Оглавление

Дюк Нюкем и его наследие

Легендарный Duke Nukem 3D и все, что с ним связано

В игровой индустрии девяностые характеризуются прежде всего рождением жанра шутеров от первого лица. Wolfenstein 3D, Quake, первые части Doom и, конечно, Half-Life — каждая из этих игр заслуживает отдельного большого рассказа. Но в этой статье мы поговорим о Дюке Нюкеме в его лучшей форме, о его наследии в виде официального продолжения и многочисленных играх на движке Duke Nukem 3D.

Duke Nukem 3D. Рождение легенды



Duke Nukem 3D не был первой игрой серии — до него выходили плоские платформеры, которые, правда, особой популярности не снискали. Несмотря на название, эта игру нельзя считать трехмерной — она относилась к категории 2,5D-шутеров, которые обладали лишь иллюзией объемного пространства. Но незадолго до релиза «Дюка» на свет появился полностью трехмерный Quake. Казалось, что после его релиза «плоские» шутеры устареют безвозвратно и не будут популярны на рынке. Однако на деле все оказалось не так.



Duke Nukem 3D брал не технологиями, а вниманием к деталям. Харизматичный главный герой, обширный арсенал с необычными стволами, отличный дизайн противников и множество способов взаимодействовать с окружающим пространством — все это отличало «Дюка» от серьезных шутеров середины 90-х. Игра предлагала относиться к себе несерьезно, главный герой постоянно шутил и бросал коронные фразы, но при этом у проекта была крепкая механика, а геймплей характеризовался столь редким для девяностых свойством, как разнообразие. Благодаря ухищрениям программистов, уровни казались объемными — двухмерность замечалась только при взгляде на модельки противников и декорации. Да и сами уровни заслуживают отдельного упоминания. Многоэтажные здания, космические станции и лунные базы впечатляли гораздо сильнее, чем серо-красные коридоры Quake. Не удивительно, что движок Build, на котором создали Дюка, имел бешеный успех. За 1997-й год на его основе вышло свыше десятка отличных шутеров, о которых мы и поговорим.

Шутеры на движке Build



Когда мы вспоминаем игры на движке Build, то первым на ум приходит Blood, дебютный проект Monolith Productions. Описывать этот шутер можно только эпитетами — мясной, кровавый, зрелищный, жестокий, жуткий... Было ощущение, что у руля проекта стояли безумцы, ведь выпустить такое на экраны мониторов в 90-х казалось слишком смелым решением, а представить такую игру сегодня просто невозможно. В нем также присутствовал черный юмор, причем такой, что некоторые сцены просто невозможно описать словами... В результате, некоторые игроки сочли, что Blood — один из лучших шутеров своего времени. Утверждение спорное, но первая игра Monolith однозначно удалась. Впоследствии она получила полноценный сиквел, который, правда, оказался не похож на оригинал. Планировалось еще и переиздание первой части, которое в итоге не увидело свет.



Шутер под названием Redneck Rampage оказался даже более экстравагантным проектом, чем Blood. Это настоящая трэш-комедия о пришельцах в американской глубинке, с пулеметами в виде женской груди и возможностью пить виски с последующим опьянением. При этом, как и другие проекты из этой подборки, Rednack Rampage игрался на удивление бодро — у оружия чувствовалась отдача, а враги убивали после пары попаданий. Подобного гремучего коктейля игровая индустрия еще не видела, но славы проект не снискал — полноценного сиквела мы так и не дождались, все ограничилось парочкой необязательных дополнений.



3D Realms продавали движок Build сторонним компаниям, но сами при этом не сидели на месте. Пока продолжение Дюка было еще в планах, разработчики выпустили другую игру — Shadow Warrior. Она свалила в кучу все стереотипы о Японии, от самураев и боевых искусств до фантастических технологий и жутких демонов. Выглядело это как веселая комедия, которая проходилась на одном дыхании. По сегодняшним меркам игра даже слишком похожа на Duke Nukem 3D, но в 90-х это было в порядке вещей. Правда, назвать этот проект выдающимся не выйдет — перед нами, скорее, закрепление успеха. Между тем, Shadow Warrior повезло больше других шутеров на движке Build — впоследствии он получил официальное переиздание, затем перезапуск и сиквел перезапуска. Немногие игры категории B удостаиваются подобной чести.



Разумеется, игр на движке Build было гораздо больше. Они выходили и в 1998-м году, и позже, но уже мало интересовали поклонников шутеров, ведь на прилавках магазинов появились Unreal и Half-Life, которые изменили индустрию навсегда. А поклонники Дюка с нетерпением ждали сиквела, который никак не желал выходить.

