Оглавление

Мой Total War

Ностальгический фичер об истории знакомства с серией Total War

Изначально этот материал я посвятил истории франшизы Total War, в нем описывались эпохи и тонкости геймплея каждой части. Но в итоге статья вышла скучной, особенно в том, что касается отличия разных игр серии. Эти детали интересуют только фанатов Total War, а они и так знают сильные и слабые стороны каждой части. Поэтому я переделал статью в рассказ о личном знакомстве с этой серией. Существует мнение, что ностальгические материалы хороши только в том случае, когда они правдивы. Что ж, этот фичер полностью основан на моих воспоминаниях.

Вечный город



Так получилось, что игры 2004-го года я проходил в 2005-м — старый компьютер уже не тянул новинки, а покупка нового железа от меня не зависела. За это время приятели в деталях и красках рассказали о проектах прошлого года, и я с нетерпением ждал возможности прикоснуться ко многим из них, прежде всего — к Half-Life 2 и Rome: Total War. В «Риме» сошлась моя любовь к стратегиям и к античной истории. В то время я прочел свыше десятка книг из серии «История в лицах», которые рассказывали об Элладе и Древнем Риме. Однако рассказы друзей не идут ни в какое сравнение с теми эмоциями, которые я испытал при запуске Rome: Total War.



Сочетание глобального режима с масштабными битвами в реальном времени до сих пор остаются отличительной чертой этой серии. Стоит ли говорить, что ничего подобного я не видел — первые части Shogun и Medieval прошли мимо. В Rome я играл взахлеб — строил дипломатические отношения, развивал экономику и, конечно, сражался против варваров. Мое увлечение «Римом» не приобрело характер болезни, но игра повлияла на восприятие целого жанра. Так, после Rome «Цивилизации» казались примитивные, игры Paradox Interactive — слишком сложными, а исторические RTS в духе Казаков или Age of Empires после сражений в «Риме» я даже не воспринимал всерьез.

Вскоре я захотел продолжения, но аддоны к Rome меня разочаровали. Barbarian Invasion вместо вдумчивого развития и постепенного расширения государства предлагал либо отбиваться от орд гуннов, готов и вандалов, либо возглавить их, чтобы нести смерть и разрушение цивилизации. Оба варианта мне не нравились. Rome: Total War — Alexandеr и вовсе предложил линейную кампанию. В ней не было времени на менеджмент и дипломатию — только война. Играть в такое я тоже не захотел. К тому же название аддона резало слух — Александр Македонский не имел никакого отношения к Древнему Риму.

Романтика Средневековья



Релиз Medieval 2: Total War совпал с моим увлечением историей Средневековья. Рыцарские романы, научно-популярные книги о Столетней Войне, Священной Римской Империи и Византии — вот что волновало меня на протяжении 2006-го года. Как и другие любители истории, я часто задавался вопросом, что было бы если... Главным достоинством Medieval 2 для меня оказались возможности экспериментировать с реалиями Средневековья. Теоретически, Rome тоже предоставлял поле для альтернативной истории, но там я в любом случае воссоздавал Римскую Империю, а играть за другие фракции не хотелось.



Medieval 2 — другое дело. Превратить Византию во владычицу Средиземноморья, объединить под флагом Францию континентальную Европу или просто успешно завершить Крестовые Походы — вот чем я занимался в этой части серии. Как и в случае с Rome, эта стратегия моментально погружала в эпоху. После прочтения очередной исторической книги я отправлялся в виртуальное Средневековье и стремился исправить ошибки правителей прошлого. Правда, как я вскоре выяснил, это не всегда было возможным, даже в компьютерной игре.

Колониальные империи и Наполеон Бонапарт



А в мире Empire: Total War я провел не так много времени, как в предыдущих частях серии. Эпоха колониальных войн меня интересовала, но ютиться на крошечном клочке земли в Европе и тратить ресурсы на создание империи за океаном мне не казалось интересным занятием. Пришлось выбирать континентальные государства — Испанию, Пруссию или Россию и вновь объединять Европу, но делать это в Empire оказалось не так увлекательно, как в Rome или Medieval 2. К тому же, в определенный момент государство становилось слишком громоздким — сложная дипломатия, технологии, войны, рост недовольства от внутреннего развития... Управлять большим государством в Empire оказалось сложно — словно укрощаешь зверя, который, несмотря на усилия, так и норовит ударить лапой. К этой части серии я возвращался неоднократно, но изучить досконально так и не смог — не хватило желания.



