Оглавление

Не только Cyberpunk 2077: как компании удаляли игры из магазинов

Нарушение авторских прав, проблемы с лицензиями, война с платформодержателями и другие причины убрать товар с цифровой площадки

18 декабря CD Projekt RED объявила, что готова лично компенсировать затраты владельцам физических копий Cyberpunk 2077 для консолей PS4 и Xbox One. Компания также договорилась с платформодержателями по поводу возврата денег за игру в Microsoft Store и PSN, откуда ее временно удалили. Однако не стоит полагать, что раньше ничего подобного не происходило. Компании и издатели часто прибегают к подобной практике. И в каждом случае свои причины.

Too Human





В 2005 году компания Silicon Knights и Epic Games заключили эксклюзивное соглашение на создание игр на движке Unreal Engine 3. Лицензию на технологию покупали для разработки Too Human и других неанонсированных проектов. Спустя 2 года после подписания контракта Silicon Knights подала иск в суд. По их версии, Epic Games нарушила договор. Компания не только не смогла вовремя предоставить рабочую версию движка, но и не оказала должной поддержки (сотрудникам студии прислали неполную документацию).

В ответ Epic Games подала встречный иск, в котором обвинила Silicon Knights в нарушении авторских прав и контракта, а также в присвоении интеллектуальной собственности (студия создавала на основе UE3 свой движок). Кроме того, в компании заявили, что их партнеры знали о несовершенстве технологии и активной разработке недостающих функций.

В процессе судебных разбирательств Silicon Knights выпустила Too Human. Экшен-RPG появилась на Xbox 360 в августе 2008-го. Однако в 2012-м авторам пришлось отозвать игру из Xbox Marketplace (сейчас Microsoft Store), так как Silicon Knights проиграла дело Epic Games. Суд обязал разработчиков выплатить $4,45 млн, а также уничтожить всю продукцию, которая использовала движок UE3. Это коснулось Too Human, X-Men Destiny, The Sandman, The Box / Ritualyst и Siren in the Maelstrom (последние три игры не были анонсированы).

В 2019 году Microsoft повторно выпустила Too Human в Microsoft Store (компании принадлежат права на франшизу). Игра распространяется бесплатно и доступна по обратной совместимости с Xbox One.

Fortnite





В августе 2020 года произошел еще один конфликт с участием Epic Games. Компания запустила собственную платежную систему в Fortnite на платформах iOS и Android. Платформодержатели посчитали, что действия Epic Games нарушают правила сервисов (собственная платежная система позволила бы разработчикам не платить 30% комиссию с покупок). В результате и Google, и Apple удалили страницы игры со своих площадок, а Epic Games в ответ подала антимонопольные иски в суд. По версии авторов Fortnite, обе организации злоупотребляют положением и ограничивают честную конкуренцию на рынке (подробнее читайте в нашем материале).

Конфликт с участием трех сторон до сих пор не разрешен. За время разбирательств Apple угрожала удалить аккаунты сотрудников Epic Games и лишить их доступа к инструментам разработки (суд это запретил), а спустя время пообещала вдвое снизить комиссию для некоторых компаний. Судебные заседания продолжатся в марте 2021 года. На них же и решится, когда Fortnite вновь появится в App Store и Google Play.

Batman: Arkham Knight





PC-версия Batman: Arkham Knight прошла на старте примерно тот же путь, что и Cyberpunk 2077 на PS4. В день релиза игроки раскритиковали разработчиков за качество сборки, плохую оптимизацию и обилие багов. Спустя два дня издательство Warner Bros. отозвала игру из Steam. Компания извинилась за случившееся и пообещала вернуть Batman: Arkham Knight, когда версия для PC будет соответствовать внутренним стандартам.

Как оказалось, студия Rocksteady не занималась портированием игры. За перенос Arkham Knight на PC отвечала небольшая студия Iron Galaxy, у которой и раньше возникали проблемы при запуске проектов. Портал Kotaku утверждал, что издатель знал обо всех трудностях, но ничего не предпринял для их устранений.

28 октября 2015-го в Steam вернулась исправленная версия Batman Arkham Knight с функционалом и списком дополнений, как на консолях. В качестве компенсации владельцам игры раздали полные издания прошлых частей трилогии.

Grand Theft Auto





В январе 2020-го из Steam неожиданно исчезла GTA 4. Компания Rockstar долгое время не комментировала ситуацию. Когда спустя два месяца игра вернулась на площадку, разработчики объявили, что временно убрали радиостанции RamJam FM, Self-Actualization FM и Vice City FM. Они также вырезали устаревший сервис Games for Windows, а заодно многопользовательский режим и списки лидеров. Вместо этого в GTA 4 добавили достижения (всего 55), а самим игрокам бесплатно выдали дополнение Episodes from Liberty City, которое вошло в издание The Complete Edition.

Нечто подобное произошло и с GTA: Vice City в 2012 году. Тогда игру убрали из Steam из-за песни Майкла Джексона Wanna be Startin' Something. Как только композицию удалили, Vice City снова стала доступна для продажи.

Alan Wake





Проблемы с правами на музыку возникли и у финской студии Remedy. В мае 2017-го разработчикам пришлось убрать Alan Wake из магазинов. Предварительно создатели устроили распродажу, чтобы как можно больше людей смогли приобщиться к таинственной истории писателя перед исчезновением игры из цифровых сервисов на неизвестный период. В октябре 2018-го компания Microsoft, которая выступала издателем, договорилась с правообладателями. Alan Wake вернули в магазины, а чуть позднее Remedy получила полный пакет прав на франшизу. Персонажи вселенной уже появились в дополнении для Control и, вероятно, не в последний раз.

