Оглавление

Музыка из другого измерения. История саундтрека к Doom

Звуки бензопилы, Иисус, советский синтезатор и другие подробности самого яркого игрового саундтрека последних лет

На этой неделе стало известно, что id Software решила выпустить саундтрек к новой Doom на виниловых пластинках и компакт-дисках. 31 трек композитора Мика Гордона на два часа погружает игрока в леденящую кровь атмосферу ада. Мы решили рассказать о том, как Гордон смог добиться подобного звучания, и почему он — один из лучших игровых композиторов за последние годы.

«Никаких гитар!»





«Как-то меня решили познакомить с директором Doom по звуку, Крисом Хайтом. Зайти в его комнату было просто невозможно — она была набита синтезаторами», — рассказал Гордон в лекции на Game Developers Conference. Хайт сформулировал четыре требования к саундтреку.


  1. Нужно придумать музыку, которую никто никогда не слышал;
  2. Музыка должна идеально подходить к игре;
  3. Музыка должна понравиться фанатам предыдущих частей Doom;
  4. В ней нельзя использовать гитары. К этому правилу была небольшая приписка «зато я люблю синтезаторы».


Последнее требование сначала показалось Гордону странным. Doom и Doom 2 у многих игроков ассоциируются с тяжелым металлом — многие треки для этих игр были созданы по мотивам музыки групп Metallica, Megadeth, Slayer, Nine Inch Nails и других. Очевидное решение — записать классический «тяжеляк» и для новой части. Но такой подход привел бы к тому, что новый Doom превратился бы в пародию на самого себя. Id Software хотела этого избежать. В новом саундтреке разницу в подходе отлично иллюстрирует ремейк самого первого трека из первого Doom — знаменитого E1M1 «At Doom’s Gate»:

В работе над музыкой использовался советский синтезатор «Поливокс»





«Я подумал, как могла бы звучать энергия монолитных строений из уровней Doom, и как бы я смог использовать это для саундтрека. В итоге я пришел к тому, чтобы выделить в звуке две части: синусоидные звуковые волны и белый шум. Получившиеся «пульсирующие» шумовые синусоиды я пропускал через целую гору аналогового оборудования», — рассказывает Мик Гордон о начале процесса создания музыки к Doom.



Гордон посчитал, что старые бобинные кассетные аппараты придают нужный характер звуку, а заодно открыл для себя самый известный советский синтезатор — «Поливокс». Все это должно было создать именно ту атмосферу, которую id Software хотела видеть в четвертой части Doom. Когда Крис Хайт послушал результат, то сказал: «Что-то так себе получилось». Но отметил, что Гордон «сделал первый шаг в правильном направлении».

«В этот момент я засмеялся как ребенок»



Чтобы добавить атмосферы, Мик решил сделать пасхалку, использовав в своей работе звук бензопилы из оригинального Doom. Сначала он взял девятиструнную гитару, а затем интерполировал его со звуком бензопилы. Эта идея пришла ему в голову после того, как стало ясно, что он хочет использовать девятиструнную гитару, но он помнил просьбу id Software — сделать саундтрек без гитар. «Я назвал это своим маленьким троянским конем, крадущимся в замок id Software. Как только он окажется внутри, я смогу использовать столько гитар, сколько захочу», — объясняет Гордон.



Еще одним троянским конем стали цифры «666» и изображение перевернутой звезды, которую Мик добавил в спектрограмму аудиодорожки с помощью синтезатора Harmor, умеющего создавать звуковые эффекты на основе изображений. «В этот момент я засмеялся как ребенок — так громко, что жена вошла в комнату и решила поинтересоваться, чем это я тут занимаюсь. Конечно же, я поступил как очень ответственный композитор. Я записал трек, запаковал его, добавил в игру, отправил заказчику и никому ничего не рассказал», — вспоминает Гордон.



Мик думал, что никто не будет копаться в файлах и пропускать каждый трек через спектограф, но оказалось, что пользователи Reddit могут найти что угодно. «Пентаграмма дьявола» тут же разошлась по СМИ. При этом другое скрытое послание «Jesus loves you» почему-то так никто и не раскрыл, хотя нужно было всего лишь расшифровать перевернутый отрезок дорожки.



«Тут-то я и понял: саундтрек качает»



«Было где-то 4 часа утра. В тот день id Software выпустила демо-версию Doom в цифровом формате. Я решил включить трансляцию на Twitch. В какой-то момент стример начал качать головой в такт и орать. Тут-то я и понял: саундтрек качает», — рассказал Гордон о первых впечатлениях игроков от саундтрека Doom.



Многие треки, которые были признаны лучшими, Мик и id Software решили не включать в игру. Самым популярным из таких стал Rip & Tear, его Мик совместно с Сашей Дикиджияном из группы Sonic Mayhem (автор саундтрека к Quake 2) и Мэттом Халперном из группы Periphery отыграли на сцене The Game Awards 2016.

Музыка к Doom сочетает в себе элементы рока, хеви-метала, индастриала и электронной музыки. Мика Гордона можно смело назвать «младшим братом» оскаровских лауреатов Трента Резнора (саундтрек к Quake) и Аттикуса Росса (саундтрек к фильму «Социальная сеть»). Потрясающая звуковая атмосфера в Need for Speed, Prey, Wolfenstein и Doom — заслуга Гордона. Учитывая, что Мику всего лишь 32 года, мы еще не раз сможем оценить его талант. Возможно, когда-нибудь мы даже услышим его музыку в одном из голливудских фильмов.

Следить за нашими новостями становится еще проще! Теперь вы можете узнавать самые свежие новости о компьютерных играх и последних событиях в игровой индустрии, присоединившись к нашему Telegram-каналу или подписавшись на наш аккаунт в Twitter.

Обсудить