Оглавление

Модостроение

Пользовательские модификации для видеоигр, которые не стоит игнорировать

Пользовательские модификации или моды — это изменения, которые позволяют настроить содержание игры и дают геймерам возможность изменять ее по своему желанию. Сегодня даже сложно сказать, когда именно появились первые моды, но их популярность не утихает до сих пор. И если первые модификации ограничивались лишь косметическими изменениями, то со временем начали появляться и глобальные моды, которые меняли все компоненты игры сразу и превращали их, по сути, в совершенно другие проекты. Конечно, как и в случае с инди-сектором, большая часть из них не представляет особой ценности, поэтому в этой статье мы разберем лишь некоторые, самые лучшие моды, расскажем, по каким причинам вам стоит их устанавливать и упомянем об их судьбе в игровой индустрии.

Моды на улучшение внешнего вида



Модификации, которые улучшают графику, и в целом, делают внешний вид игры немного лучше, пожалуй, самые простые. Как вам должно быть известно, разработчики почти всегда ограничены возможностями текущего поколения консолей, в то время как наиболее мощные компьютеры в состоянии выдать картинку на порядок выше. Так почему бы ПК-геймеру не воспользоваться этой возможностью... Чаще всего, создатели подобных модификаций не только добавляют текстуры высокого разрешения, но и работают с освещением, улучшают детализацию и добавляют новые эффекты, вроде взрывов, брызг воды или погодных явлений. Но иногда в пользовательских модификациях можно встретить визуальные изменения, которые лишь меняют цвет глаз или внешний вид некоторых персонажей, но при этом их не стоит считать совершенно бесполезными.



Например, для третьего «Ведьмака» вышло немало модов, которые делают игру ближе к книжной саге — фиолетовые глаза Йеннифер, каштановые волосы Трисс или отсутствие тени у вампиров, о чем почему-то позабыли сами разработчики. Все эти мелочи будут неинтересны человеку, который случайно наткнулся на приключения Геральта, а вот для фанатов книжного цикла Анджея Сапковского подобные детали могут повлиять на восприятие всей игры.

Но не стоит думать, что графические моды выходят только для новых игр. Фанаты нетленной классики зачастую готовы тратить много времени и сил для того, чтобы их любимый проект получил более-менее современный внешний вид, особенно если для него до сих пор не вышел официальный ремастеред. Не так давно демонстрация первых уровней Tomb Raider II на Unreal Engine 4 произвела настоящий фурор среди фанатов серии, и теперь большинство из них с нетерпением ждет полной версии этого ремейка. При желании, практически для каждого известного проекта прошлого можно найти мод на улучшение внешнего вида, вопрос лишь в качестве подобных модификаций.



Моды, которые слегка меняют геймплей



Но, разумеется, далеко не все мододелы ограничиваются только внешним видом игры. Многие идут дальше и корректируют баланс, меняют те или иные параметры, но при этом не ломают механику кардинально. Так, для ролевых игр добавляют небольшие квесты, анимации персонажей, новое оружие или меняют интерфейс. Например, для Dragon Age: Origins вышло сразу несколько модов, которые улучшали предыстории всех персонажей, делали их интереснее и логичнее. Глобальные стратегии, вроде игр от Paradox Interactive или Creative Assembly, чаще всего получают исправление баланса в сторону реальной истории, а шутеры от первого лица могут получить дополнительный уровень или новую пушку. Наиболее интересный пример последнего — это Portal Gun, который перенесли в Half-Life 2. Также можно вспомнить замененные автомобили для игр серии GTA и им подобным.



Но если вы решитесь устанавливать на какую-либо игру косметические моды, то лучше всего не ограничиваться одной модификацией, а поставить целую сборку. Такие «паки» чаще всего неплохо оптимизированы и в состоянии подарить игрокам новые ощущения от любимых проектов при помощи многочисленных точечных изменений. Так, например, для The Elder Scrolls V: Skyrim подобные сборки выходят регулярно и пользуются большим спросом среди поклонников серии.

