Не выходи из комнаты: что происходит с игровыми конференциями и что их ждет
Организаторы российских и международных мероприятий — о том, как жили в эпоху коронавируса, перестраивали бизнес, решали проблемы и искали новые форматы
Пандемия COVID-19 изменила индустрию развлечений. Пока игровые студии отчитывались об очередной рекордной прибыли в квартале, профильные конференций для разработчиков боролись за выживание. PLAYER ONE попросил организаторов White Nights, DevGAMM и Devcom (мероприятие для разработчиков, проходит параллельно с Gamescom) рассказать, как им живется в эпоху коронавируса и что ждет их индустрию в будущем.
Лерика Маллаева, основательница и управляющий директор DevGAMM
Очень хорошо помним период, когда весь мир переходил на карантин. Наша конференция DevGAMM Moscow была запланирована на середину мая, а уже в начале марта, сразу после отмены GDC, мы поняли — нас это тоже ждет. И моментально начали прорабатывать план перехода в онлайн. Мы изучали платформы, придумывали, как переносить различные форматы из реального мира в виртуальный, смотрели, что делают конкуренты, и «изобрели свой велосипед».
Так получилось, что мы не делали свою платформу. Мы запартнерились с PINE и помогали им фидбеком по ходу разработки на каждом шагу. Некоторые фичи были разработаны специально под нас, а некоторые дизайнила наша команда, и сейчас их используют многие другие ивенты.
Проблемы на первом этапе? Планирование. Мы не понимали, сколько людей будет участвовать, как они будут взаимодействовать с мероприятием. У компаний-спонсоров было много вопросов по поводу пользы нового формата. Приходилось в очень сжатые сроки разбираться, как работает платформа для онлайн-мероприятий и в чем ее ценность, чтобы объяснять это другим.
С перестроением процессов вообще не возникло трудностей. У нас международная команда — ребята работают из 5 разных стран. Мы всегда работали удаленно, поэтому рабочие процессы вообще никак не поменялись. Тяжело было только работать в условиях постоянной неопределенности и полностью с нуля переизобретать мероприятие.
Мы постоянно меняли форматы. За 2020-й провели 6 мероприятий. Это был год экспериментов: мы пробовали, ошибались, делали выводы. У нас был вариант мероприятия с очень сжатой программой на два дня: 5-6 потоков докладов с 11 до 18 часов. В следующий раз мы растянули все на две недели с лекциями всего по 4 часа в день. Еще делали истории про найм, общение с менторами. Некоторые активности, например, Public Pitch (выступление разработчиков перед издателями и инвесторами, после чего эксперты советовали, как можно улучшить презентацию — Прим. ред.) и Speed Game Dating (трехминутные встречи издателей и разработчиков для установления контакта — Прим. ред.), меняли свою форму три раза под каждое мероприятие.
Зато стало гораздо проще работать со спикерами — теперь мы не зависим от перелетов, виз и других факторов. Расширилась география, тематика, и мы увидели, как иначе аудитория взаимодействует с контентом, стали еще больше подстраиваться под ее потребности. А вот подтягивать партнеров и спонсоров, да и в целом зарабатывать стало труднее. Особенно в прошлом году, когда онлайн-формат еще был незнаком и не зарекомендовал себя.
Другая сложность — понять, чего хотят участники конференций. Иногда кажется, что они сами не знают. На каждое мероприятие мы получаем абсолютно противоположные отзывы — есть те, кому не нравится платформа, которую мы используем, другие пишут, что были на множестве других ивентов и лучше платформы не видели. Кому-то хочется, чтобы онлайн-мероприятие шло целый день, а кому-то удобнее выделить всего пару часов. Все зависит от опыта и ожиданий каждого конкретного участника. Но все сходятся в одном — желании снова побывать на живых мероприятиях.
Изменилась ли в целом аудитория DevGAMM? Конечно. Есть участники, которые вообще не признают онлайн-ивенты и готовы посещать только офлайн. С другой стороны, у нас появилось гораздо больше иностранных участников, которые раньше не могли к нам доехать. У каждого из форматов есть свои плюсы и минусы. Однако специфика онлайна такова, что вовлекать аудиторию стало сложнее.
Иногда заранее зарегистрировавшиеся участники не доходят до каких-то активностей или встреч даже после нескольких напоминаний, приглашений в календарь и прочих пингов. Причина проста: когда ты идешь на мероприятие физически, ты полностью отключаешься от других дел.
В онлайне тебя отвлекает все подряд — клик, и ты на другой вкладке, уже не так вовлечен в ивент. И человека здесь вообще не беспокоит, платил он или нет.
