Могила для Мстителей: почему провалилась игра о самых известных супергероях
Показательный пример того, как популярный бренд не может спасти плохой продукт
В сентябре 2020 Square Enix выпустила Marvel's Avengers — командный экшен о знаменитой команде героев. На старте в Steam в игру заходило 30 тыс., но всего за месяц эта цифра упала в 30 раз. Теперь в PC-версию «Мстителей» каждый день играет меньше 1000 пользователей, а судьба многообещающей игры кажется туманной. Разбираемся, почему потенциальный хит не оправдал надежд ни издателя, ни критиков, ни фанатов.
Marvel's Avengers анонсировали за три года до релиза, и пользователи долго гадали, как уместить в одной игре таких разных персонажей. Несмотря на огромное количество проблем, о которых речь пойдет дальше, Crystal Dynamics удалось самое сложное — сбалансировать героев и сделать хорошее геймплейное ядро. Драться в «Мстителях» весело, причем играть интересно за всех героев — даже тех, которые в фильмах выглядят скучно. Поэтому вдвойне обидно, что в остальном игра разочаровывает, а достаточно опытная команда не смогла справиться с остальными задачами.
Выделить какую-то главную проблему Marvel's Avengers сложно: разработчики и издатель допустили почти все возможные ошибки, которые можно было сделать. Взять хотя бы кампанию: в центре истории о знаменитой команде Мстителей почему-то оказалась Мисс Марвел, о которой массовый игрок едва ли слышал. По сюжету девушка разыскивает героев по всему миру и пытается воссоединить команду, но сделать это мог любой другой, более известный персонаж. Камала Хан в истории играет роль восторженного, вечно пищащего фаната, который постоянно радуется камео и отсылкам, хотя с этой задачей прекрасно справляется и сам игрок.
Окно релиза Marvel's Avengers тоже нельзя назвать удачным. Игра вышла даже не на закате киновселенной, а намного позже — спустя 1,5 года после выхода картины «Мстители: Финал», которая завершила 11-летнюю киноэпопею из 22 фильмов. К этому моменту успокоились даже самые преданные фанаты, а для многих история классической команды Мстителей уже считалась законченной. И хотя игра никак не связана с фильмами, хайп вокруг киновселенной ей наверняка бы очень помог.
Еще Marvel's Avengers не хватило контента, чтобы надолго удержать пользователей. В игре очень мало типов противников, а какого-то уникального подхода они не требуют — главное лупить врагов и в сложные моменты активировать суперспособности. Декораций в игре тоже негусто, да и зацепиться глазу не за что: всего несколько пустых биомов и здания с лабораториями. После сюжетной кампании достаточно сделать примерно 5-10 миссий, чтобы посмотреть весь ключевой контент.
Обычно игры-сервисы заманивают игроков кастомизацией, но и тут разработчики совершили промах. Внешность героев намертво привязана к стандартным скинам, а новая экипировка в Marvel’s Avengers влияет исключительно на характеристики. Из-за этого прогресс в игре ощущается плохо, а возня с цифрами воспринимается как обуза, а не награда.
Позже обнаруживается еще одна, более неожиданная проблема: пользователи могут надеть откровенно глупые костюмы, которые рушат все погружение. Не раз можно поймать себя на мысли, что играешь не в «Мстителей», а какую-то порнопародию. Вот Тор в скучной футболке и джинсах, вот лучница в ярком розовом костюме, а вот Железный Человек, которому будто не хватило денег на полноценный костюм. Вероятно, с помощью разных скинов разработчики хотели угодить максимальному числу фанатов. Но после «Мстителей» понимаешь, почему авторы Battlefront 2 запретили джедаям и ситхам менять костюмы и разрешили выбирать только из нескольких культовых обликов.
Наконец, в худшие для игры времена авторы продолжали принимать очень спорные решения. В начале марта 2021 разработчики выпустили патч, который замедлил прокачку с 25 уровня. В Crystal Dynamics решили, что пользователи получают уровни и новые способности слишком быстро и это «лишает игроков удовольствия». Звучит знакомо? Именно так рассуждали авторы той же Battlefront 2, когда хотели заставить игроков десятками часов гриндить легендарных героев.
Потом разработчики додумались сделать платными скины из фильмов — получить их можно только за деньги. Фанаты на новости отреагировали даже не с негативом, а изумлением: игра продолжает стремительно терять пользователей, а создатели будто специально пытаются ее поскорее добить.
Список проблем можно продолжать еще долго. Плохая оптимизация, баги, глупый ИИ, посредственный дизайн уровней и миссий, чрезмерное количество спецэффектов, из-за которых любая битва превращается в визуальную кашу, — все это привело к тому, что после завершения сюжетной кампании возвращаться в «Мстителей» не хочется.
Сама Square Enix придерживается версии, что «Мстителям» просто не хватило контента, поэтому игру спасти можно. В отчете перед инвесторами издатель заверил, что продолжит поддерживать онлайн-экшен, выпуская дополнительные сюжетные эпизоды и персонажей. В игру уже добавили лучницу Кейт Бишоп со своей кампанией, а потом и Соколиного Глаза.
За новых героев приятно играть, но главных проблем они не решили: в миссиях все еще предлагают убивать десятки однотипных врагов и захватывать ключевые точки. Летом 2021 года к команде присоединится Черная Пантера, а потом обещают добавить Человека-Паука. Летающий на паутине герой, кстати, будет эксклюзивом PlayStation: очередное спорное решение, за которое пользователи PC и Xbox обещали бойкотировать игру.
Marvel's Avengers вышла не в то время и не в той форме: если взглянуть на историю экшена, кажется, будто его специально обрекли на провал. А когда игру надо было срочно спасать, разработчики стали делать прогресс скучнее и агрессивнее монетизировать «Мстителей», чем только разозлили преданных фанатов.
Если взглянуть на другие похожие истории, то дело часто идет к перезапуску: Anthem, например, хотели сильно переделать и выпустить заново. Но когда встал вопрос о ресурсах, издатель решил, что выгоднее будет просто закрыть проект. Возможно, «Мстителей» ждет такая же судьба: Square Enix почему-то еще не сделала ни одного шага навстречу игрокам, а экшен с каждым днем чувствует себя все хуже.