Мир Ghost of Tsushima: монгольские вторжения в Японию
Что нужно знать о событиях, в которых игрокам предстоит участвовать в новинке от Sucker Punch
17 июля выходит Ghost of Tsushima – новая игра в открытом мире от Sucker Punch. Ее авторы выбрали довольно необычный сеттинг – подвергнувшуюся монгольскому нападению средневековую Японию. Звучит интересно и неизбито, особенно если погрузиться в контекст событий. Что мы сейчас и сделаем.
Новая угроза
Вплоть до середины XIX века Япония в основном варилась в собственном соку – феодалы были не дураки устроить очередную междоусобную грызню, но иностранные вторжения случались крайне редко. Правда, когда те случались, отражать их было крайне непросто.
Самая серьезная опасность пришла в XIII веке – когда в 1250-е годы монгольский хан Хубилай пришел в Китай, провозгласил себя императором, основал новую династию и принялся активно завоевывать Поднебесную. Дело это, как и большинство военных начинаний монголов, ему удалось, хоть и не сразу. Но к 1270-м император Хубилай контролировал львиную долю Китая и Корею.
Это имело двоякий результат. С одной стороны, новый владыка империи теперь мог распоряжаться огромными ресурсами, а значит, начинать еще более грандиозные военные кампании, чем раньше. К тому же, у сугубо «сухопутных» монголов появилось аж два флота – китайский и корейский, в те времена, вероятно, лучшие в мире.
С другой же стороны, монголы Хубилая не могли взять и стать мореплавателями. И были вынуждены полагаться на китайских и корейских адмиралов – только те могли спланировать и осуществить сложные морские походы, конвоирование и проводку сотен и тысяч судов, а также высадки на берег. И адмиралы эти, конечно же, были не очень надежны. По крайней мере, они точно не собирались биться до последнего за вчерашних завоевателей – особенно когда имелась возможность скомандовать отступление и удрать от сражения в открытое море.
А вот пудрить мозги завоеванные народы умели отлично. Особенно качественно это делали корейцы. Отлично понимая, что Хубилай непременно потребует корабли и людей для очередного военного похода, они решили направить новоиспеченного императора в наиболее выгодную для себя сторону. И принялись распускать при дворе слухи, что в Японии есть чем поживиться – золото, серебро, богатые налоги.
Все это, конечно, было полной ерундой – Япония XIII века жила довольно бедно и была крайне небогата ресурсами. Но корейцев интересовала вовсе не она, а базы японских пиратов на острове Ики – те регулярно грабили корейских торговцев на море и совершали набеги на прибрежные города. Завоевание Японии не могло обойтись без визита на этот удобно расположенный остров. Зная монгольские обычаи подчистую вырезать всех в сопротивляющихся регионах, корейцы небезосновательно рассчитывали, что великолепно воюющие на суше монголы разберутся с пиратами если не навсегда, то очень надолго.
Судьба Цусимы
Мобилизовав китайских и корейских мореплавателей, к 1274 году монголы собрали внушительный флот в 800 больших и малых кораблей, погрузили на них более чем 20-тысячную армию, и отправились покорять Японию.
Первой остановкой на пути стал остров Цусима – именно происходящим здесь событиями и посвящена игра от Sucker Punch. Часто можно встретить упоминания, что Цусима, мол, оттянула силы, затруднила снабжение монголов, но это не так. Все, что удалось собрать японцам на острове, бесконечно уступало монголам во всем – численности, техническом оснащении, и, главное, в боевом опыте.
К моменту нападения японцы не воевали уже полвека, да и до этого сражались только с равными по силам. Монгольское войско же в основном состояло из закаленных ветеранов «горячих точек». Так что в этом смысле Ghost of Tsushima, где главный герой вселяет животный ужас в захватчиков, воспринимается скептически. Ведь на деле монголы просто технично разбили все, что бросили против них местные, после чего не менее технично вырезали все мужское население острова. А женское угнали в рабство.
Следующим пунктом программы стал – злорадный корейский смех – забитый пиратами остров Ики. Где повторилось примерно то же самое – сначала разгром военных, а потом резня «мирняка».
Обезопасив этим морские коммуникации, монголы двинулись на Кюсю – ближайший «большой» японский остров.
«Божественный ветер»
Монголы высадились в бухте Хаката. Вскоре состоялось сражение с как минимум вдвое меньшей по размерам японской армией. Монголы активно использовали технические новинки, засыпая японцев не только стрелами, но и запускаемыми с метательных машин пороховыми бомбами. Взрываясь с оглушительным грохотом, те не только наносили потери, но и здорово пугали японцев. И – что намного хуже – их абсолютно не приученных к резким звукам лошадей.
В общем, сделать что-то внятное сразу и сбросить противника в море японцы не сумели. Но и расколошматить вдребезги себя не дали, отойдя в старые укрепления неподалеку. Настроение у них было подавленное – все понимали, что рвы и обветшалые стены научившихся брать китайские города монголов надолго не остановят. Но тут японцам неожиданно помогла неопытность монголов в морских операциях.
Дело в том, что те привыкли воевать на крупных китайских реках. И там, где не грозили морские штормы, вполне прокатывал прием временно отводить значительную часть войска на корабли, где можно нормально поесть и пополнить запас стрел и бомб. Кроме того, монголы думали, что это обезопасит их от ночных вылазок. Как же они ошибались!
