Оглавление

Настоящие чудовища: мифологические корни игровых монстров

Полуденницы, вендиго, злобные феи, духи с огромными мошонками и другие мифологические чудеса

Массовая культура часто обращается к мифологии, и видеоигры не исключение. Обычно выбор персонажей в них не отличается оригинальностью — драконы, волки-оборотни, зомби и кто-нибудь из греческих легенд. Но иногда разработчики вспоминают про что-то действительно необычное, а бывает, что и популярные существа предстают перед игроками в непривычном свете. Мы собрали для вас самые интересные экспонаты из бестиариев известных игр и сравнили с фольклорными оригиналами.

Индейская мифология



Некогда модный фольклор североамериканских индейцев теперь редко попадается и в фильмах, и в видеоиграх. Тем интереснее было встретить в Until Dawn вендиго — стопроцентно индейского монстра. По легенде это злобный дух-людоед, который подстерегает людей в лесу и пожирает их. Считается, что стать вендиго можно несколькими способами, самые распространенные из которых — каннибализм и злоупотребление черной магией. Но самое интересное в индейских легендах то, что это не совсем легенды.



В психиатрии существует термин «психоз вендиго», который относится к культуральным синдромам. Индейцы верили (и до сих пор верят), что такие чудовища существуют на самом деле, и эта вера сформировала порочный круг. В голодные времена психически неустойчивые личности всерьез начинали считать, что ими овладел дух-людоед, и им теперь необходимо питаться человеческой плотью. В состоянии психоза даже истощенные люди обретали большую физическую силу, а их первыми жертвами чаще всего становились родственники. Самый известный такой случай произошел в 1878 году, когда голодающий индеец убил и съел жену и пятерых детей.

Где проблема — там и решение: в Северной Америке закономерно появились охотники на вендиго. Одним из самых знаменитых стал Джек Фидлер или, как его назвали родители Жаувуно-гиджиго-гобоу («Тот, кто стоит в южном небе»). Джек принадлежал к канадскому племени оджи-кри, в котором был одновременно вождем и шаманом. Прожил он около 68 лет и, как говорят, успел за это время выследить и убить 14 чудовищ. В охоте ему помогал брат Джозеф.

Закончились их похождения плачевно. В 1907 году мимо мест, где жили Фидлеры, проезжали конные полицейские. Один из родственников Джека рассказал гостям об охотниках на вендиго, но канадцы почему-то не оценили отваги двух взрослых мужчин, которые убивали психически нездоровых и к тому же немощных индейцев, а также тех, кто просто странно себя вел. Полиция отправилась в лагерь, где жили братья, и задержала их. Конкретным поводом для ареста стало убийство невестки Джозефа, совершенное примерно годом ранее. Объявив заодно, что местные мужчины должны немедленно отказаться от многоженства, так как это противоречит канадским законам, полицейские забрали Джека с Джозефом и удалились.

Арест Фидлеров произвел сенсацию, в прессе начали появляться статьи о том, как индейцы поклоняются дьяволу и приносят кровавые жертвы. Братьев требовали покарать. Но сам Джек до суда не дожил: однажды во время прогулки он смог бежать и повесился. Джозефа все же судили и приговорили к смерти. Его защита подала несколько апелляций, добившись в конце концов помилования. Вот только решение об этом пришло слишком поздно — к тому моменту Джозеф был уже 3 дня как казнен.

Кельтская мифология



Отзвуки кельтских мифов попадаются в популярной культуре достаточно часто. О троллях, гномах, гоблинах и феях мы узнаем еще в детстве, из волшебных сказок. Но, например, «настоящие» феи совсем не похожи на привычных нам хрупких созданий, встреча с которыми — большая удача для героя. В The Legend of Zelda: Ocarina of Time феи были незаменимыми помощницами Линка и народа кокири. Фея Бетилла из сериала Rayman и вовсе стала защитницей и хранителем равновесия во вселенной. В мифах же эти существа капризны, обидчивы и мстительны. Считалось, что зловредные феи похищали людей, вызывали болезни, могли сжечь дом дотла, стать причиной неурожая, падежа скота и даже утопить человека. Еще они воровали младенцев и подменяли их своими детьми, хилыми, безобразными и злобными. Вера в этих волшебных существ и страх перед ними были настолько сильными, что продержались до начала 20 века.



Разновидностей фей в фольклоре много. Одна из них — кат ши, крупный черный кот с пышными усами и белым пятном на груди (некоторые, правда, считают это существо ведьмой-оборотнем). В поп-культуре его своеобразными наследниками стали знаменитый кот Бегемот из «Мастера и Маргариты», а также говорящий кот-предсказатель Кейт Сит из Final Fantasy VII. Оригинальные же кат ши были волшебными зверями, которые могли воровать души недавно умерших людей, не давая им попасть в загробный мир. Чтобы предотвратить злодеяние, шотландцы придумали необычную стратегию — рядом с покойником не зажигали свет, а в соседней комнате устраивали громкую гульбу с песнями, плясками и большими количествами кошачьей мяты. Все это — для того, чтобы мистический зверь забылся в праздности и не вспомнил о своих коварных планах.



Как и в случае с феями, находилось множество очевидцев, которые темными ночами встречали кат ши на дорогах. Зоологи посмеивались и крутили пальцами у висков, пока в 1984 году близ шотландской деревни Келлас в капкан лесника Ронни Дугласа не попался огромный черный кот с белым пятном на груди. Новый вид окрестили келласской кошкой — появилась она в результате скрещивания диких и домашних кошачьих, и в мистической деятельности замечена не была.

