Оглавление

Монополисты войны: история серии Total War

Как Creative Assembly создала новый флагман стратегий, у которого нет аналогов

17 февраля выйдет финальная часть трилогии Total War: Warhammer. Для Creative Assembly серия стала новым «Римом» — игра привлекла тысячи фанатов Warhammer Fantasy и поклонников фэнтезийного сеттинга. Студии удалось соединить классические сражения, осады с заклинаниями и героев, которые в одиночку могут уничтожить несколько отрядов. Рассказываем о ключевых частях франшизы, которые запомнились геймплеем и сеттингом.

Истоки Creative Assembly и Shogun: Total War





Creative Assembly — одна из старейших британских игровых студий. В 90-х компания была известна тем, что создавала для Electronic Arts спортивные симуляторы: от Rugby World Cup до Cricket. Позднее компания задумала сделать собственную игру в жанре RPG по мотивам классического китайского романа «Путешествие на Запад». Необходимые средства Creative Assembly нашла в Сингапуре, где местное правительство субсидировало бизнес-сектор и готово было предложить щедрую сумму. Однако студия отказалась от переезда из английского города Хоршам из-за множества обязательств, которые легли бы на нее. После расцвета жанра RTS от идеи с RPG было решено отказаться.

В 1995 году после релиза стратегии Command & Conquer, которая стала сверхпопулярной и породила немало клонов, Creative Assembly решила сделать свою копию C&C. Большой удачей для разработчиков стал выход первой 3D-видеокарты от компании 3dfx Interactive (упразднена в декабре 2000-го, после чего большая часть персонала и технологий перешли к NVIDIA). Один из сотрудников, используя мощности устройства, придумал камеру, которая летала бы по полю сражения и меняла углы обзора, а поле битвы сделал огромным, разместив на нем отряды из десятков юнитов. Это стало первым шагом к разработке Shogun: Total War — игры про борьбу японских феодалов в период Сэнгоку.

Следом Creative Assembly совместила битвы в реальном времени, в которых участвовали сотни воинов, с пошаговыми ходами на глобальной карте. Игроки управляли полководцами, развивали поселения и планировали атаки на города противника. Так компания хотела привлечь внимание и поклонников RTS, и классических варгеймов. Руководство EA первой оценило демоверсию стратегии, после чего студия начала полноценную разработку.



«Сёгун» разошелся тиражом в миллион копий и был крайне популярен среди поклонников стратегий. Однако сотрудничество EA и Creative Assembly оказалось краткосрочным. Для Medieval: Total War студия нашла нового издателя — им стала Activision. Спортивное направление тоже продолжило существовать и развиваться. Позднее оно превратилось в консольный отдел, который создал Alien: Isolation и Halo Wars 2.

Rome: Total War





2004 год стал судьбоносным для британской студии. 22 сентября вышла культовая Rome: Total War. Геймерам предложили управлять римскими легионами на огромной карте, которая растянулась от Пиренеи до крымских степей. Игра стала первой в серии, где авторы использовали глобальную карту с ландшафтными особенностями и анимированных (раньше игроки передвигали фишки) полководцев и агентов (они получили 3D-модели). Вдобавок в стратегию добавили больше сотни городов и возможность плавать на кораблях с одного континента на другой.

У Rome: Total War было сразу два издателя. Во время разработки игрой занималась Activision, а на релизе стратегия перешла в руки SEGA. После нескольких месяцев сотрудничества у Creative Assembly сложились отличные отношения с японским издателем. В 2005 году SEGA приобрела студию. С тех пор компания почти каждый год выпускает новые игры серии.

Medieval 2: Total War





Спустя два года после «Рима» Creative Assembly выпустила сиквел Средневековья. Геймплейно игра почти не отличалась от Rome: Total War, но это не помешало стратегии снискать любовь у поклонников серии и создателей модификаций. Со временем количество пользовательских работ в Medieval 2 обогнало «Рим» и даже после выхода Total War: Rome 2 в 2013 году находились энтузиасты, которые работали над крупными расширениями, будь то мод по вселенной «Властелина колец» или Warhammer Fantasy.

Medieval 2: Total War запомнилась фанатам серии не только как самая народная игра, но и как игра с лучшим дополнением. DLC под названием Medieval 2: Total War — Kingdoms, вышедшее в 2007 году, было по сути отдельной игрой. Расширение включало четыре кампании: Конкиста, Крестовые походы, Британская и Тевтонская. Суммарно игрокам были доступны 23 играбельные фракции, новые типы агентов и сотни часов геймплея. Однако Kingdoms — единственное столь масштабное дополнение, которое когда-либо выпускала Creative Assembly. Все остальные расширения, что вышли с тех пор, заметно уступают и по содержанию, и по размеру.

