Оглавление

Метроидвании вчера и завтра

О популярном жанре и ключевых его представителях недавнего прошлого и обозримого грядущего

В 2021 году отмечают юбилеи две культовые серии, в 80-х перевернувшие жанр платформеров и создавшие на его основе направление, переживающее новый пик популярности прямо сейчас. Metroid и Castlevania по 35 лет, а элементы «метроидвании» в разных пропорциях теперь появляются как в инди-платформерах, так и в блокбастерах с фотореалистичной графикой. Самое время вспомнить, что это за жанр, какие заметные игры вышли в последние несколько лет и на какие проекты стоит обратить внимание в ближайшем будущем.


Nintendo и Konami разрабатывали свои игры параллельно, не копируя друг у друга идеи, но стараясь отойти от устоявшейся концепции платформера. Что угодно, лишь бы не очередные Pitfall! или Super Mario Bros. Вдохновение нашлось в Montezuma's Revenge 1983 года и Brain Breaker 1985-го. Эти игры делали ставку не на зачистку линейных уровней слева направо, а на исследование больших пространств — с перемещением не только по горизонтали, но и по вертикали, и с регулярным возвращением в уже посещенные комнаты. Тот же подход исповедовали Metroid для NES, и вышедшая через месяц Akumajō Dracula (Vampire Killer в Европе) для MSX2 и Famicom Disk System.



Ключ к прохождению «метроидваний» — поиск улучшений для экипировки протагониста, позволяющих вернуться назад и пройти там, где раньше было непреодолимое препятствие. Получая новые гаджеты и открывая старые двери, герой продвигался к финальному боссу по огромной локации, заменяющей типичную для старых платформеров последовательность уровней. Радость новых открытий, ощущение цельного пространства и осознание постоянного прогресса стали основой популярности жанра.



Подобные механики можно найти в Dark Souls, Darksiders, в последней трилогии Tomb Raider или в God of War. В эпоху тотальной мультижанровости этот список можно продолжать очень долго. Но с конца нулевых было выпущено несколько «чистокровных» метроидваний в инди-секторе и как минимум один блокбастер, в котором характерные элементы играют основополагающую роль.

В 2009 году эксклюзивно для Xbox 360 вышла спорная и не привлекшая массовую аудиторию Shadow Complex. Бредовый сюжет о герое, который провалился в секретную террористическую лабораторию и внезапно обнаружил в себе навыки элитного спецназовца, с лихвой компенсируется увлекательным игровым процессом, строго следующим букве и духе Metroid.



Множество секретов и постепенное обретение высокотехнологичной экипировки делали игру редкой в то время альтернативой культовой серии Nintendo. Сегодня приобщиться к ней можно и на ПК, и на PlayStation 4, но к моменту выхода Shadow Complex Remastered на рынке уже появилось множество других «метроидваний» — на любой вкус и цвет.

Одна из самых любимых фанатами оригинальной Metroid — пиксельная инди Axiom Verge, дотошно воссоздающая не только геймплей шедевра Nintendo, но также атмосферу и визуальный стиль. Ее отличительной чертой можно назвать обилие тактик, доступных игроку благодаря гаджету address disruptor (он позволяет менять врагов и окружение).




Далее последовали (и моментально стали хитами среди ценителей жанра) дилогия о духе света Ори от Moon Studios, мрачная Salt and Sanctuary, стильная Hollow Knight и посвященные сбору ископаемых две части SteamWorld Dig. Отметился и создатель Castlevania Кодзи Игараси, в 2019 году выпустивший идейную наследницу серии — Bloodstained: Ritual of the Night.

Из проектов более высокого класса и бюджета, помимо уже упомянутых выше God of War или Tomb Raider, особое внимание стоит уделить Control от Remedy. Авторы игры о загадках Старейшего дома очень точно воссоздали системы из старых 8-битных игр, включая преодоление барьеров, прогрессию оружия героини и поиск скрытых путей в огромном здании.



Останавливаться на достигнутом студии всех мастей не планируют, и прямо сейчас в разработке находится еще немало метроидваний. В июне 2021-го вышла стильная готическая Ender Lilies, получившая множество очень положительных отзывов в Steam, а чуть ранее — приглянувшаяся игрокам Skul: The Hero Slayer. В них определенно стоит поиграть в ожидании других проектов, речь о которых пойдет ниже.

Axiom Verge 2





Вторая часть любимого народом приключения находится в разработке и заявлена для Nintendo Switch, Epic Games Store, а также PlayStation 4 и 5. На этих платформах игра должна выйти до конца 2021 года, позднее может появиться в Steam, а вот о консолях Xbox автор ничего пока не говорил.

Сюжетно Axiom Verge 2 напрямую не связана с оригиналом — здесь новый, более яркий и красочный мир, новая героиня и новая история. Знать о событиях первой части вовсе не обязательно. Увы, но других подробностей о сиквеле, изменениях в игровом процессе и наборе гаджетов создатель Томас Хапп не раскрывает.