Napoleon: Total War, который называют Empire, который довели до ума, я воспринял как еще одну линейную игру серии и даже не стал ее покупать. В этом случае дата выхода игры оказалась неудачной — мое маниакальное увлечение личностью Наполеона Бонапарта и войнами 1796-1815 гг. началось позже, когда возвращаться к этой части Total War уже не имело смысла. Возможно, если бы она вышла позже, то стала бы для меня лучшей игрой серии, как это случилось с Assassin`s Creed: Unity. Кто знает...

Последние самураи



После Napoleon: Total War я надеялся, что действие новой части серии развернется в XX веке. Лишь позже стало ясно, что подобный расклад маловероятен, по этому поводу я даже написал отдельную статью. Что касается анонса Shogun 2, то он не вызвал у меня ажиотажа, ведь история Японии, за исключением одного эпизода, не казалась мне особенно интересной. В большинстве книг Страна Восходящего Солнца рассматривается исключительно как жестокий и сильный враг. Тонкости междуусобных войн закрытого для остального мира государства оставались для меня неизученной главой истории, которую я с удовольствием открыл именно после прохождения второго «Сегуна».

Неожиданно для меня Shogun 2 оказался самым атмосферным и продуманным в серии Total War. Геймплей упростился, но стал отточенным до совершенства, а камерность японского архипелага внезапно оказалась достоинством игры. Планомерно развиваться, строить долгосрочные планы и плести дипломатические интриги в Shogun 2 оказалось интереснее, чем в любой другой игре серии.



Единственная глава история Японии, которая интересовала меня еще до прохождения второго «Сегуна» — вторая половина XIX века, период ухода от традиционных ценностей в пользу технологий. Китай слишком долго цеплялся за традиции конфуцианства и средневековой морали, в результате чего необходимые реформы провели слишком поздно и страну растерзали колониальные державы. Япония же вовремя приняла современные технологии, в результате чего к XX веку она оказалась одной из сильнейших стран мира. При этом уход от тысячелетних моральных устоев не прошел безболезненно. Эту тему раскрывает прекрасный фильм «Последний Самурай» и дополнение к Shogun 2 под названием «Закат Самураев». В нем предлагалось выбрать между традициями и современными технологиями, причем оба варианта имели плюсы и минусы. Впрочем, самураи, которые поднимали оружие против прогресса, быстро успокаивались при столкновении с пулеметами и артиллерией. Из-за того, что игра касалась темы, которая меня интересует, в дополнении к Shogun 2 я провел чуть ли не больше времени, чем в Empire.

Возвращение в Рим



Total War: Rome 2 ждали многие, ведь сеттинг Древнего Рима казался интереснее, чем Япония. Но моих знакомых, которые фанатеют от глобальных стратегий, он разочаровал — на их взгляд, упрощения из Shogun 2, которые перенесли во второй «Рим» не пошли игре на пользу. А вот мне Rome 2 пришелся по душе.



На мой взгляд, многочисленные упрощения пошли игре только на пользу — даже когда число провинций перевалило за три десятка, я не тонул в менеджменте областей, а занимался главным — дипломатией и войнами. Каждый соперник Рима, будь то Карфаген, Афины или Мидия, грамотно нападает, вовремя отводит войска, старается ударить в спину и словно ищет слабое место в твоем виртуальном государстве. Защитить сразу все поселения не получится — число легионов ограничено, а напасть на республику желает каждый алчный правитель. В эти моменты осознаешь, что бесконечные войны, которые вел Рим — не прихоть консулов и императоров, а суровая необходимость. Стоит зазеваться и оставить территорию без присмотра, как на ней окажутся толпы варвары, которые превратят твои города в руины. А ведь для процветания необходимо как защищаться, так и грамотно атаковать...

Rome 2 остался последним Total War, в который я играл. Возвращаться в эпоху распада Римской Империи в «Аттиле» не хочется, дилогию Warhammer я считаю уходом в сторону, а до Thrones of Britannia руки пока не дошли. Между тем, отдельные части Total War остаются чуть ли не последними ПК-эксклюзивами, на которые я до сих пор трачу свободное время.

Обсудить