Оглавление

Не только Silent Hill: Игровые хорроры, которым давно нужен сиквел

Alan Wake, F.E.A.R., Alien: Isolation и другие — вспоминаем крутые survival хорроры. У некоторых из них есть реальный шанс получить продолжение.

Последние несколько лет игровое сообщество бредит продолжением Silent Hill. Konami анонсировала новую часть серии в 2014 году, доверив ее Хидео Кодзиме, но потом вдруг поссорилась с легендарным геймдизайнером и свернула разработку. Отмену проекта японскому издательству не могут простить до сих пор. Уж слишком хороши были планы Кодзимы и первая презентация игры. Помимо Silent Hill, есть ряд survival хорроров, которые тоже давно заслуживают продолжения. Вот некоторые из них.

Alan Wake





Remedy Entertainment делала Alan Wake мучительно долго: игру впервые представили в 2005 году, а выпустили только в 2010-м. Поначалу Alan Wake позиционировалась как ужастик в открытом мире, но выяснилось, что на большой, свободной для перемещения карте направлять игроков по сюжету очень трудно. Еще сложнее — их напугать. А ведь это Remedy хотела больше всего. В итоге разработчики «утрамбовали» концепт Alan Wake в коридорный, но насыщенный событиями хоррор-боевик. Получилось неплохо.

Alan Wake развлекала не столько геймплеем (он был довольно однотипный), сколько красивыми и атмосферными локациями, хорошей музыкой, интересными персонажами и увлекательной историей. Сэм Лэйк, режиссер и сценарист Alan Wake, цитировал и даже копировал Стивена Кинга, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча (иногда одновременно). Кроме них — «Сумеречную зону», «Секретные материалы», LOST и бог весть что еще. Искать отсылки и подмигивания было одним из главных развлечений во время прохождения.

Сиквел Alan Wake ждут до сих пор. Издававшая игру Microsoft надеялась, что финская разработка станет очередным флагманом Xbox, как Halo и Gears of War. Но продажи оказались так себе. Финансировать вторую часть Microsoft не решилась. В 2019-ом права на Alan Wake вернулись к Remedy Entertainment. Финны загадочно молчат о потенциальном продолжении, хотя уже успели упомянуть Алана Уэйка в своем хитовом боевике Control и выпустить ремастер оригинальной игры. Такая активность вполне может предшествовать долгожданному анонсу Alan Wake 2.

F.E.A.R.





F.E.A.R. была первоклассным боевиком. С поразительно умными врагами, динамичным экшеном, классными спецэффектами и возможностью зрелищно замедлять время. А еще игра Monolith пугала до чертиков. Разработчики не стеснялись постоянно использовать скримеры (привет, Альма!) и давить на нервы параноидальной, неуютной атмосферой. В сумме получился эдакий «Звонок» в стиле Джона Ву — кинематографичный экшен-хоррор. Таких игр не хватало тогда, в 2005-ом, и уж точно недостает сегодня.

F.E.A.R. 2: Project Origin объективно не дотягивала до оригинала. Игра все еще была атмосферной, но ощущалась не так свежо. Да и экшен, как это часто бывает, в сиквеле стал перевешивать хоррор. F.E.A.R. 3 вообще отдали на сторону, и она получилась еще хуже второй части. Оценки каждой новой игры серии шли по нисходящей, а вместе с ними и продажи. Сегодня F.E.A.R. считается завершенной трилогией. О продолжении нет ни слухов, ни намеков. Monolith Productions давно не та, что раньше — студия пережила череду увольнений и реорганизацию. Сейчас она занята серией экшенов Middle-earth и развитием своей игровой системы Nemesis.

Правами на F.E.A.R. владеет Warner Bros., которая очень осторожно вкладывается в игровое направление. К сожалению, нет оснований полагать, что держатели прав заинтересованы в продолжении, перезапуске или хотя бы переиздании F.E.A.R..