С массовым переходом в онлайн цены на билеты стали ниже. Не только у DevGAMM, но вообще везде. Аудитория не готова платить за онлайн так же, как за офлайн. Многие мероприятия добавили бесплатные билеты, потому что люди не готовы платить только за контент. Нужны способы привлекать большую аудиторию.
Во всей этой ситуации неизменным остались только люди, которые делают эти мероприятия и горят своим делом. С переходом в онлайн конкуренции не стало меньше, да и задачи особо не поменялись: если хочешь выделяться, нужно делать хороший контент и полезные форматы.
Сегодня сложностей не меньше, чем год назад. Многие компании и участники все еще не понимают, как эффективно посещать онлайн-мероприятия. А еще непонятная ситуация с офлайном. Ты начинаешь планировать что-то большое, а потом тебя отменяют меньше чем за сутки, как это было с фестивалем «Дикая Мята». Очень хочется стабильности.
Как онлайн и офлайн конференции будут существовать друг с другом? Да они и раньше существовали отлично, просто теперь онлайна стало больше. Многие перейдут на гибридные модели, чтобы не потерять наработанную за последние полтора года аудиторию в онлайне и вернуть свою лояльную аудиторию офлайна.
До конца года DevGAMM проведет еще две конференции. В сентябре мы наконец-то попробуем организовать живой ивент в Москве. Конечно, ввиду ограничений это будет урезанный формат. Но мы постараемся наполнить его контентом, нетворкингом и новыми играми по максимуму.
В ноябре пройдет главная онлайн-конференция года – DevGAMM Fall. Здесь мы используем весь накопленный за полтора года опыт удаленного участия: будут лучшие игровые активности, спикеры со всего мира, а еще наш любимый конкурс DevGAMM Awards. Главный бонус — часть билетов будет бесплатной.
Юлия Лебедева, исполнительный директор и партнер WN Media Group
WN Amsterdam’20 в январе стала нашей последней офлайн-конференцией перед локдауном. На тот момент в планах было много ивентов: следующим должен был стать апрельский CEO Summit в Барселоне — я уже выбрала для него шикарный гольф-клуб (мероприятие проводится для топ-менеджеров игровых компаний и издательств — Прим. ред.), а 18 марта мы перевели всю команду на удаленку и поняли, что наступила новая реальность.
Многим вокруг было тяжело это принять: участники наших конференций ждали, что вот-вот — и все вернется. Но мы решили сфокусироваться на онлайне. Более того, нам было очень важно выпустить свой продукт и сделать это раньше остальных. Мы стартовали с онлайн-платформой WN Hub 22 апреля. Тогда же провели первый ивент — это была неделя выступлений спикеров, презентации нашей интерактивной экспо и нетворкинга для 4 000 человек из индустрии. Но это было лишь началом.
С того момента мы организовали 30 мероприятий (треть пришлась на партнеров, которые воспользовались нашей платформой), а наши ивенты суммарно посетили 30 000 участников.
Когда мы только переходили в онлайн и меняли продукт, у нас уже была своя система назначения встреч. Это помогло начать не с нуля, хотя все равно пришлось все переделать: менять профили пользователей и компаний, тестить нетворкинг-инструменты, запускать несколько видов чатов, придумывать брендинг для спонсоров, внедрять видеозвонки, делать интерактивную карту-экспо, учиться стримить выступления спикеров.
Самым сложным было, пожалуй, перестать пытаться переносить опыт офлайна в онлайн в чистом виде.
С внутренними перестановками проблем не возникло. Помогло то, что буквально за несколько месяцев до удаленки мы перешли на удобный таск-трекер и многое документировали. Мы всегда были больше IT-компанией, нежели ивент-агентством, поэтому переход на удаленку прошел относительно спокойно.
Нас слегка качало во время брейнштормов относительно того, как WN должна проходить в онлайне: было слишком много разных идей и на тот момент было совсем непонятно, какие из них правильные. С самого начала надо было представить в голове, как должна выглядеть и работать онлайн-конференция. Разрозненные инструменты не подходили, потому что мы понимали: все должно быть собрано в одном месте. И это оказалось непросто.
У WN всегда была одна концепция — дать людям из индустрии продуктивно пообщаться, познакомиться с новыми игроками рынка со всего мира, послушать лекции и задать вопросы спикерам после выступлений. А вот спонсорские опции и виды билетов мы корректировали в процессе. С самого начала мы брали в работу все идеи, которые нам подсказывали участники. В их привлечении у нас не возникло проблем: люди соскучились по нетворкингу и хлынули сразу, как только мы анонсировали WN Hub Launch Week.
