Оглавление

«На краю земли» и «Секреты ордена»: что нового в мирах «Ужаса Аркхэма»

Рассказываем про два недорогих и богатых на контент дополнения для популярных лавкрафтовских игр

Осенью 2022-го Hobby World выпустила сразу два больших дополнения — кампанию «На краю земли» для карточного «Ужаса Аркхэма» и «Секреты ордена» для «Ужас Аркхэма. Третья редакция». Рассказываем про обе игры и новые расширения и объясняем, чем они интересны.

Подробно про настолки во вселенной Говарда Лавкрафта мы уже рассказывали в специальном материале, поэтому в этот раз ограничимся краткой версией. Игры по мотивам произведений известного автора начали выходить еще в 80-х, а первым по-настоящему известным продуктом стала «Ужас Аркхэма», вышедшая в 1987 году. За 35 лет по миру Лавкрафта вышло больше 40 настолок, хотя мировой популярности добились лишь некоторые.

Серию объединяют общие принципы. Обычно группа людей самых разных профессий узнает про надвигающийся мистический катаклизм и пытается его остановить. Но масштаб событий в играх всегда отличается: от злоключений в небольшом особняке до эпичной битвы со злом, где союзников приходится искать по всему миру.

«На краю земли»





«Ужас Аркхэма. Карточная игра» среди фанатов почти единогласно считается лучшей, хотя и требует дома много места для хранения (а еще времени и денег). Тут нет поля или стопок разных ресурсов: все локации, монстры, события, способности и предметы представлены в виде карт. Вместо классических кубиков — кастомизируемый мешок с жетонами, куда в зависимости от сложности складываются разные токены. Такая система развязала разработчикам руки, позволив создать увлекательные истории, которые затягивают с головой (даже без красивых полей и фигурок).

Игре удается быть интересной и сюжетно, и геймплейно: никогда не знаешь, что произойдет в следующем сценарии. В одном герои могут исследовать дом, в другом — пойти в театр и выслеживать там культистов, в третьем — оказаться в параллельной реальности, где в любой момент можно сойти с ума. Приключения обычно связаны в сюжетные кампании, где все решения и действия персонажей влияют на следующие истории. Например, надо спасти двух героев в разных местах: если отправиться на помощь одному, то второй, вероятно, погибнет и исчезнет из повествования.

Раньше для игры надо было покупать независимые друг от друга кампании, состоящие из большой стартовой коробки с двумя сценариями и шести маленьких, продолжающих историю цикла. Полная версия включала 8 сценариев, несколько новых монстров, сыщиков, карты способностей и активов для каждого класса.



С релизом расширения «На краю земли» карточная «Ужас Аркхэма» перешла на новый формат. Теперь дополнение продается в двух самостоятельных коробках: сыщики — отдельно, сценарии — отдельно. Это очень удобно: если у вас уже есть множество персонажей, то можно купить только кампанию. И наоборот: если вы уже затарились несколькими циклами и новые истории вам пока не нужны, то просто берите модуль с сыщиками отдельно. Книга сценариев теперь тоже общая — все сюжеты собраны в одном месте. Раньше разбирать отдельные сценарные буклеты было жутко не удобно.

Про саму кампанию рассказать без спойлеров будет сложно. Но она получилась самой масштабной и нелинейной: во всяком случае среди тех, что выпустили на русском языке. В центре сюжета тут новая экспедиция в Антарктику — этакий своеобразный сиквел к «Хребтам безумия» Лавкрафта. Вместе с игроками исследовать ледяные пустоши отправляются девять человек, и все они могут погибнуть (каждая смерть на что-то да влияет). Сюжет постоянно меняется и учитывает многие моменты: есть ли в группе конкретный сыщик, кого в последний раз схватил монстр, проверили ли вы вещи погибшего героя.

С одной стороны, это огромный плюс. Стоит проникнуться к кому-то симпатией или начать полагаться на полезные навыки персонажа, как его в следующей главе порвут на части. Практически каждое действие ощущается важным, что бы игроки ни делали. С другой стороны, подготовка теперь занимает заметно больше времени. В новой кампании в три раза больше текста, чем обычно: пока со всеми поговоришь, пока найдешь нужную сюжетную развилку в истории.

