Наука ближе, чем кажется
От Homo Sapiens к Homo Science
В октябре этого года госкорпорация «Росатом» запустила Homo Science — уникальную контент-площадку, которая объединит современные научные достижения и технологии в доступную всем базу. В Росатоме считают, что в XXI веке именно знание поможет стереть границы, отказаться от условностей, и станет тем маяком, который укажет путь человечеству.
Редакция PLAYER ONE запускает собственный мини-сайт в поддержку проекта Homo Science. Казалось бы, какая связь между наукой и играми? Очень даже заметная — ведь любой фантастический сюжет вдохновляется реальными открытиями и стремлениями. Была ли бы возможна Mass Effect без нашего стремления поскорее узнать все секреты Вселенной и, возможно, найти жизнь за пределами планеты? Создавая миры будущего для игр, их авторы всегда обращаются к современным научным вопросам и их возможным решениям. Каким будет транспорт, как изменится энергетика, какое место займут сложные (а порой даже разумные) программы в человеческом обществе? Да и сами ученые не стесняются прибегать к помощи видеоигр — проводят интерактивные уроки в Half-Life: Alyx и используют EVE Online с ее сложной виртуальной экономикой для вполне реальных исследований.
Более того: сегодня наука как никогда близка всем. Мы живем в мире победившего (как минимум, во многих странах) информационного общества, когда доступ к практически безграничным знаниям можно получить, просто достав смартфон из кармана. Огромные библиотеки в любых форматах, учебные платформы с широким выбором курсов, форумы, где любой вопрос можно обсудить с профессионалами и любителями.
Предпочитаете читать? Рынок научно-популярной литературы сейчас чувствует себя просто отлично. О том, какие книги стоит почитать геймеру, мы попросили рассказать Владимира Обручева, начальника отдела ИТ-литературы, науки, права и спорта в издательстве «Бомбора»:
Из новых книг я бы посоветовал почитать книгу «Конец всего: 5 сценариев гибели Вселенной с точки зрения астрофизики» Кэти Мак, «Кому принадлежит будущее? Мир, где за информацию платить будут вам» отца виртуальной реальность Джарона Ланье и книгу «Будущее быстрее, чем вы думаете. Как технологии меняют бизнес, промышленность и нашу жизнь» Питера Диамандиса и Стивена Котлера.
Любите видеоформат? В Youtube десятки научно-популярных каналов. Авторы знаменитого на весь мир Kurzgesagt в коротких и красочно оформленных роликах доступно отвечают на самые разные научные вопросы. Можно ли загрузить свое сознание в компьютер, насколько сложно добывать ресурсы из астероидов, как будут выглядеть лунная и марсианская базы — знакомые для любого геймера темы, не правда ли? Многие ролики Kurzgesagt идут с русскими субтитрами, но если вы предпочитаете полностью отечественные каналы, то выбор также немал. «Физика от Побединского», которую ведет выпускник МФТИ Дмитрий Побединский, касается вопросов, волнующих физиков по всему миру: от путешествий со световой скоростью и до теории струн. «ПостНаука» проводит прямые эфиры с учеными и просветителями из разных областей — от физики и искусственного интеллекта до спорта и видеоигр. Авторы «Арзамаса» посвятили канал гуманитарным наукам, а GetAClass подойдет в том случае, если хочется заинтересовать наукой собственного ребенка или, например, младшего брата — видео наглядны и понятны даже школьнику.
Если смотреть и читать нет времени, то науку можно взять с собой в дорогу, скачав подкаст на смартфон. «Физики», несмотря на название, касаются самых разных вопросов, вплоть до развития медицины и социологии интернета. «Теория Большой Бороды» подойдет любителям космоса и астрофизики, а Naked Science стоит слушать, чтобы быть в курсе последних новостей науки. И, конечно, это далеко не все ресурсы — мы отобрали лишь несколько, которые, на наш взгляд, делают качественные материалы.
Свой вклад в знакомство с наукой внесет и проект Homo Science. Это целая платформа для любителей науки, на которой каждый найдет себе что-то по душе: интересные статьи, познавательные видео и тесты разного уровня сложности. Ученым и популяризаторам науки Homo Science предложит трибуну — возможность поделиться информацией с широкой аудиторией. Планы еще более амбициозные: со временем Homo Science станет виртуальным коворкингом и онлайн-лабораторией для ученых.
Что в этом интересного для нас, игроков? Можно увлекаться наукой для самообразования — здорово, например, в беседе с друзьями обронить, что авторы войны со Жнецами в трилогии Mass Effect явно вдохновлялись гипотезой «Великого фильтра», с помощью которой пытаются объяснить парадокс Ферми. Но дело не только в этом. Сегодня перед наукой стоят, возможно, самые сложные вызовы в ее истории: от загрязнения планеты и глобального потепления до риска истощения ресурсов и перенаселения планеты.
И чем больше людей будет занято решением этих проблем — тем лучше. Возможно, интерес к науке подтолкнет вас что-нибудь изменить в своей жизни — уделять больше внимания своему здоровью или, например, бережнее относиться к окружающей среде. А может вы заразите своим увлечением кого-то из младшего поколения — и через пару десятков лет он окажется среди молодых ученых.
А можно и самому внести посильный вклад. В последние десятилетия набирает популярность такое понятие, как «гражданская наука» (citizen science): увлеченные любители помогали ученым уже давно, но развитие информационных технологий позволило сделать помощь масштабной. Есть случаи, когда надо собрать большой объем информации в разных уголках планеты, а бывает, наоборот, требуется вручную каталогизировать большой объем собранной информации — и здесь не обойтись без помощи волонтеров. Один из множества примеров гражданской науки — проект Planet Hunters TESS, участники которого обрабатывают информацию с космического телескопа TESS в поисках экзопланет. Сюда же, кстати, относятся и распределенные вычисления: устанавливаем небольшую программу на ПК и, когда компьютер не занят основной работой, он будет использоваться для научных расчетов — например, для моделирования свертывания молекул белка в Folding@Home.
Такие исследования, кстати, хорошо поддаются геймификации. Знаменитую онлайн-игру EVE Online мы все знаем по грандиозным космическим битвам с участием тысяч человек, по громким историям дружбы и предательства. Но особенная гордость ее авторов — Project Discovery. Идея проста: прямо внутри EVE Online встраивается игра-головоломка, выполняя которую, игрок обрабатывает данные для определенной научной задачи. В Project Discovery прошло уже три этапа: игроки помогали классифицировать белки, искать
Подробнее о том, как EVE Online и другие игры помогают науке мы расскажем в отдельном материале, который будет доступен на сайте Homo Science. Также сегодня мы запускаем свой проект в поддержку Homo Science: в ближайшие недели на нем появятся научные ответы на интересные почти любому геймеру вопросы — как мы будем жить в 2077 году, на что способен искусственный интеллект, станем ли мы когда-нибудь киборгами, и почему до сих пор не встретили инопланетян. Также мы предложим вам пройти тест, попробовав отличить реальные достижения науки от фантастики, и поучаствовать в сборе знаний, получив шанс на реальные призы.
А также следите за Homo Science в социальных сетях: «Вконтакте», YouTube, Facebook и Instagram.