Со спонсорами оказалось сложнее. Главным образом потому, что нам было трудно объяснить на пальцах, как все в итоге будет выглядеть и работать. Здесь нам помог прокачанный бренд: партнеры знали, что мы умеем делать хорошие бизнес-мероприятия, и поверили, что онлайн этому не помешает.
Мы научились зарабатывать везде. И онлайн не исключение, хотя поначалу пришлось трудно. Нам было непросто нащупать правильную ценовую политику: психологически проще платить за стенд, который ты можешь потрогать, чем за нарисованный домик на карте на сайте.
Кроме того, подсознательно спонсоры ожидают более широких охватов в онлайне. Например, если мы печатаем баннер и размещаем его на офлайн-конференции, спонсора интересует только общее количество участников — оно по умолчанию равно количеству контактов с брендом. И в этом случае тысяча целевых людей считается очень достойной цифрой. Но что такое тысяча показов для классического онлайн-баннера? Тут важно понимать, что мы собираем целевую бизнес-аудиторию на платформе и показываем баннер именно ей. Вот такие нюансы порой тяжело донести до партнеров.
Сейчас мы стараемся идти от задач спонсора, предлагая новые форматы. Например, мы можем собрать нужную аудиторию под конкретную компанию, помогая ей тем самым собрать лидов. Однако рост доходов организаторов мероприятий можно ожидать при переходе на гибридные модели, то есть при возвращении офлайна хотя бы частично.
С переходом в онлайн борьба за внимание и время человека на конференции перешла на новый уровень, потому что об онлайн-мероприятии очень просто забыть. Уровень вовлечения в онлайн сильно ниже: параллельно идет работа, а когда работаешь из дома, так еще часто рядом семья, кот, собака — когда уж тут лекции смотреть!
Кроме того, элемент случайного общения в онлайне практически исчез. Теперь нельзя столкнуться с кем-то на кофе-брейке или познакомиться на вечеринке. Мы продолжаем тестировать разные форматы онлайн-нетворкинга, но пока есть ощущение, что все равно с офлайном ничего не сравнится.
Аудитория изменилась не в качестве, а в количестве. Например, онлайн открыл двери тем, кто долго не мог приехать на конференцию физически. Бесплатные билеты дали возможность новичкам увидеть, что такое WN. Ценовая политика для участников изменилась частично. Например, мы добавили бесплатные билеты, которые дают возможность смотреть все лекции в онлайне, общаться со спонсорами и спикерами в чатах, общаться в общем чате со всей аудиторией конференции. Это актуально для разработчиков игр, которые ищут паблишеров, инвестиции, и идут на конференцию, чтобы показать свою игру и послушать интересные доклады, узнать эксклюзивную инфу из первых уст и задать вопросы.
После 2020 года кажется, что никакие сложности уже не сложности, а так, мелочи жизни. Сейчас главная задача — оставаться эффективным бизнес-мероприятием, совершенствовать онлайн-платформу, тестировать новые форматы, чтобы участникам было удобно назначать встречи и чтобы эти встречи действительно проходили. Трудности возникают разве что с неопределенностью насчет офлайна: ограничения то снимают, то вводят новые, очень тяжело планировать что-то в таком режиме.
Я считаю, что после снятия всех ограничений мероприятия сохранят гибридную форму, то есть у офлайн-участников останется возможность взаимодействовать и в онлайне тоже. Люди очень соскучились по офлайну, поэтому сначала будет действовать отложенный спрос — мы это заметили при подготовке WN St. Petersburg’21, которую провели в Питере 9-10 июля.
Нико Баллетта, руководитель программы Devcom
Моя коллега Руфина (Руфина Генкова, глава отдела продаж Devcom — Прим. ред.) и я были в рабочей поездке, которая на долгое время стала для нас последней. Тогда мы еще даже не подозревали, насколько все серьезно. Помню, как мы стояли с утра перед отелем и обсуждали, стоит ли отменить командировку в Сан-Франциско, которая должна была состояться через две недели. Ну а дальше события развивались стремительно: карантин, ограничения на перемещения внутри и между странами и многое другое.
Для нас как организаторов самая большая проблема заключалась в общей неопределенности со всех сторон. Мир как будто бы замедлился. Люди реже отвечали на письма или сообщения в мессенджерах. Всем было попросту не до тебя. Я понимал, здесь нет злого умысла, но легче от этого не становилось — время-то уходило.
Нам пришлось работать над тремя разными концепциями одновременно: обычная в помещении, гибридная и цифровая. У нас был огромный опыт в организации мероприятий в реальном мире, поэтому поначалу мы думали о том, что можем перенести в виртуальную среду с учетом того, как участники будут потреблять контент из дома. Затем мы начали искать инструменты, которые соответствуют базовым потребностям. Оказалось, что далеко не все наши идеи работают на практике. Но тут пока не попробуешь — не узнаешь.
