Оглавление

Mount & Blade 2 — один из главных релизов года и новая звезда моддинга

Рассказываем о сиквеле легендарной средневековой песочницы, её недостатках и весьма оптимистичном будущем франшизы из двух номерных видеоигр

Mount & Blade — игра-легенда. Историческая песочница ещё до появления самого термина. Пионер процедурной генерации. Одна из первых (если до сих пор не единственная) игра с адекватной боевой системой верхом. Генератор впечатляющих историй о средневековых войнах в выдуманной стране Кальрадии и одна из самых популярных площадок для многочисленных фанатских модов. Игру турецкой студии TaleWorlds невозможно не знать — только если вы совсем не интересуетесь интерактивными развлечениями.

Оригинальная версия Mount & Blade вышла в 2008 году. Спустя два года авторы выпустили дополнение Warband. После франшиза жила лишь патчами и стараниями фанатов, которые делали собственные игры в разных сеттингах: другие исторические эпохи вроде феодальной Японии, самописные фэнтезийные миры или популярные в медиа вселенные вроде «Властелина Колец», Warhammer Fantasy, «Игры Престолов» и «Звёздных Войн». И лишь недавно, спустя два года, в раннем доступе вышел полноценный сиквел — Mount & Blade 2: Bannerlord.



Фанаты ждали новую историческую песочницу 10 лет и ещё два года помогали её доделывать своими отзывами, рекомендациями и даже модами, которые внедряли необходимый функционал раньше разработчиков. Это настоящий долгострой и громкое событие для любителей жанра относительно реалистичных исторических игр и масштабных средневековых сражений. Каким же получилось возвращение гиганта, у которого более чем за декаду так и не появилось ни наследника, ни достойного конкурента?

Уже можно смело сказать, что вторая часть — очередная веха и уникальный релиз, у которого нет аналогов. У неё есть ряд фишек, которые не могут себе позволить даже большие ААА-блокбастеры. Но при этом у второй части есть и проблемы, которые разочаровали фанатов — многие ждали вовсе другого.

Что получилось, а что нет — объясняем подробно после нескольких десятков часов в игре.

Кальрадия в её молодые годы



Несмотря на двойку в названии, Mount & Blade 2 — приквел первой части. За сюжет волноваться не стоит: если он и был в оригинале, то в самом начале и для галочки, чтобы мотивировать вас познакомиться с механиками и научиться играть. Приквел скорее в плане сеттинга: события второй части затрагивают раннюю историю выдуманного королевства Кальрадия.

Огромная Империя, объединявшая людей близлежащих земель, развалилась подобно Риму — и теперь переживает множественные кризисы. Часть государств пытается вернуть былое величие и старые границы, другая хочет окончательно добить былые устои. Параллельно этому заграничные язычники не дают средиземным воинам покоя: то набег устроят конные хузаиты (местный аналог монголов), то пустынные асераи (восточные мусульмане). Единственный способ склонить чашу весов в какую-то сторону — знамя дракона, утерянное в великой битве. Собрать его и решить, восстановить или разрушить с помощью него остатки Империи, предстоит вам — безымянному герою одной из шести доступных наций.



Mount & Blade 2 осталась верна теме Средневековья: тут и повсеместный феодализм, крестьяне с налогами, конный всадник как абсолютная боевая единица своего времени, присяга королю, лесные бандиты и суровые нравы прошлого. Отличие от первой части лишь в том, что вместо позднего Средневековья тут оно куда более раннее — буквально пара лет после падения Римской империи (в нашем случае — Империи местной, выдуманной). Поэтому латы ещё не изобрели, кольчуга и ламеллярный доспех — вершина защитных технологий. А из дальнобойного вооружения — луки и самые простые арбалеты.

Здесь нет привычных по Mount & Blade фракций и городов, ведь они ещё не появились после многих лет исторических битв, переделов границ и политических реформ. Но знакомое всё же есть — например, уже стоит город Правен, а в предках узнаются родные Родоки, Свадийцы и Сарраниды. Ностальгию по прошлому игры (звучит странно, учитывая что это приквел, но вы поняли) навевают ремиксы старых саундтреков, которые теперь звучат приятнее и живее.



