Mass Effect без Шепарда: по какому пути могла бы пойти франшиза

Истории, достойные отдельных игр, которые мы, вероятно, никогда не увидим

В декабре 2020 студия BioWare открыто заявила о разработке новой части во вселенной Mass Effect, которая продолжит Mass Effect 3 и Mass Effect: Andromeda. Однако это только лишь один вариант развития франшизы. Есть и другие. Мы обратились к истории вселенной и выбрали несколько конфликтов, о которых можно рассказать в формате игр.

Предупреждение: если вы не играли в оригинальную трилогию и ждете переиздание, которое появится весной 2021 года, вернитесь к этому тексту позже — в нем полно спойлеров.

Восход протеанской империи



Загадочные гуманоиды, которые последними дали отпор Жнецам, занимают центральное место в сюжете первой трилогии. Капитан Шепард и его команда охотятся за технологиями прошлого и расшифровывают послания, чтобы найти ответы на вопросы в настоящем. Учитывая, сколько недосказанностей в тех историях, которые они узнают (все-таки протеан практически полностью уничтожили Жнецы), здесь есть где развернуться при создании новых игр серии.

Первые упоминания о протеанах датируются 68 000 годом до нашей эры. В тот период они нашли следы вымершей расы инусаннон и разгадали секрет эффекта массы, после чего началось колониальное восхождение. Последние сообщения приходятся на 48 000 год до нашей эры, когда Жнецы массово атаковали империю и всех разумных биологических и синтетических существ. В эти 20 000 лет уместится если не трилогия, то как минимум пара спин-оффов с дополнениями, которые покажут жизнь во вселенной Mass Effect до появления турианцев, азари, людей и других народов, за которыми наблюдали со стороны все те же протеане.



Становление империи может стать одним из лейтмотивов. Прежде чем исчезнуть и раствориться в пространстве вселенной, протеане, подобно римлянам, британцам или испанцам, активно захватывали целые системы и уничтожали неугодных или несогласных, пока не заполучили власть во всей галактике. Они заставляли покоренные народы отказываться от традиций и обычаев и перенимать их повадки.

Если верить сохранившимся записям, такая бешеная экспансия была вынужденной. На ранних этапах протеане столкнулись с неизвестной расой злобных синтетиков под управлением ИИ. То ли они сошли с ума, как SHODAN в System Shock, то ли восстали, как геты против кварианцев, — об этом история умалчивает. До сих пор ясно только одно — то был настолько могущественный противник, что противостоять ему (а уж тем более уничтожить) могли только все народы вселенной сообща. Конфликт получил название Война Метакона и растянулся на многие годы. И хотя он завершился победой органических существ, история оставляет богатый простор для построения небанального сюжета.

Что если протеане все это придумали, чтобы захватить власть в мире, в котором разворачивалась межгалактическая «Игра престолов»? Были ли они изначально настроены построить демократическое общество, но со временем свернули с пути, или всю дорогу следовали авторитарной или тоталитарной политике? Или это был настолько хитрый и коварный ИИ, что не оставлял другого выбора? А может, все сразу? В общем, тут и без Жнецов хватает вопросов.

Закат протеанской империи





Война со Жнецами — вторая масштабная тема для отдельной игры. Протеане боролись за право существовать не один год и даже не десять, а более ста лет. В формат игры такой промежуток времени невозможно впихнуть, но если сократить и включить основные вехи, получится еще одна большая история. Все-таки одно дело построить империю, а другое — удержать ее целостность.

Протеане не справились, когда столкнулись с более технологически развитым и гибким противником. Считается, что их погубила тактическая предсказуемость: якобы имперские войска просто не смогли подстроиться под Жнецов, которые, как показал оригинал, искусно манипулируют и мастерски планируют нападение. Это признавал и единственно выживший Явик. Однако наивно полагать, что протеане оказались простачками. Слабаки не борются за выживание более ста лет.

В художественных произведениях очень часто уделяют внимание победе сил добра над злом (этим как раз грешит финал трилогии, который стремится разжевать каждую мелочь). Куда реже авторы показывают, как зло одерживает верх. В случае с протеанами и Жнецами, если правильно расставить акценты и задать настроение, можно получить отличную историю, которая затрагивает вечные философские вопросы. В конце концов части протеан удалось спастись. Если бы ученые с Илоса не проникли на Цитадель и не устроили саботаж, следующая жатва не была бы отсрочена. Другой вопрос, что выживших не хватило для продолжении популяции, и они так и остались на Цитадели.



В оригинальной трилогии протеане показаны мучениками и героями, которые сражались со Жнецами до победного. Однако в заключительной части хватает намеков на то, что это были те еще засранцы, которые ради достижения цели использовали любые методы. Тем интереснее взглянуть на жизнь в эру протеан, которых нельзя назвать однозначно хорошими или плохими. Оригинальная серия использовала хоть и примитивную, но прогрессивную на момент создания систему морали и диалогов. В новой части, учитывая политический, расовый и этический набор противоречий и конфликтов, напрашивается что-то из того, что мы наблюдали в Tyranny, «Ведьмаке 3», Bioshock Infinite или Spec Ops: The Line.