Хотя большинство наших партнеров и участников были открыты к новому опыту, были и те, кто колебался. И я не могу их винить. Есть множество факторов, которые играют большую роль. Когда ввели карантин по всей Европе, люди принялись решать собственные проблемы — например, готовить команды к работе из дома, сводя простои к минимуму. Чем больше студия и проект, тем больше задач. В то время участие в мероприятиях попросту было не в приоритете.
Что касается подготовки программы конференции, некоторые участники прямо сказали мне, что им некомфортно выступать из дома, и я уважаю их решение. Однако большинство было не против. Многим понравилась идея с переходом на цифровой формат, учитывая, что для некоторых это был вообще единственный шанс поучаствовать в профильной конференции.
Польза от онлайн-мероприятий зависит от того, чем вы занимаетесь, какие ставите перед собой задачи и сможете ли вы их выполнить. Не все одинаково получают выгоду от виртуального формата, кто-то хотел бы оказаться на конференции лично, как в старые добрые времена. И было бы странно отрицать, что общение по сети способно заменить личные встречи. С точки зрения появления новых контактов, конференции много давали участникам. Разговоры между сессиями или встречами, на вечеринках или посиделках — мы все по этому скучаем. В виртуальном пространстве все куда более упорядочено. Все, что вы делаете, преследует конкретную цель. Практически ничего не происходит спонтанно.
Если говорить о деньгах, то тут двоякая ситуация. Да, вы меньше зарабатываете, но и тратите тоже меньше. Вместо того, чтобы платить за выставочную площадь, вы теперь платите за сервис и инструментарий. Выставочные стенды дешевле, но их и не нужно строить. А вот аренда — другое дело. Возможно, вам придется платить не за физическое пространство, а за функционал. Цены на билеты ниже для онлайна, и это означает, что вам придется отбивать стоимость большим числом участников. Низкий порог вхождения упрощает задачу.
Целые команды участников, которые раньше не могли позволить себе поездку, теперь могут легко посещать конференции, где бы они ни находились. И им не нужно тратить месячный бюджет студии. Если вы были на GDC, Devcom или Gamescom в Кельне, вы знаете, какие там цены. И я говорю не только о стоимости билетов или стендов. Перелеты, проживание, еда — все это тоже нужно учитывать.
Сегодня некоторые конференции используют модель пожертвований. В начале 2021 года мы организовали саммит «Призыв к переменам» — двухдневное онлайн-мероприятие, посвященное охране труда: социальному разнообразию, вовлеченности в индустрию, ее доступности и психологически комфортным условиям работы. Мы хотели сделать его открытым для всех, поэтому решили не продавать билеты. Само мероприятие финансировалось исключительно нашими партнерами.
Во всей этой ситуации неизменной для нас осталась организационная работа. Вам все еще нужно договариваться со спонсорами, участниками, спикерами, составлять расписание, находить волонтеров, которые будут помогать по ходу мероприятия. Работы меньше не стало, просто масштаб другой.
Взять хотя бы программу. Вы составляете ее из заранее записанных сессий, живых выступлений или и того, и другого сразу? А как насчет сессий вопросов и ответов? А как быть с часовыми поясами? Раньше на конференции тебя это не заботило, ведь все было в одном месте. Теперь это нельзя не учитывать. Ты по-прежнему заботишься о сотнях людей, у которых свои пожелания и потребности. Разница лишь в том, что теперь вы всегда общаетесь в онлайне.
Сложно ли стало конкурировать? Не люблю в таком ключе. До пандемии существовали десятки локальных и международных конференций. У каждого из них своя целевая аудитория, благодаря которой они и существуют. Я предпочитаю думать о других мероприятиях, как о партнерах, которые преследуют ту же цель, что и ты, и это идет на пользу индустрии. Мы можем многому научиться друг у друга, чтобы стать лучше в долгосрочной перспективе.
Наша работа — создавать ценный продукт для аудитории, а не кричать на каждом углу, какие мы замечательные.
Поэтому мы сместили фокус с одного большого мероприятия, которое раньше проводилось раз в год, в сторону регулярных саммитов, мастер-классов, подкастов и еженедельных шоу на Twitch.
Единственная проблема для меня сегодня — усталость от Интернета. Людям просто не терпится снова встретиться лично. Я не исключение. Однако еще не время. Возвращаться к той жизни, что мы считали нормальной до пандемии, было бы преждевременно и безответственно. Мы прошли длинный путь. Не хочется все испортить. С нетерпением жду нашей конференции разработчиков Devcom в августе.