Dino Crisis





Dino Crisis — подзабытый ужастик эпохи первой PlayStation от Синдзи Миками, «отца» Resident Evil. Собственно, оригинальная Dino Crisis очень смахивала на Resident Evil: игроки исследовали запутанные уровни в поисках кодов и ключ-карт, смешивали различные ингредиенты для получения лекарств и боеприпасов, читали сюжетные заметки и старались не погибнуть, сражаясь с врагами. Только вместо загадочного особняка в Dino Crisis герои оказывались в секретной военно-научной лаборатории на отдаленном острове, а вместо зомби противниками были динозавры.

Capcom пыталась дистанцировать Dino Crisis от Resident Evil и даже относила игру к новому жанру: «Panic Horror». Разработчики подчеркивали, что Dino Crisis подразумевает иной тип страха — динозавры куда быстрее зомби и способны преследовать игрока из локации в локацию, вызывая панический ужас. Однако название нового жанра не закрепилось. Dino Crisis вошла в историю как очередной survival хоррор, игроки же нередко упоминали ее просто как «Resident Evil с динозаврами».



Dino Crisis 2 была уже больше про экшен и приключения. Действия в основном разворачивались в джунглях, уровни заливал солнечный свет, а хоррор-эпизодов стало гораздо меньше. Как и ассоциаций с Resident Evil. Игра понравилась геймерам, получила хорошие оценки и со временем превратилась в классику. А вот с Dino Crisis 3 не задалось. В третьей части разработчики кардинально сменили сеттинг и перенесли события в далекое будущее на космический корабль. У игры был неплохой дизайн, интересные боссы и хорошая графика, но все достоинства перечеркивали плохое управление, неудобная 3D-карта локаций и ужасная камера («Худшая камера в истории видеоигр!» — жаловался популярный игровой сайт IGN). В этот раз оценки едва дотягивали до средних. Dino Crisis 3 так всех разочаровала, что Capcom решила завершить серию и больше о ней не вспоминала.

В 2020-м бывшие сотрудники расформированной Capcom Vancouver признавались, что их подразделение какое-то время питчило новую Dino Crisis, но Capcom зарубила наработки команды, сославшись на то, что продолжение или ремейк потребуют слишком больших вложений. Очевидно, издательство сомневается в рентабельности серии. На возрождение Dino Crisis в обозримом будущем мы бы рассчитывать не стали.

Alien: Isolation





В 2014 году английская Creative Assembly, известная по серии популярных глобальных стратегий Total War, неожиданно для всех выпустила один из лучших игровых ужастиков в истории и, возможно, лучшую игру про Чужого — Alien: Isolation. Проект вышел очень вовремя — в жанре стали модными survival хорроры с видом от первого лица, а многие фанаты, разочарованные посредственным шутером Aliens: Colonial Marines и радикальным кино-приквелом «Прометей», все еще надеялись получить что-нибудь классное про культового ксеноморфа.

Формула успеха Alien: Isolation оказалась простой: Creative Assembly воссоздала атмосферу, канон и правила мира «Чужого». В отличии от других разработчиков англичане не заставляли игроков выкашивать ксеноморфов целыми пачками. Это всегда противоречило основной концепции кинофраншизы, которая заключалась в том, что инопланетное существо практически неуязвимо. Вспомните, с какими трудностями убивали даже одного монстра в фильмах. В Alien: Isolation Чужой — безжалостное, жуткое, свирепое и, самое главное, смертоносное создание. Вокруг неуязвимости Чужого Creative Assembly выстроила весь геймдизайн. Как результат — при встрече с ним у игроков вырабатывался рефлекторный ужас. Бежать, спасаться, прятаться, выживать — действовать приходилось натурально на инстинктах. Лучшую адаптацию фильма Ридли Скотта представить сложно.

Подавляющее большинство игровых хорроров плохо продается, даже если в их основе известный бренд. Вот и Alien: Isolation не стала бестселлером. Спустя полгода после релиза SEGA отчиталась, что игру Creative Assembly купили 2 миллиона раз. Издатель оценил продажи как «слабые». С тех пор Alien: Isolation 2 под вопросом. Весной 2021 года промелькнул слух, что вторая часть находится на стадии продумывания концепции и подбора разработчиков. С определенной долей вероятности Creative Assembly заниматься сиквелом не будет. Впрочем, эта информация пока не нашла подтверждения.