Японцам подыграла резко испортившаяся погода. Унынию предавались не все: используя ухудшившуюся видимость, защитники острова атаковали неприятеля брандерами – маленькими «корабликами-самоубийцами». Успех превзошел все ожидания – скученный флот запылал, пламя быстро перекидывалось с корабля на корабль.
В довершение всего начался грандиозный тайфун, который окончательно разметал монгольские корабли. Кто-то улепетывал куда глаза глядят, кого-то вышвыривало в море, кого-то било о берег, где ждали скорые на расправу японцы.
Монгольский флот если и не перестал существовать как организованная сила, то, по крайней мере, был очень внушительно потрепан. Будь это чисто монгольская операция на суше, и возглавляй ее решительный командир, возможно, японцев бы ждал второй раунд. Но монголы, как уже говорилось, были вынуждены полагаться на китайских и корейских мореплавателей. И не желающие разбиваться в лепешку ради монголов командиры повернули вспять.
За это им, кстати, ничего особо не было – Хубилай еще не закончил полное завоевание Китая, и ему нужны были хорошие отношения с военачальниками, а не показательные казни. Впрочем, это давало возможность как минимум попытаться еще раз.
Попытка номер два
Японцы настолько не ожидали свалившегося на них счастья, что посчитали удачный тайфун вмешательством высших сил – «божественного ветра». Но, отведав монгольской военной машины, на этот раз отнеслись к делу достаточно серьезно, чтобы начать подготовку к следующей попытке завоевания. Например, принялись возводить укрепления в бухте Хаката.
Готовиться японцам было к чему. Закончив завоевание Китая в 1279 году, Хубилай собрал флот еще более громадных размеров – на сей раз в деле было почти 4,5 тысячи кораблей! Они должны были везти исполинских размеров армию в более чем 150 тысяч человек, хотя некоторые историки склонны уменьшать подобные цифры. Как бы то ни было, тотальное численное превосходство монгольских сил сомнению точно не подлежит.
Флот вышел в поход в 1281 году, но монголов подвел бардак во взаимодействии на море. Имеющиеся порты не могли принять все корабли разом, и армаду пришлось разделить. Меньшая часть, около 900 кораблей, стартовала из Кореи, остальные – из Китая. В результате цепи злосчастных случайностей «китайский» флот отстал от «корейского» на целый месяц.
В результате меньшая армада была вынуждена делать все в одиночку. С зачисткой Цусимы и Ики она, конечно, справилась, а вот в бухте Хаката, где побережье уже прикрывалось построенной пятиметровой стеной, возникли проблемы. Будь на месте весь флот сразу, японцев бы тут же смели, но меньший по размерам флот самостоятельно высадиться не мог.
Мало того, ему активно не давали скучать. Японцы за время подготовки успели настроить множество мелких маневренных и скоростных судов, и теперь вовсю развлекались ночными рейдами в стиле «бей-беги». Терпеть эти уколы было больно и неприятно, но смысл был – монголы ждали подхода основных сил.
В августе, наконец, дождались. И возрадовались – но преждевременно. 15-го числа грянул еще один сильный тайфун. Результаты были тождественны прошлой попытке – флот разбросало, японцы режут отбившихся, те, кто выжили, отступают. Вторая попытка завоевания Японии с треском провалилась.
А от третьей в итоге решили отказаться – а то затраты каждый раз все больше, а ну как в третий раз случится еще один тайфун? К тому же, до монголов все-таки стало доходить, что даже в случае успеха брать с этой треклятой Японии особо-то и нечего. Так что пускай живет себе.
Где наши деньги?
Япония была спасена. Победа, правда, не далась дешево, несмотря на вполне умеренные потери – она спровоцировала кризис сегунского авторитета. Успешно изгнавшие захватчиков самурайские кланы тут же пошли к сегуну, потребовав заслуженных наград за успешное отражение вторжения. И тут выяснилось, что работавшая столетия назад система больше не работает.
Ведь раньше все конфликты были внутренними. И авторитет сегуна во многом базировался на том, что он узаконивал результаты феодальных войн. Вот, скажем, побил один клан другой, отобрал земли, пришел со всем уважением к «главному», тот «наградил», просто передав победителю уже контролируемые новым владельцем земли. Все довольны, все друг другу нужны. А тут что передавать – потонувших монголов? Так они тонны золота в завоевательный поход почему-то не брали, так что даже нырять за ними бесполезно.
К тому же, денег хотели не только сражавшиеся на поле боя, но и монахи в монастырях. «Божественный ветер» ведь был? Был. Мы за вас молились? Молились. Так где же наша доля? Давайте ее сюда.
И тут оказалось, что у сегуна банально нет столько денег, чтобы по достоинству наградить всех причастных. Что, конечно же, не прошло незамеченным для авторитета. Прямо тогда, в XIII веке, глобальной бучи из-за этого не случилось. Но фундамент под японским порядком треснул – чтобы окончательно развалиться несколько веков спустя, ввергнув страну в пучину гражданских войн эпохи воюющих провинций.
История японо-монгольских войн не ограничивается одной лишь Цусимой – наоборот, та являлась лишь не самым заметным прологом к по-настоящему важным событиям. Возможно, в Sucker Punch решили просто потренироваться на чем-то сравнительно небольшом, чтобы продолжить историю в сиквеле. Если это так, то самое интересное еще впереди – нас все еще ждет горящий монгольский флот и «Божественный ветер» в бухте Хаката.