Empire: Total War





В 2009 году разработчики впервые рискнули выпустить игру про период Нового времени. Отличие Empire от других частей Total War было в двух вещах. После Древнего Рима и Средних веков переход к медленному темпу в геймплее был очень непривычным: если раньше большая часть сражения проходила в ближнем бою, то в Empire обе армии сначала долго перестреливались и только потом бежали в рукопашную. Вторым нововведением серии стали морские сражения, в которых игроки участвовали лично. И если медленный темп потасовок оценили не все, то сражения на воде понравились поклонникам серии.

Несмотря на последующую Napoleon: Total War, которая, по мнению большинства фанатов серии, превзошла Empire, разработчики забросили идею с улучшением стрелковых сражений и сосредоточились на эпохах с битвами в ближнем бою.

Total War: Shogun 2





Несмотря на успешные «Рим» и «Средневековье», наиболее сбалансированной игрой в серии стала именно вторая часть Shogun. Во многом так получилось из-за минимального отличия между кланами, где не было чрезмерно сильных отрядов. Кроме того, в стратегии появилось совмещение морских и сухопутных сражений с высадкой десанта и отображение качественного соотношения сил между армиями перед началом боя.

Shogun 2 стала последней в серии, где можно было свободно перемещать армии без генерала, что было удобно многим игрокам. Еще одна особенность стратегии — дополнения. Со второй части «Сёгуна» SEGA начала выпускать множество DLC вместо привычных крупных расширений.

Total War: Rome 2





От второй части «Рима» фанаты Total War ждали если не революции, то значительного скачка в развитии. Однако запуск Rome 2 оказался худшим в истории серии. До первого крупного патча в стратегию было невозможно играть. Частые вылеты, проблемы с оптимизацией и множество других багов заставили пользователей отложить Rome 2, а то и вовсе не возвращаться к ней. Студия извинилась за такое положение дел, назвала игру «слишком амбициозной», заявила, что очень спешила к релизу и пообещала все исправить.



Разработчики регулярно выпускали патчи и уже через год вышло «Императорское издание». Только тогда про стратегию получилось сказать, что она избавилась от всех проблем и теперь готова к релизу. Во многом из-за провального запуска Creative Assembly занималась Total War: Rome 2 на протяжении 5 лет, что стало рекордом для серии. За это время вышли 14 DLC и почти два десятка крупных патчей.

Total War: Warhammer





В 2015 году студия представила Total War: Warhammer. Поклонники исторических серий встретили новость сухо. Они сомневались в успешном совмещении традиционных механик с магией и летающими существами из Warhammer Fantasy.

Из-за осады городов TW: Warhammer казалась упрощенной версией своих исторических собратьев. Вместо полноценной крепости с множеством укреплений, в новой игре был всего один ряд стен. Правда, эпичность битв, различные события на карте и многообразие заклинаний заставили забыть про все то, что было характерно для исторических частей Total War.

Продолжение Warhammer исправило множество недостатков оригинала, а Total War: Warhammer 3 и вовсе стала венцом всей серии. Именно в ней студия впервые за долгое время переработала режим осады, сделав бои за город увлекательнее и сложнее для атакующих. Подробнее можно прочитать в нашей рецензии на игру.

Total War: Three Kingdoms





Начав в 2000 году с Азии, Creative Assembly вернулась к ней в 2019-м. Впервые в серии вышла игра о Китае и получила сразу два режима — классический и романтизированный. Последний основан на романе «Троецарствие». В нем легендарные правители, как и в TW: Warhammer, могут в одиночку сражаться с несколькими отрядами, собирать предметы и прокачивать умения. В остальном отличия от классической серии только в том, что армию возглавляют сразу три генерала, которые при желании могут выполнять роль агентов на карте.

«Троецарствие» не сумело перебить интерес западной аудитории к Warhammer, однако игра побила сразу два рекорда: Three Kingdoms стала самой успешной частью в истории серии (только за неделю она разошлась тиражом в миллион копий), а в пике в стратегию играли 192 тысячи пользователей Steam.

После «Троецарствия» студия продолжила использовать схему с двумя режимами в исторических играх. В A Total War Saga: Troy, которая вышла в 2020 году, авторы пошли еще дальше. Если сначала у стратегии был один режим, где мифология смешивалась с историей, то затем их стало аж три: мифический, исторический и гибридный.

В одном из интервью глава Creative Assembly Тим Хитон рассказал, как он регулярно общается с правообладателями вселенных, в том числе с Netflix и Amazon. Так что фанаты могут только гадать, какая подсерия заменит Warhammer Fantasy, и что разработчики будут делать дальше. Уже точно известно, что авторы занимаются спин-оффом Three Kingdoms. Кто знает, может, и до третьей части Medieval: Total War они однажды дойдут.

Обсудить