Глобальные моды



Косметические изменения полюбившихся игр — это, конечно, хорошо, но порой хочется чего-то кардинально нового. Для этого подойдут глобальные моды, которые, по сути, являются неким аналогом DLC, только разработанные пользователями. Обычно речь идет о новых локациях, но наиболее интересными из них являются те, которые объединяют в рамках одного проекта сразу несколько игр. Так, в середине нулевых у некоторых особенно умелых мододелов можно было увидеть все трехмерные GTA (Vice City, San Andreas и третью часть) в одной. А еще у вас есть возможность объединить Столичную Пустошь из Fallout 3 с Нью-Вегасом в моде «Tale of Two Wastelands». Разумеется, возникнут сложности не только с установкой и работоспособностью, но и с сочетанием различных заданий, но разве это остановит самых преданных поклонников? Конечно, нет.

И как раз для них иногда появляются моды, которые приводят проект к тому виду, каким он должен был быть изначально. Например, Lost Alpha для оригинального S.T.A.L.K.E.R. возвращает в игру те особенности, о которых говорили разработчики в многочисленных интервью, но, по разным причинам, они не попали в финальную версию. Интересно, что парни из GSC предоставили мододелам скриншоты из ранних версий проекта, что помогло им при создании этой модификации. Правда, на то, чтобы довести подобную затею до ума потребовалось целых 6 лет, но результат того стоит — Lost Alpha привел концепцию «Сталкера» к той, какой она задумывалась еще в 2002-м году. Единственная проблема — это многочисленные баги, но с ними сталкивается каждый, кто экспериментирует с модами.



Также хочется отметить интересную историю, которая связана с серией Total War. До выхода Warhammer она была посвящена исключительно историческим эпохам, но на ее основе мододелы воссоздавали не только события реального мира, но и фэнтезийные войны. Так, модификация The Third Age для Medieval II предлагала нам принять участие в войне за Средиземье, причем как на глобальном уровне, так и в ходе многочисленных сражений.
Она была настолько хороша, что оказалась даже лучше, чем официальная The Battle for Middle-Earth. Также вышло сразу несколько модов, которые были посвящены «Игре Престолов», такие как Westeros: Total War и Game of the Thrones Total War. Причем, в отличии от «Властелина Колец», аналогов подобным модификациям среди официальных игр нет до сих пор.

В середине нулевых на полках магазинов было множество модов для игр серии GTA, которые продавались за немаленькую цену. Среди них можно было встретить как наборы новых машин, оружия и дополнительных локаций, вроде VIce City Deluxe, так и масштабные работы, такие как превращение GTA в зомби-хоррор. Некоторые из них были неплохи, и до какой-то степени, возвращали интерес к изученной вдоль и поперек игре. Но, отметим, что просить деньги за любительские модификации, когда всю выручку забирают себе местные пираты, неправильно со всех точек зрения.



Моды, которые стали полноценными играми



Но наибольший интерес для нас представляют те моды, которые в какой-то момент стали полноценными играми. Они завоевали популярность среди геймеров и настолько отличались от оригинала, на основе которого были сделаны, что их было возможно выпускать за отдельную плату. Пройдемся, пожалуй, по самым известным из них.

Как это ни странно, целых два мода будут связаны с первым Half-Life. Дебютный проект от Valve имел обширные инструменты по созданию собственных уровней и даже игровых режимов, а самый известный из них называется Counter-Strike. Простая идея о противостоянии террористов и спецназовцев не просто доросла до отдельной игры, но и стала киберспортивной дисциплиной, которая в обновленном варианте используется до сих пор. Сложно найти игрока, который бы никогда не слышал о легендарной «Контре».