P.T.





До сих пор точно не известно, что произошло между Konami и геймдизайнером Хидео Кодзимой. По официальной версии компания отменила Silent Hills и удалила ее демоверсию под названием P.T., чтобы реорганизовать бизнес и взять курс на создание мобильных игр.

Однако есть и другая версия, согласно которой Кодзима изначально не собирался выпускать Silent Hills и продлевать контракт с Konami. Он сделал P.T., чтобы отомстить руководству компании, которое решило понизить его в должности и все внимание уделяло Хидэки Хаякаве, нынешнему президенту Konami Digital.

Так или иначе, игру убрали из PSN. Сегодня ее можно запустить только на консолях PS4 (при условии, если она была скачана до удаления из сервиса).

Hatred





Удалить хотели и шутер польской студии Destructive Creations. Сотрудник Valve убрал игру из Steam Greenlight после изучения многочисленных жалоб от пользователей площадки. По их мнению, Hatred выглядела чрезмерно жестокой.

«Хотя такие игры, как Postal и Manhunt все еще доступны для покупки, мы уважаем решение Valve. Тем не менее оно никак не повлияет ни на разработку, ни на наше видение или геймплей. Мы планируем выпустить Hatred во втором квартале 2015 года», — говорили разработчики Eurogamer.

Спустя два дня глава Valve Гейб Ньюэлл вмешался в ситуацию. Он разобрался в случившемся и написал письмо создателям, в котором извинился за произошедшее. Hatred снова появилась в Steam, а 1 июня 2015-го игра официально вышла на платформе.

Deadpool





Совсем другая история приключилась с Deadpool. Издательство Activision выпустило игру в июне 2013 года на PC, PS3 и Xbox 360. Однако уже 1 января 2014-го Deadpool пропала из всех цифровых сервисов без объяснения причин. Тогда же исчезли и другие игры Activision по «Людям Икс» и «Человеку-пауку». Вероятной причиной назывались истекшие лицензионные соглашения, заключенные с Marvel, хотя сама компания никак не комментировала ситуацию.

В ноябре 2015-го — за полгода до премьеры одноименного фильма с Райаном Рейнольдсом в главной роли — Deadpool вернулась на цифровые площадки. К привычному списку платформ добавились PS4 и Xbox One. Однако спустя два года игра снова исчезла и с тех пор больше не появлялась в продаже.

Marvel vs. Capcom





Проблемы с лицензиями Marvel возникали не только у крупных издателей. Компания Capcom с 1996 года выпускала файтинги, в которых сталкивала персонажей комиксов и культовых бойцов собственной серии. Однако в 2000 году разработчики лишились лицензии и лишь в 2010-м заключили новое соглашение. Они перенесли прошлые части на консоли PS3 и Xbox 360 и выпустили продолжение — Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds.

Впрочем, и это сотрудничество оказалось недолгим. В 2013 году японская компания вновь потеряла права на игру, из-за чего все серия исчезла из цифровых сервисов. Причиной тому стала смена политики Disney, которая к тому моменту купила Marvel и хотела самостоятельно заниматься продвижением игр.

Третий этап отношений между Marvel и Capcom начался в 2016 году. Новым проектом студии стал Marvel vs. Capcom: Infinite, к которому по-прежнему выходят обновления и платные DLC.

No One Lives Forever





Судьба шпионской серии No One Lives Forever до сих пор под вопросов из-за юридической путаницы. Спустя 20 лет после выхода первой части разработчики из студии Nightdive не могут разобраться, кому принадлежат права на игры Monolith Productions. Все дело в том, что в разные периоды существования студия меняла то издателей, то собственников. Сейчас права на No One Lives Forever поделены между Activision и кинообъединением «Студия Двадцатый век» (принадлежит Disney). Однако обе компании не могут договориться, из-за чего дилогия по-прежнему находится вне цифровых сервисов.

Devotion





Тайваньская студия Red Candle Games столкнулась с трудностями другого уровня. Психологический хоррор Devotion понравится поклонникам жанра атмосферой, эстетикой и смесью местной культуры и фольклора. Вот только поиграть в него на PC не получится. Игру удалили из Steam после многочисленных жалоб от китайских пользователей.

Причиной тому стал амулет на стене, на котором было написано «Си Цзиньпин, Винни-Пух» (за пределами Китая главу КНР в шутку сравнивают с героем Disney, внутри страны этот мем запрещен). На амулете также было написано оскорбление в адрес матери лидера Поднебесной. И хотя разработчики оперативно исправили надписи и извинились за случившееся, подобное не прошло мимо китайского правительства.

В конце 2020 года Devotion должна была появиться и в GOG, но сервис в последний момент отказал авторам из-за многочисленных сообщений от игроков. В сети полагают, что здесь также свою роль сыграли пользователи из Китая.

Сегодня разработчики и издатели напрямую зависят от площадок и платформ, вокруг которых собирают миллионы игроков. Пропасть с одной из них — значит, лишиться огромного источника доходов. Но для того, чтобы исчезнуть, не нужно особо стараться. Достаточно одного просроченного контракта на музыку или потери лицензии на использование персонажа. Качество игры — далеко не всегда повод, иначе судьба Cyberpunk 2077 постигла бы и другие консольные игры, чье техническое состояние на запуске оставляло желать лучшего. Но о них как-нибудь в другой раз.

Обсудить