Оглавление

Долгий путь к L.A. Noire

Моя история знакомства с L.A. Noire, которая затянулась на семь лет

Люди старшего поколения говорят о молодежи, что ее представители не желают ждать, а хотят все и сразу. Это так — условия жизни стали слишком стремительны. У студентов или, тем более, молодых специалистов не так много свободного времени, которое, к тому же, предстоит распределить между различными видами досуга, от просмотра нового фильма до свиданий со второй половинкой. В таких условиях пройти все значимые видеоигры просто невозможно, а давать некоторым из них второй шанс и вовсе кажется непозволительной роскошью. Однако в каждом правиле есть исключения. В этой статье я расскажу историю своего знакомства с игрой под названием L.A. Noire.

2011-й год. Первое знакомство с L.A. Noire



Для меня видеоигры долгое время являлись главным стимулом знакомиться с другими представителями масс-медиа. Так, перед выходом второй «Мафии» я просмотрел все классические гангстерские фильмы, а незадолго до покупки Red Dead Redemption — культовые спагетти-вестерны. В обоих случаях кино и видеоигры дополнили друг друга и продлили ощущение погружения в эпоху и соответствующую субкультуру. Скорый релиз L.A. Noire вдохновил меня ознакомиться с фильмами-нуар, которые также доставили мне определенное удовольствие. В отличии от самой игры. Дело в том, что я был уверен, будто разработчики из Team Bondi предложат нам Grand Theft Auto в сеттинге послевоенного Лос-Анджелеса. Трейлеры и многочисленные геймплейные ролики, которые появлялись в сети до релиза, намекали на то, что в игре будет поиск улик и допрос подозреваемых, но я и предположить не мог, что их окажется настолько много. К тому же, те элементы GTA, которые мы увидели L.A. Noire, к 2011-му году устарели, особенно на фоне четвертой части серии и Mafia II. Финальной точкой оказалось отсутствие субтитров на русском языке в версии для PlayStation 3 — моих знаний английского на тот момент оказалось недостаточно, чтобы понять столь сложный сюжет.



Между тем, чувство, будто я пропускаю нечто значимое, исчезло, как только я ознакомился с рецензиями от прессы и обзорщиков с youtube. Тогда стало ясно, что L.A. Noire — спорный проект, который вызывает противоречивые эмоции, одни называют его шедевром, а другие — главным провалом 2011-го года. Поэтому я смело отнес эту игру к личным разочарованиям и принялся ждать новых анонсов от внутренних студий Rockstar, которые еще ни разу не подводили.

2013-й. Попытка номер два



И все же иногда я даю играм второй шанс. За два года, которые прошли со времен первого знакомства с L.A. Noire, я пересмотрел сотни нуар-фильмов и стал фанатом классического «черного кино». Игры, в которых встречались характерные элементы доставляли мне особое удовольствие, поэтому я решил вернуться к проекту Team Bondi. На этот раз я взял ПК-версию, ведь она имела русские субтитры. Я был готов даже стерпеть скучный геймплей ради нуара и интересного сюжета. Подобное уже случалось раньше в случае с квестами от Lucas Arts или дилогией Syberia. Но, как только завершилась первая половина игры, я удалил ее с жесткого диска и решил больше не запускать.



В L.A. Noire удивительным образом оказалось слишком мало элементов классического нуара. Большую часть времени она представляла собой квест с допросами и ездой на автомобилях, а работа с наследием «черного кино» показалась мне топорной. Вот названия дел, которые по шрифту напоминают заголовки фильмов сороковых годов, вот дождь и меланхоличная музыка, а вот и роковая красотка. Подобный прием казался слишком банальным и не работал на создание атмосферы. После поимки маньяка я задал себе вопрос: «А хочу ли я продолжать играть в это дальше?». Ответ оказался отрицательным, и я лишь убедился в своем первоначальном мнении.

Интересно, что такие же эмоции возникли у моего двоюродного брата, который также пытался пройти L.A. Noire. Наши вкусы часто совпадают, причем как предпочтения, так и антипатии. Он тоже дал шанс этому неоднозначному проекту, но погряз в уликах и допросах, а в итоге потерял интерес к тому, что происходило на экране монитора.



2018-й. Другой взгляд на игру семилетней давности



Повода для переживаний не было — провал и провал, мало ли, и не такое случалось в игровой индустрии. И все же, подлая мысль, как заноза, не покидала меня. А вдруг я игру просто не понял... Не проникся, не осознал, не уделил достаточно времени... На Youtube, тем временем, периодически появлялись ретроспективные обзоры L.A. Noire. И никто уже не ругал этот проект, наоборот, его вспоминали с теплотой и любовью. Еще больше сомнений породил выход переиздания для консолей нового поколения, в которых послевоенный Лос-Анджелес выглядел на редкость красиво. И все же, финальной точкой в моем желании дать этому проекту уже третий по счету шанс заключался в разговоре с братом. Мы периодически проходим игры вместе, и я предложил вместо очередного консольного эксклюзива попробовать на вкус ремастер проекта, с которым мы оба уже были знакомы и успели в нем разочароваться. Если бы он отказался, я, скорее всего, уже никогда бы не вернулся к L.A. Noire. Но, после секундной паузы, он согласился.