Конём, мечом и геймплеем



Геймплейно у Mount & Blade 2 получилась двоякая ситуация. Это одновременно и эталонный, и достаточно слабый сиквел. Многое в игре было улучшено до уровня, о котором фанаты не могли даже мечтать, но при этом старое и рабочее почему-то отвалилось. Обо всём по порядку.

Изменение, которое невозможно не заметить каждому, кто хотя бы немного играл в первую Mount & Blade — всё стало значительно, многократно удобнее. Интерфейсы, взаимодействие с игровыми механиками, менеджмент войск. Раздражавшие вещи стали приятнее, а ковыряться со своей ватагой воинов — несравнимо интереснее. На задания можно отправлять помощников, а не выполнять генерируемые поручения крестьян самостоятельно (крайне утомительное занятие). Скорость отряда и объём инвентаря можно увеличивать закупом ездовых и вьючных животных. Боевые лошади, к слову, тратятся на прокачку пехотинца до конного воина. Они больше не получают животное из воздуха за счёт улучшения. Транспорт надо обеспечить вместе с деньгами на улучшенную экипировку.



У прокачиваемых характеристик появилась возможность вклада специальных очков, которые ускоряют прирост опыта, помимо повышения максимального порога. А внутри каждой — две ветки особых навыков, среди которых можно выбрать лишь один. Зато каждый влияет как на вас, так и на ваши войска или ещё что-то стороннее вроде менеджмента собственных владений. Благодаря одному из таких можно, например, жертвовать войскам лишнюю экипировку, чтобы прокачивать их быстрее.

Бои стали гораздо более впечатляющими. Теперь движок игры позволяет отрисовывать на экране тысячу воинов, которые одновременно сражаются друг с другом. И при всей массовости баталий, аналогов которой в индустрии, кажется, вообще нет, игра практически не тормозит на хорошей системе. А на мощной просадки появляются, только если у вас на экране буквально вся тысяча возможных солдат. Причём без всяких компромиссов: убитые падают с лошадей с рэгдолл-физикой, трупы кучами лежат на земле до конца боя (если, конечно, вы не скрутили эти возможности в настройках ради лишних кадров). Игра в целом работает замечательно: тут совсем мало багов. А если сравнивать с плачевным состоянием более крупных релизов, то их считай и вовсе нет.



Тяжело дать больше конкретики по поводу удобства и общего улучшения Mount & Blade 2. Если исключить банальности вроде «саундтрек богаче, графика лучше, модели детальнее», то это вопрос скорее субъективных ощущений. Но играть в сиквел стало действительно приятнее. Он отзывчивее, проработаннее и технически лучше во всём. Поэтому если массовый моддинг M&B-комьюнити и переедет в сиквел, то не из-за новизны, а именно из-за того прекрасного фундамента для механик, который заложила игра.




Но всё же в этом фундаменте есть небольшая проблема. Только он в игре и есть. TaleWorlds проделала феноменальную работу по модернизации своей главной и единственной франшизы, но почему-то то ли не успела, то ли не захотела нацепить на созданный ей скелет мясо. Из обещанных фишек на релизе не появились городские банды и их менеджмент, углубленная торговля и экономика, переработанная дипломатия. Искусственный интеллект, ровно как и баланс, оставляют желать лучшего. Компьютерные болваны довольно тупы, а способов создать себе деньги из воздуха — неисчислимое количество.



Нововведений в игре мало, и зачастую они либо незначительные, либо и вовсе спорные. Настольные игры — забавно, но утомляют после первой пары раундов (на них ещё зачем-то завязан один тип случайных заданий). Кузнечное дело — тоже вроде бы необычно, но попросту не очень нужно и требует больше затрат, чем приносит доходов, не говоря уже о необходимости тратить место в инвентаре на таскание реагентов для ковки. Менеджмент клана и собственная семья и дети — неплохо, но, опять же, хочется большей проработки. Особенно после двух с половиной лет бета-теста и того факта, что модеры уже реализуют эти идеи успешнее, лучше и интереснее.