Эпопея с Duke Nukem Forever



Продолжение Duke Nukem 3D, которое получило подзаголовок Forever из амбициозного проекта сначала превратился в долгострой, а затем в странную несмешную шутку. История его разработки в итоге оказалась интереснее, чем сама игра. Судя по словам представителей 3D Realms, Duke Nukem Forever разрабатывали с 1998 по 2009-й год и на нее потратили все средства студии. За это время выходили сторонние версии Дюка, от переиздания игры 1996-го года до спин-оффов с видом сверху, вроде Manhatten Project. Эти проекты мало интересовали фанатов, которые преданно ждали полноценного сиквела Duke Nukem 3D. А разработчики никуда не торопилась. Менялись источники вдохновения, концепции и движки, пока в 2009-м году издатели не объявили о прекращении финансирования проекта. Права на Дюка получила Gearbox Software, известная по серии Brothers in Arms, и эта студия свела многочисленные наработки в единую картину, чтобы в июне 2011-го года выпустить Duke Nukem Forever на прилавки магазинов.



Итог получился неоднозначным, если не сказать плохим. Наверное, только прожженные поклонники Duke Nukem 3D остались от нее довольны, ведь «Это же Дюк!». У остальных же игра вызвала лишь недоумение. В ней было хорошо все, что связано с необязательными мелочами — юмором, коронными фразами главного героя, интересными геймплейными фишками, вроде уровней, где мы играем за Дюка-лилипута. Но при этом у Duke Nukem Forever были чудовищные проблемы с самым главным — базовой механикой. Она просто устарела лет на пятнадцать. Как назло, незадолго до релиза игры вышел Bulletstorm, который также относился к себе несерьезно и часто шутил, но при этом обладал отличным геймплеем мясного шутера.

Провал был ожидаем — время долгостроев осталось в прошлом, ведь индустрия развивается слишком быстро, чтобы давать возможность делать игры по десять лет. Хотя поздние сиквелы шутеров 90-х оказались неудачными (Doom 3, Quake 4, Wolfenstein (2009)), именно провал Duke Nukem Forever казался наиболее болезненным. В 2011-м казалось, что он поставит крест на будущем серии, и об этом харизматичном блондине забудут навсегда.



Дюк сегодня



Между тем, относительно недавно Дюк вновь заявил о себе. В 2016-м году на современных консолях появилось переиздание того самого легендарного Duke Nukem 3D. Даже геймплей и графика не изменились, словно не было двадцати лет бурного развития игровой индустрии. Сложно сказать, смог ли такой подход привлечь тех, кто не играл в Дюка в 1996-м, но сам факт выхода переиздания говорит об интересе к нему со стороны издателей. Не так уж и много игр 90-х появились на современных консолях.

Второе появление оказалось более неожиданным. Bulletstorm и так часто называли тем, чем должен был быть Duke Nukem Forever, а в недавнем переиздании этого шутера нам дали возможность заменить модельку главного героя Грейсона Ханта на Дюка Нюкема. Причем для озвучки пригласили Джона Сент Джона, который подарил нашему блондину столь колоритный голос. Для тех, кто застал Duke Nukem 3D, культовые фразочки вроде: «I`m not supposed to be here!» вызывали острое чувство ностальгии.



Последнее упоминание о Дюке случилось уже в 2018-м году, когда в ходе анонса очередного, максимально полного переиздания игр о нашем блодине, Рэнди Пичфорд, глава Gearbox Software, объявил о желании включить в него ранние наработки 3D Realms по Duke Nukem Forever. Те самые, которые разработчики использовали для трейлера 2001-го года, который до сих пор остается лучшим, что случалось с этой игрой. Сложно представить людей, которые купят переиздание исключительно ради этих уровней. Немногочисленные поклонники Duke Nukem 3D наверняка хотели бы увидеть полноценную новую часть серии, благо у нас уже случались примеры красивого возвращения классики в лице Wolfenstein: The New Order и недавнего Doom. Но каков шанс, что новая игра о Дюке не окажется очередным провалом... Формально, в планах Gearbox есть выход нового Duke Nukem, но что с ней будет — еще большой вопрос.

Тот самый трейлер Duke Nukem Forever образца 2001-го года


И, наверное, Дюку лучше остаться частью истории. Приятные отсылки в других проектах и переиздание классики — это хорошо, но полноценная новая игра о приключениях перекачанного блондина вряд ли получит коммерческий успех. Особенно если вспомнить, кому сегодня принадлежат права на серию Duke Nukem. На одном образе главного героя выехать не получится, ведь осталось не так уж и много людей, которые любят Дюка настолько, что готовы покупать игры только из-за его присутствия в ней. Но те, кто застал времена Duke Nukem 3D, наверняка запомнили его навсегда, ведь ничего подобного не было ни до, ни после.

Обсудить