Что касается геймплея, то «На краю земли» не разочаровывает. Авторы по-прежнему с помощью одних только карт придумывают комплексные и одновременно элегантные механики. Например, в этой кампании появились новые слабости, которые регулярно замешиваются в колоду игроков и всячески им пакостят. А пул жетонов впервые пополнился новым — морозом. Один такой токен не несет серьезной угрозы, но по мере прохождения сюжета герои мерзнут все больше, так как их количество в мешке растет. Уже в третьем сценарии можно поймать очень неприятные комбо, постоянно вытаскивая синие жетоны со снежинкой.

География уровней тоже оставляет приятные впечатления — фанаты поезда из Данвича будут в восторге. Первый сценарий, например, начинается в полном хаосе: мест много, куда идти — совершенно непонятно. А вторая история представляет собой подъем на гору: все карты локаций располагаются по диагонали снизу вверх, а герои то и дело сваливаются с уступов и летят на уровень ниже.

«Секреты ордена»





«Ужас Аркхэма: Третья редакция» — более классическая настолка с компиляцией идей из всех остальных игр линейки. События тут разворачиваются в пределах одного города, есть также модульное поле, которое составляется из районов поселения. Истории тут ощущаются лучше, чем, например, в «Древнем Ужасе», а сценарии похожи на мистические городские приключения, где иногда сложно понять, что вообще противостоит героям.

Третья редакция уже получила два локализованных дополнения — «Во мраке ночи» и «Под темными волнами». Теперь вышло и третье — «Секреты ордена». Расширение добавляет два новых района, четырех сыщиков, аномалии, события, контакты, активы два десятка монстров и почти столько же особых карт.

Но главное, конечно, сценарии — их тут три. В «Призваны служить» рассказывается история про беспокойные ночи, во время которых Аркхэм наводняют призраки. Сыщики должны найти причину их появления и по возможности предотвратить распространение угрозы. В «Возмездии из прошлого» сюжет вращается вокруг Подземного мира, барьер к которому был разрушен. Теперь жуткие твари лезут в земную реальность, а жители Архэма пытаются их остановить. Наконец, в «Ключ и врата» рассказывается история о Йог-Сототе — древнем божестве, которое устает наблюдать за миром и отправляет на Землю армию одержимых, чтобы те открыли врата для его вторжения.

Все три сценария — классические для «Ужаса Аркхэма» сюжеты, но новые механики их освежают и делают уникальными. Например, в «Призваны служить» никогда не угадаешь, какое приведение встретишь: и среди монстров, и среди карт контактов. Призрак может оказаться как врагом, так и вполне мирным — подарить какой-нибудь полезный предмет или даже стать союзников и сражаться с другими сущностями.

А в другом сценарии используется новая механика — незримые тропы. Это поля, которые обычно соединяют районы города между собой, но теперь предлагают платить цену за перемещение через некоторые границы: например, рассудком. Учитывая, что движение в игре — основная механика, дополнительное ограничение заметно влияет на процесс. Бездумно носиться по городу больше не получается: надо грамотно распределять роли, успевать лечиться и иногда даже подолгу думать над очередным ходом.

Коллекцию сыщиков пополнили Агата Крэйн, Престон Фэрмонт, Марк Хэрриган и Альфред Хаббамок — знакомые все лица по другим играм линейки. Играть в новые сценарии как раз советую с новичками: их умения часто пригождаются. Например, Крэйн и Фэрмонт могут спокойно рисковать рассудком и здоровьем, получать бонусы за раны и лечиться за деньги.

«На краю земли» и «Секреты ордена» — два отличных расширения для фанатов «Ужасов Аркхэма»: сложно найти причины их пропустить. Дополнение для карточной игры радует нелинейным сюжетом и удобным форматом распространения, а коробка для третьей редакции — новыми механиками, которые освежают игровой процесс.








Читайте также:


Обсудить