана и легендарной наступательной операции «Уран». Ну, а поклонники хардкорных стратегий оценят сложность игры: соотношение сил здесь такое же, как было в реальности, поэтому временами приходится выпутываться из очень непростых ситуаций.

Вторая мировая





Наряду со S.T.A.L.K.E.R., «Вторая мировая» — главный российский долгострой нулевых (да и не только). Сейчас уже не сосчитать, сколько раз переносили и переделывали масштабную стратегию, созданную авторами знаменитого «Ил-2» — да и после релиза разработчики еще долго боролись с багами, доделывали баланс и правили искусственный интеллект.

Зато сейчас, за исключением устаревшей графики, «Вторая мировая» — совершенно уникальный проект. Хотя бы потому, что сегодня столь масштабных стратегий в реальном времени просто не делают. Здесь есть десятки миссий на разных фронтах Второй мировой, за основные страны-участницы войны, а также несколько отдельных кампаний, вроде битвы за Москву. Бои масштабные, в меру сложные и очень реалистичные — оружие и техника проработаны до мельчайших деталей, а учитывать приходится даже такие нюансы, как боевой дух подчиненных. Кроме того, это отличная интерактивная энциклопедия Второй мировой — техники очень много, о ней можно получить подробную справку, ну а затем опробовать в бою.

Искусство войны





«Искусство войны» (две части: «Африка 1943» и «Курск 1943») — хитро замаскированный перезапуск описанной выше «Второй мировой». Авторы улучшили графику и постарались избавиться от недостатков предыдущей стратегии. Например, сюжет больше не пытается объять необъятное: каждая выпуск «Искусства войны» сосредотачивается на крупном эпизоде Второй мировой — Африке и Курской дуге. Кампаний в обеих играх, кстати, несколько, так что на описываемые события можно будет посмотреть глазами всех противоборствующих сторон. При этом «Искусство войны» сделали еще реалистичнее, чем «Вторую мировую»: например, здесь есть даже такая мелочь, как тип ранения, полученного солдатом. Скажем, раненный в ноги будет медленнее передвигаться.

Единственное, в чем «Искусство войны» уступает предшественнице — это масштаб. Кампании не такие длинные, типов техники в каждой части заметно меньше — и хоть справочная информация традиционно подготовлена во всех подробностях, интерактивной энциклопедией ни одну из этих игр назвать не получится.

Ил-2 Штурмовик 1946





«Ил-2» — до сих пор одна из самых известных российских игр в мире. Ну, а в 2001 году ее выход стал настоящей сенсацией — никому особо не известная компания Maddox Games выпустила авиасимулятор, в котором все было на высочайшем уровне: от летной модели до миссий и графики. Серия существует и сегодня, но ее разработкой занимается уже совсем другая компания — так что особый интерес, конечно, представляют классические части.

И не стоит смущаться цифре «1946» в названии. Перед нами — сборник всех лучших «Ил-2» и дополнений к ним, выпущенных Maddox в разные годы. «Альтернативная» кампания 1946 года тоже есть, но мы рекомендуем пройти сотни миссий, основанных на событиях разных фронтов Второй мировой — от Восточного до Тихоокеанского. Полетать дадут почти на всех значимых самолетах тех времен, плюс не забыты и сухопутные сражения: каждая миссия в «Ил-2» прорабатывается до мельчайших деталей, поэтому бои идут и где-то внизу. Летная модель до сих пор остается одной из лучших в серии: есть несколько режимов сложности, а в наиболее реалистичных приходится учитывать даже самые мелкие нюансы работы двигателя.

В тылу врага 2





Так уж сложилось, что почти все игры в сегодняшней подборке — стратегии. В свое время отечественные разработчики действительно любили этот жанр, ну а Вторая мировая — один из лучших сеттингов для него. Впрочем, «В тылу врага» заметно отличается от остальных игр, которые мы здесь вспомнили. Ставка в ней сделана на тактику, а возиться порой приходится не с целыми подразделениями, а с отдельными юнитами. У врага обычно численное преимущество, модель повреждений реалистичная (а значит — бойцы и техника гибнут очень быстро), поэтому почти любая миссия превращается в настоящую тактическую головоломку. И в этом есть свое удовольствие: когда, пусть и со второй-третьей попытки, размещаешь войска как надо, грамотно планируешь засаду, а затем побеждаешь почти без потерь.

Еще одна удачная идея «В тылу врага» — режим прямого управления. Обычно в стратегиях такое выглядит баловством, но здесь неожиданно сработало: клавиатура управляет движениями юнита, мышка используется для наведения оружия — идеально в ситуациях, когда нельзя допускать ошибки. Тем более, что ИИ в игре очень приличный, так что остальные юниты легко можно оставить на пару минут.

Несколько обидно, что всем играм в подборке уже под десяток лет: хоть геймплей и хорош до сих пор, но устаревшая графика все-таки может подпортить впечатление. Впрочем, есть шанс, что через пару лет ситуация поменяется: Вторая мировая снова входит в моду среди разработчиков игр. Если этот тренд сохранится, то рано или поздно он доберется и до российских компаний.

Обсудить