В Mount & Blade 2 не просто мало по-настоящему нового контента — в ней пропали старые фишки. Нет пиров знати, нет заранее проработанных соратников (теперь все спутники — процедурно-сгенерированные). Нет тренеров и книг, возможности писать поэмы или хоть как-то взаимодействовать с королевским двором (лишь небольшая игра-рандомизатор в качестве проверки вашего красноречия) и охотников за головами. Нет смысла в посещении городов или деревень: модельки там красивые, но делать внутри поселений решительно нечего.

В итоге Mount & Blade 2: Bannerlord оставляет двоякие ощущения. Вроде бы всё стало объективно лучше — странно, если бы за 12 лет ожиданий ничего не изменилось и приятно, что в лучшую сторону. Но при этом многие обещанные фишки не сделали, а старые почему-то отвалились. В итоге игрокам достался скорее превосходный симулятор массового мордобоя с лёгкой возможностью повозиться с зачатками экономики и менеджмента ресурсов. Вот только всё вне масштабных сражений и эпических осад замков ощущается скучным придатком и работой, которой надо заниматься между действительно весёлыми сражениями из сотен солдат.

Собери свой Mount & Blade сам



У Mount & Blade 2 есть ещё одно достоинство, которое, вполне вероятно, затмит все прочие вместе с её недостатками. Как уже сказано ранее, игра — отличный фундамент из крепких механик и оптимизированного кода, который подходит не только для дальнейшего развития от официальных разработчиков, но и для моддинга. Уже на этапе беты к игре вышла масса фанатских разработок: от простых патчей механик вроде улучшенной дипломатии и наборов доспехов поинтереснее до полноценных конверсий. Уже до релиза начались работы над масштабными модами по «Властелину Колец» и Warhammer Fantasy. Даже на ранних этапах качество любительских проектов впечатляет: если удастся реализовать все планы и амбиции, то модификации ни в чём не будут уступать официальным видеоиграм по лицензии.



И это лишь малая часть того, что ждёт геймеров: разрабатываются или уже существуют на раннем этапе различные исторические эпохи от античности до Наполеоновских войн, мир «Игры Престолов» и даже самописные фэнтези-миры в духе легендарного Пендора для первой Mount & Blade. Даже если поклонники просто сделают ремейки популярных модификаций к первой части, у геймеров по цене одной Bannerlord будет целый набор песочниц во всех возможных временах и сеттингах. Возможно, TaleWorlds недостаточно вложились в сиквел как в игру, но точно подарили всем талантливым фанатам чуть ли не лучшую платформу для своих работ и идей. Так что если вы не решаетесь купить игру в её текущем состоянии, то её точно стоит взять позже. Глядишь, и в самой игре больше контента появится, и моды настоятся.

Итог





Mount & Blade 2 можно легко поругать за многое — особенно если вы верный фанат, следивший за каждым шагом разработчиков, что провёл в Кальрадии сотни и тысячи часов. TaleWorlds хоть и небольшая студия из Турции, но даже для своих масштабов работает не спеша — и при этом всё равно не успела реализовать все свои задумки, от чего на релизе Bannerlord от бета-версии отличается лишь достижениями, озвучкой персонажей и парой фиксов. На «грандиозный выход легендарной игры» не тянет.

С другой — игра ни в коем случае неплохая и ей есть, чем удивить даже в текущем состоянии. Возможно, в ней мало контента и искушённому геймеру она быстро надоест. Но при этом Bannerlord позволяет поучаствовать в масштабных боях от третьего лица, аналогов которым в индустрии просто нет. Чтобы тысяча разных воинов, с разными анимациями, снаряжением и поведением без нагрузки на систему пользователя сражалась на экране пешком, верхом и на стенах замков, да еще без технических компромиссов — такое не получалось ни у кого.

В среде симуляторов средневекового мордобоя у Mount & Blade 2 просто нет даже примерно одинаковых по силе конкурентов. В этом плане её хотелось бы отчасти сравнить с играми типа Far Cry 2 или Crysis: они, как и Bannerlord, крайне спорные как цельные и полноценные игры, но за счёт отдельных удачных и отлично реализованных вещей они выделяются среди других.

Оценка: 7,5/10

Обсудить