Dead Space





Финал Dead Space 3 был открытым и явно намекал на продолжение. У Visceral Games действительно были планы на Dead Space 4. Студия хотела рассказать о происхождении некроморфов, позволить улучшать собственный космический корабль и собирать на нем выживших, сделать упор на крафт и кастомизацию оружия, а также добавить в прохождение больше вариативности. По крайней мере, игрок бы сам решал, в какой последовательности исследовать игровые зоны.

Однако реальность была такова, что каждая новая часть Dead Space становилась для Electronic Arts все дороже, а продавалась все хуже. После третьей части EA решила заморозить серию. В октябре 2017 года Visceral Games расформировали, и надежда получить продолжение Dead Space практически исчезла. В итоге Electronic Arts все-таки вернулась к франшизе: уже какое-то время одно из ее подразделений занимается масштабным ремейком первой части, который обещает сохранить лучшие особенности оригинала, но стать красивее, удобней и современней.

Ремейк — неплохое утешение для фанатов серии. И все же многие предпочли бы увидеть Dead Space 4, а не перепев первой части, которая на самом деле даже по прошествии лет неплохо выглядит и играется. Но как знать, может быть, успех ремейка подтолкнет Electronic Arts профинансировать полноценное продолжение.

Alone in the Dark





Считается, что именно Alone in the Dark от французской Infogrames была первым трехмерным хоррором. У игры даже есть соответствующая награда от «Книги рекордов Гиннеса». Фиксированная в разных точках локаций камера, мудреные головоломки, менеджмент инвентаря, частично нелинейное изучение уровней, передвижение игровых объектов, битвы с монстрами, чтение сюжетных записок — в 1992-м Alone in the Dark задала стандарты и механики жанра, многие из которых все еще актуальны. Вышедшая через четыре года Resident Evil копировала основные элементы Alone in the Dark, и японские разработчики не скрывали, что вдохновлялись французской игрой.

Пик популярности Alone in the Dark пришелся на середину девяностых, но в новом веке жанр в большей степени ассоциировался с перехватившими лидерство конкурентами — Silent Hill или той же Resident Evil. В 2008-м франшизу перезапустили — переосмыслением классики занималась Eden Games, прежде известная по гоночной серии Test Drive. У нее получился кинематографичный и довольно изобретательный survival horror, в котором смелые и интересные механики соседствовали с неуклюжими и откровенно нелепыми. Проект получил смешанные отзывы: критики хвалили разработчиков за старания, однако упрекали в чрезмерном стремлении соригинальничать и переизобрести жанр survival хорроров. Игра отличалась от большинства игровых ужастиков, но очень далеко ушла и от своего предка — от Alone in the Dark здесь осталось только название.

Продажи Alone in the Dark образца 2008 года оказались сносными. За первый месяц игра разошлась тиражом в 1,2 миллиона копий. Для примера, чтобы достичь этой цифры Dead Space понадобилась почти 6 месяцев. Однако зеленый свет продолжению никто не дал. На время про Alone in the Dark вновь забыли. В 2015 к франшизе попыталась подступиться малоизвестная студия Pure FPS, которая выпустила кооперативный экшен Alone in the Dark: Illumination. Он оказался ужасного качества и был уничтожен критикой.

Несмотря на все неудачи, будущее культовой серии вовсе не безнадежно. В 2018 году права на Alone in the Dark выкупило издательство THQ Nordic, которое владеет целым портфелем классических тайтлов и постоянно анонсирует продолжения старых хитов. Последние важные анонсы случились совсем недавно — в сентябре 2021 года THQ Nordic представила широкой публике Jagged Alliance 3, Outcast 2: A New Beginning и Destroy All Humans! 2. Мы уверены, новая Alone in the Dark станет одним из главных будущих анонсов издательства.

Обсудить