Hollow Knight: Silksong





Сиквел не менее культовой двухмерной метроидвании, запомнившейся необычным художественным стилем, сложнейшими боссами и реверансами в адрес Dark Souls. И, конечно же, героем — вооруженным гвоздем и похожим на жука Рыцарем. Игра анонсирована для Nintendo Switch, Windows и MacOS еще в феврале 2019 года, но с тех пор разработчики почти не делятся новой информацией. О дате релиза можно только гадать.
Вместо Рыцаря в главной роли теперь Шершень (Hornet) — вооруженная иглой принцесса Халлоунеста, отправившаяся в опасное путешествие, чтобы разгадать тайны своей семьи. Представители Team Cherry обещают сохранить полюбившийся игрокам художественный стиль, добавить 150 новых врагов, четыре вида квестов, новую систему крафта и… в общем, больше ничего конкретного.

Собственная игра Section 9 Interactive



Этот и ему подобные видеоролики собраны пользователями из опубликованных студией gif-файлов — звук отношения к проекту не имеет


Игра, у которой еще даже нет утвержденного названия, но показанные изображения не позволяют пройти мимо. Section 9 — команда из Швеции, специализирующаяся на стильных платформерах на базе Unreal Engine. До сих пор она помогала другим студиям и успела поучаствовать в создании LittleBigPlanet PS Vita и обеих частей Little Nightmares. А в конце 2020 показала собственный дебютный проект — некую научно-фантастическую метроидванию с очень стильной и мрачной картинкой вполне в духе «Чужого», вдохновлявшего и авторов оригинальной Metroid.

Кроме указания жанра, движка Unreal Engine 4, НФ-сеттинга и платформ — ПК и консолей нового поколения, — никакой другой информации от студии не поступало.

Slavania





«Славяния», как нетрудно догадаться, — метроидвания на основе русских народных сказок, былин и иного наследия Древней Руси, слабо подтвержденного документально. В наличии — графика в духе российских игр двадцатилетней давности, невыносимо архаичная речь и множество знакомых с детства персонажей. Разработчики обещают сложную боевую систему в духе «2D souls-like», если это вам еще не надоело, прокачку героя (его зовут Алеша), огромный мир славянских сказок и неожиданно элементы Monster Hunter. Боссы не будут сидеть в одной точке на карте, и игроку придется выслеживать их, чтобы сразиться. Это может быть интересным, но стоит дождаться реализации.

Любителям лубочной атмосферы и богатырских историй стоит следить за проектом, но на данном этапе разработки наибольшее любопытство вызывает разве что сеттинг.

F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch





Игра про кролика, представленная Sony в рамках программы поддержки независимых китайских разработчиков. Заявлена изначально на PlayStation 4, но появится в Steam и наверняка будет доступна на PS5. Выйти должна в 4 квартале 2021 года.

Главный герой — кролик-ветеран Рэйтон, вооруженный гигантской механической рукой. Именно эту руку придется всячески улучшать по ходу игры, чтобы открывать новое вооружение и гаджеты. А нужна она, чтобы сражаться с расой машин, захватившей мир зверей и душащей природу своими заводами. В самом начале игры Легион машин похищает близкого друга Рэйтона, и он выбирается во враждебную промышленную зону, чтобы спасти товарища.

Разработчики обещают сделать город Факел, где происходят события F.I.S.T., максимально правдоподобным и цельным, насытить мир игры секретами, сложными испытаниями и динамичными боями с применением трех видов оружия — кулака, кнута и дрели. И все это в стилистике дизельпанка на Unreal Engine 4.

Blast Brigade vs. the Evil Legion of Dr. Cread





Игра, которую при первом взгляде легко перепутать с Metal Slug: «мультяшный» дизайн, деформированные персонажи, ретро-стилистика, большие пушки, большие боссы и такие же большие взрывы. И четыре колоритных героя, отправленных в тропики противостоять очередному тирану.

От традиционного «клона Contra» Blast Brigade отличают разнообразные локации и их исследование в поисках секретов. Для преодоления преград у каждого из персонажей есть уникальные способности и гаджеты, а переключаться между героями можно прямо во время игры. Это позволит комбинировать их умения для более эффектного и эффективного прохождения.

За разработку игры отвечает студия Allods Team Arcade, а издателем выступит MY.GAMES. Релиз ожидается до конца 2021 года на ПК, Nintendo Switch и двух актуальных поколениях PlayStation и Xbox.

Если опуститься на мутное дно Steam, можно обнаружить десятки находящихся в разработке метроидваний, многие из которых похожи друг на друга, как две капли воды, и явно стремятся оседлать волну популярности жанра. Вряд ли все из них действительно имеют уникальную ценность и достойны внимания, но если вы знаете, на что все-таки стоит обратить внимание — делитесь в комментариях.

Обсудить