Славянская мифология



Без сомнения, в последние годы самый большой вклад в популяризацию славянского фольклора внесли Анджей Сапковский и CD Projekt Red. Вселенная «Ведьмака» перенасыщена диковинными мифическими существами, о каждом из которых можно узнать много интересного в игровом бестиарии. Но иногда в угоду игровым условностям авторы частично выдумывали описания монстров, которые на самом деле куда интереснее стандартных игровых противников. Например, первая игра серии начинается эффектным роликом — ведьмак сражается с принцессой Аддой, превращенной в стрыгу. В игре стрыга — женщина, ставшая монстром из-за наложенного на нее проклятия. Чудище с удовольствием разрывает и пожирает людей, кошмарно выглядит и не любит дневной свет.

Бой Геральта из Ривии со стрыгой


На самом деле стрыги из мифов — прабабушки современных вампиров. Этот образ пришел в славянскую и балканскую мифологию из римского фольклора. Римляне считали, что сипухи (strix) по ночам могут пить детскую кровь. Передаваясь из уст в уста, легенды изменились, и у славян совы превратились в ведьм. Стрыги, или стриги, ночью ходили по домам и питались кровью спящих детей, а днем могли безнаказанно жить среди людей как обычные женщины. Вдобавок ведьмы насылали болезни, неурожай и лишали молока домашний скот. В румынском фольклоре стриги стали стригоями — злыми колдунами при жизни и вампирами после смерти. И вот уже стригои косвенно легли в основу знаменитого образа графа Дракулы из повести Брэма Стокера. Дракула частично сохранил черты и стриг, и стригоев — не любил колья и дневной свет, владел магией, питал слабость к человеческой крови.



А вот еще одно существо, которое вы могли встречать в «Ведьмаке», наоборот, появляется только в солнечные дни, а если точнее, в жаркий полдень. Полуденница — противник Геральта из первой и третьей частей игры. Бестиарий гласит, что полуденницей могла стать девушка, убитая незадолго до или сразу после собственной свадьбы. Неупокоенная невеста пытается расправиться со всеми, кто имеет неосторожность забрести на поле в полдень, но сильнее всего жаждет встречи с бывшим суженым. В славянском фольклоре полуденница имела более высокий ранг, чем обычный призрак — ее считали практически богиней плодородия. Чаще всего ее описывали как прекрасную девушку, вооруженную косой или огромной раскаленной сковородой. Кроме стандартных божественных обязанностей вроде защиты урожая, дух развлекался похищениями детей и убийствами особенно усердных работников. Тем, кто работал в поле в полдень, полуденница либо отрезала головы косой, либо задавала трепку сковородкой. Спастись можно было простым и эффектным способом — упасть на землю. Интересно, что от баек о полуденницах была и польза. Суеверные крестьяне боялись работать в поле в самое жаркое время дня, тем самым избегая тепловых ударов.

Японская мифология



Первенство по выдумыванию странных, пугающих и противоестественных монстров уверенно удерживают страны Азии. В частности, японская мифология даст сто очков вперед привычной европейской — вместо скучных скелетов и полтергейстов у японцев в запасе куда более интересные создания. Тамошние суеверные умы породили не только темноволосых девочек в белых балахонах — тут вам и живые демонические зонтики (каракаса-обакэ), и безликие призраки с огромным глазом в неожиданном месте (сиримэ) и шумные лошадиные головы, живущие на деревьях (сагари).

Многие существа перекочевали из японских легенд в видеоигры, и одно из самых странных — нурикабэ. В Nioh это зловещие глазастые стены, которые сторожат некоторые проходы в подземельях и не прочь подраться с потревожившим их героем. В традиционном фольклоре нурикабэ не такие драчливые, но если незадачливый путник повстречает на пути такого монстра, тот все же может усложнить ему жизнь. Призрачная стена бесконечно простирается во все стороны — ее нельзя ни обойти, ни перелезть. Чтобы избавиться от чудища, надо распознать его и применить единственный действенный способ борьбы с нурикабэ — постучать палкой по его нижней части.



Происхождение нурикабэ туманно, но по одной из версий это безобидная шутка невидимого тануки. Тануки — добрый дух в виде енотовидной собаки, символ богатства и процветания. Одна из его отличительных черт — исполинская мошонка, которую дух может растягивать до любых размеров и использовать в качестве лодки, дома и... правильно, огромной стены. Неудивительно, что сильные удары по такой чувствительной части тела напрочь отбивали у зверюшек желание проказничать.

В виде агрессивных противников (Whomp и Thwomp) стены-оборотни встречаются еще в одной известной игре — Super Mario 64. Правда, там они видимы, как и в Nioh, но для победы над мультяшным нурикабэ его по-прежнему нужно стукнуть по слабому месту. Главное теперь — если когда-нибудь будете перепроходить Super Mario 64, постарайтесь не думать о тануки и его мошонке.

Всерьез изучать мифологию по видеоиграм — занятие сомнительное. Цель разработчиков — развлечь игроков, а не следить за сохранностью культурного наследия. Впрочем, это не помешало исследователям из Томского политехнического университета потратить президентский грант на исследование мифов в контексте видеоигр. Они собираются лично пройти и изучить такие игры как Assassin’s Creed, Overwatch, Dragon Age, Uncharted, «Ведьмак», Tomb Raider, The Elder Scrolls и Diablo. Может, это начало новой эры фольклористики, а может и нет, но в любом случае кто-то в Томске проведет много приятных часов за монитором.

Обсудить