Бандитский космос





В трилогии Mass Effect Омега занимает важное место в истории. Астероид, богатый тяжелыми металлами, привлек внимание корпораций и воротил, мечтающих о легких деньгах. Со временем ресурсы закончились, а компании, наемники, авантюристы и торговцы остались. Омега превратилась в дом для всех, кто искал укрытия и мечтал о новой жизни (это сказалось и на архитектуре станции — она стала похожа на медузу, так как каждый строил, как хотел). Недаром здесь свои представительства основали сразу четыре группировки: «Синие светила», «Кровавая стая», «Затмение» и «Когти».

Рэкет, работорговля, контрабанда оружия, незаконное распространение наркотиков, саботажи, заказные убийства — лишь немногое, чем промышляли все эти организации, замаскированные под охранные предприятия. Впрочем, одно другому не мешало. За отработку государственных или коммерческих заказов тоже неплохо платили. И то, и другое даровало наемникам власть, деньги и влияние, за которое они грызлись при каждом удобном случае.

В самой Mass Effect криминальные группировки выглядели несерьезными и даже смешными. Но оно и понятно: когда существует угроза вторжения Жнецов, на ее фоне кто угодно будет смотреться смешно. Только королева преступного мира Арии Т'Лоак, которая встречалась в комиксах и играх, выглядела по-настоящему опасной.

Сериал «Мандалорец» показал, каким мог бы быть космический вестерн в формате видеоигры. Такой антураж вместе с космическими перелетами, исследованием, заказами, бандитскими и корпоративными войнами вполне подходит и Mass Effect, у которой уже есть хорошая основа (надеюсь, вы не забыли, каким продажным и бюрократическим может быть служба безопасности Цитадели, как и его совет трех). Сценаристы могли бы показать жизнь настоящего беспринципного наемника, который оказывается втянут в мир коррупции и криминала и становится свидетелем восхождения основных группировок (о них известно не так уж и много). На фоне оригинальной трилогии преступный мир не кажется таким сказочным, зато более реалистичным. И здесь можно спокойно обойтись без Шепарда, которого давно пора оставить в покое.

Продолжение Mass Effect 3 и Andromeda





Еще пару лет назад казалось, что продолжать сюжет после концовки Mass Effect 3 нет никакого смысла. История закончена, и нечего ее трогать. К тому же финал серии вышел настолько спорным, что у некоторых игроков до сих пор не зажили раны. Но, как показывают обсуждения на Reddit, YouTube и в соцсетях, сами поклонники не против возвращения любимых героев. И хотя у такой затеи хватает скептиков, пока все выходит, как в том анекдоте про золотую рыбку и «ящик водки и всех обратно».

При обсуждении, каким окажется продолжение с участием Лиары и других культовых героев оригинала, можно попасть в ловушку завышенных и обманутых ожиданий, поскольку вариантов здесь бесчисленное множество. Но самой интересной выглядит история про темную материю (или энергию, как хотите), из-за которой раньше времени погибала планета Долен в Mass Effect 2. Во второй части были и другие упоминания о неизвестном элементе, который поглощал все вокруг. Например, ретранслятор Альфа использовал темную энергию в таком количество, что корабли могли оказаться практически в любой части галактики и даже возле Цитадели. У сценариста Дрю Карпишина было много идей на этот счет, однако они так и не получили должного развития в последующих играх серии. Но будет ли так — большой вопрос.

Темная энергия была доступна только органическим формам жизни по ряду причин (магия, технологии, наука?), по которым мы не смогли определиться. Возможно, ее использование повлияло на пространственно-временной континуум. Жнецы очищали вселенную от органиков, так как органики продолжали развиваться до состояния, когда они научатся использовать биотическую и темную энергии. Подобное вызвало бы энтропийный эффект, который ускорил бы конец света. Будучи бессмертными существами, Жнецы не хотели допустить такого развития событий.

Из интервью Дрю Карпишина VGS в 2013 году.




В тизере авторы пытаются увязать развязку сразу двух игр — Mass Effect 3 и Mass Effect: Andromeda. Во-первых, сценаристы еще раз отметили, что каноничная концовка ME3 — красная (полное уничтожение Жнецов, ИИ и всех синтетиков): в тизере встречаются разрушенный ретранслятор и останки двух Жнецов.

Во-вторых, на это намекает и ковчег номер 6 (по программе «Андромеда» в космос запустили 6 кораблей, самым главным считается «Нексус»), и две галактики в кадре («Андромеда» и «Млечный путь», куда прибывает Лиара, это подтвердил геймдиректор Майкл Гэмбл).

В-третьих, действие развернется примерно в 2819 году. На это намекает постаревшее лицо Лиары, ее одеяние и капюшон матриарха. Однако все эти детали, как и новые концепт-арты из артбука с недостроенным ретранслятором, челноком и постройками Реликтов, пока толком не говорят, чему будет посвящена игра. Более того, хоть начатую Mass Effect: Andromeda трилогию и признали неудачной, сюжет, о котором рассказала первая (и единственная) игра, неплохо бы завершить. Интересно посмотреть, как из всего этого выкрутятся сценаристы. Если у вас есть какие-то идеи — делитесь ими в комментариях!

В истории вселенной можно было бы рассказать отдельно о войне народов Цитадели и рахни, о войне Первого контакта, о восстании геттов, но все эти истории по отдельности не тянут на большое и глобальное приключение, если только не начать их переписывать. Тем не менее вселенная игры настолько многогранна, что сценаристам есть, где развернуться. Главное — удержать планку оригинальной трилогии. Но, как показала Mass Effect Andromeda, это не так-то уж и просто.

Обсудить