На этот раз мы уже ничего не ждали, а просто приняли игру такой, какая она есть. И только первые два-три дела показались нам сложными, ведь в L.A. Noire никто толком не рассказывает, как в нее играть. Пришлось вникать в тонкости местной механики уже по ходу прохождения, но как только мы освоили возможности игры, она преобразилась. Мы уже не думали о ее достоинствах и недостатках, а просто погрузились в мир послевоенного Лос-Анджелеса. Мы вычисляли мотивацию каждого персонажа, держали в голове показания свидетелей и улики, которые нашли на месте преступления, но это того стоило — мы вжились в роль американского полицейского. Даже физика автомобилей перестала раздражать, ведь во время поездок мы разглядывали город и его достопримечательности. С этого ракурса игра воспринимается как интерактивная энциклопедия «Города Ангелов» 40-х годов.

И как только мы освоились, пришло осознание, что по жанру L.A. Noire — интерактивный фильм. Точнее, сериал с элементами квеста, экшена и гонок. Ведь самое главное в этом проекте — допросы свидетелей. Они строятся на уликах, лицевой мимике и нашей логике, и каждый из них хочется довести до конца. Игра слабо мотивирует нас проходить без ошибок, поэтому главным стимулом отыгрывать роль профессионала оказалось наше собственное желание понять суть каждого дела. К тому же допросы нельзя назвать простыми. Случались ситуации, при которых даже матерый уголовник, которому за один только внешний вид можно дать лет пять, говорит правду, а невинная молоденькая актриса — неожиданно врет. Совместное прохождение при каждом подобном допросе вызывало бурную дискуссию, что только усиливало интерес к расследованию дел.



При подобном подходе элементы нуара выглядели иначе. Дело в том, что по жанру L.A. Noire относится к неонуару, в котором отличительные черты показаны не в зеркале, а в увеличительном стекле. Яркий представитель подобного подхода — фильм «Город Грехов», в котором каждый элемент «черного кино» доведен почти до абсурда. Если не выискивать в игре нуар, а просто наслаждаться геймплеем, то приятные отсылки, музыка и архитипичные персонажи покажутся приятными сюрпризами.

Отдельного упоминания заслуживает фильм «Обнаженный Город», который оказался главным источником вдохновения игры. Все элементы геймплея, которые встречаются в L.A. Noire, мы видели в этой киноленте, а DLC, которое так и называется, «Naked City», использует ее сюжет. Причем подобный подход воспринимается как великолепная отсылка к классике, а не плагиат. Мой брат не видел этот фильм, и, тем не менее, воспринял данное дело как лучшее, что случилось за всю игру. При желании, разработчики могли бы переработать десятки классических «черных фильмов» в интерактивный формат, но ограничились одним. И правильно сделали, иначе Team Bondi обвинили бы в лени. Благо, в каждом деле встречается интересная, а иногда еще и закрученная история. И при том, что в игре есть сквозной сюжет, любое задание обладает самостоятельным сценарием и напоминает небольшой фильм.



На протяжении прохождения мы видели различные проявления нуара, в зависимости от преступления, которое мы раскрываем. Ранний, зрелый, поздний нуар и даже неонуар — каждому поджанру этого направления кинематографа нашлось место в игре. L.A. Noire оказался как данью уважения «черным фильмам», так и продолжателям их дела — он развивает это направление искусства в новом, интерактивным формате. Да, игры с элементами нуара встречались и раньше — на вскидку вспоминается Max Payne, The Saboteur или Grim Fandango. Но L.A. Noire — не просто игра с вкраплениями «черного кино», она и есть нуар, причем в самом строгом понимании этого слова.

Лучшие фильмы — не те, которые собрали кассу, а те, что прошли проверку временем. То же самое, пусть и в меньшей степени, относится к играм, особенно к тем, которые на момент выхода казались спорными. Так, L.A. Noire не похожа на роковую женщину, которая с порога соблазняет главного героя, наоборот, игра словно сопротивляется вашим попыткам ее понять. Она раскрывается постепенно, и по мере прохождения приносит все больше удовольствия, а ее атмосфера погружает настолько, что не отпускает до финала. Конечно, эта статья — личная история знакомства с одной игрой, но она может служить примером того, что некоторые проекты заслуживают второй шанс. По крайней мере, если они пересекаются с другими вашими интересами или в состоянии дать больше, чем очередной игровой опыт.

Обсудить