Другой интересный пример — это Black Mesa. Этот мод представляет собой воссоздание первого Half-Life на движке второго. Интересно, что он был анонсирован в 2005-м году, задолго до появления тренда на ремастереды, но к 2012-му году, когда он появился в Steam, этот мод сам оказался слегка устаревшим. Впрочем, его текущая версия, которую также продают за отдельные деньги, все еще не завершена — в ней нет мира Xen и финала, игра обрывается на прыжке Гордона Фримена в портал. Последние главы Black Mesa мы ждем до сих пор, и, судя по заверениям разработчиков, они появятся совсем скоро.

Также в контексте модов, которые доросли до отдельных игр, можно вспомнить модификацию для Warcraft 3 под названием DotA. Blizzard в свое время предоставила пользователям обширные возможности по созданию модов, и среди бесчисленного количества самых разных самодельных миниигр мы сейчас сможем назвать только «Доту». Она, отчасти, повторила судьбу Counter-Strike и в последней вариации также является одной из важнейших киберспортивных дисциплин.



Часто глобальные моды, которые в итоге доросли до звания полноценных игр, изначально кардинально меняли механику оригинала. Так, умирающий на сегодняшний день DayZ превратил военный симулятор в шутер про зомби-апокалипсис с элементами выживания, и его наследник PlayerUnknown’s Battlegrounds успешно развил его идеи и также прошел путь от пользовательского мода до полноценной игры. При этом продолжение ArmA, на основе которого был сделан DayZ, так до сих пор и не вышла, и еще большой вопрос, нужна ли она современной индустрии. Впрочем, этот вопрос уже выходит за рамки данной статьи.

Отношение правообладателей на различные пользовательские модификации



Интересно, что отношение различных издателей к созданию пользовательских модификаций порой диаметрально противоположное. Ряд студий всячески поощряет умелых пользователей, более того — выпускают специальные редакторы, которые упрощают работу с возможностями игры. Так, например, известная ролевая игра Neverwinter Nights, по сути, была не просто фэнтезийной RPG, а лишь конструктором для создания модов. А вот студия Bethesda пошла еще дальше и предложила покупать моды для Skyrim и Fallout 4 за реальные деньги. Игроки не оценили такой подход, ведь, даже несмотря на монетизацию модификаций, никто не гарантирует качество скачиваемого контента.



Огромную роль в популяризации пользовательских модификаций сыграл Steam, который стал самой лучшей площадкой для реализации модов и доступа к ним рядовых игроков. У геймеров есть возможность оценивать их качество, в результате чего ускоряется процесс превращения модификаций в полноценные проекты, за которые можно просить деньги, а сами издатели обращают внимание на перспективных разработчиков и предлагают сотрудничество.

Но бывают случаи, когда правообладатели лишают пользователей возможности свободно распространять свои модификации. Так, небезызвестная компания Rockstar дважды огорчила любителей устанавливать моды. Первый раз — после скандала с Hot Coffee, который разблокировал секс-игру в GTA: San Andreas: на нее был выпущен патч, который удалил подобный контент, а второй раз — в случае с пятой частью Grand Theft Auto, ведь самопальные модификации ломали баланс GTA Online. И в обоих случаях компанию можно понять.

Другой подобный пример — это Capcom, которые вставили палки в колеса двум любителям разрабатывать различные модификации для Street Fighter 5. Если быть точнее, то они закрыли их страничку на сайте Patreon, где мододелы предлагали пожертвовать небольшую сумму. И хотя продукты их труда оставались бесплатными, руководство Capcom решило, что даже подобные добровольные взносы — это попытка нажиться на чужой интеллектуальной собственности.

Пользовательские моды в состоянии не только улучшить вашу любимую игру, но и превратить ее в совершенно другой проект, который может вызвать те эмоции, которые не смог дать оригинал. Модификации в состоянии подарить вторую жизнь старым проектам, сделать их доступными не только ностальгирующим фанатам, но и новичкам, для которых важна красивая обертка. А при самом высоком качестве исполнения пользовательскими работами могут заинтересоваться крупные издатели, которые позволят развить мод до статуса самостоятельного проекта. В итоге всего этого в выигрыше остаются все — и разработчики, и рядовые геймеры.

Обсудить