Оглавление

Когда мнения разделяются

Самые неоднозначные видеоигры последних лет

В наше время провал или успех игры виден сразу — как по статьям и видеорецензиям, так и по комментариям на форумах и в «Стиме». Обычно все отзывы делятся на две группы — тотальное большинство и скромное меньшинство, представители которого выражают альтернативное мнение. Между тем, периодически выходят игры, которые делят сообщество журналистов, блогеров и простых пользователей на два примерно одинаковых по количеству людей лагеря, которые не принимают противоположную точку зрения. Вот о таких спорных проектах мы поговорим в этой статье.

Assassin`s Creed (2007)



Не будем уходить далеко в прошлое, а начнем с первой части Assassin`s Creed. Сегодня игры этой серии ругают за однообразие и отсутствие свежих идей, но к оригиналу 2007-го года претензии были совершенно другие. Он оказался чудовищно однообразным. В то время Ubisoft вместо полноценных игр продавали голые механики, и оригинальный «Ассасин» оказался первой ласточкой этого странного решения. Задания постоянно повторялись, причем не менялся ни геймплей, ни сложность, ни даже текст, который проговаривали NPC. Сложно представить человека, который бы оказался в восторге от такого геймдизайна. Но поклонники у оригинального Assassin`s Creed все же нашлись. Этих людей привлекли другие факторы игры — историческая достоверность, боевая система, качественный стелс, паркур, красивый открытый мир и атмосфера нефэнтезийного Средневековья. Именно они простили игре ее однообразие. Остальные же объявляли проект главным провалом года.



Fallout 3 (2008)



Большая часть игр из этой подборки — продолжение хитов прошлых лет. В случае с сиквелом известного проекта разработчики всегда стоят перед выбором — ориентироваться на новую публику или угождать старой. В случае с Fallout 3 попытались умаслить сразу всех. Здесь есть классический стиль ранних частей серии, вариативность, S.P.E.C.I.A.L., джаз и даже некоторая излишняя жестокость окружающего мира. При этом в игре появился V.A.T.S., который стал альтернативой пошаговым боям и вид от первого лица. Новички с удовольствием изучили Столичную пустошь и остались от игры в полном восторге. А вот фанатам оригинальной дилогии этого показалось мало — они хотели, чтобы третья часть серии была больше похожа на первые две. Поначалу в этой ситуации винили неблагодарных олдфагов, но через два года выяснилось, что дело не в них — New Vegas, который базировался на механике Fallout 3, понравился чуть ли не всем.



Risen (2009)



Risen — яркий пример противоположного подхода к созданию сиквелов. Если Fallout 3 поменял концепцию первых двух частей, то разработчики из Piranha Bytes стремились сделать еще одну «Готику», только под другим названием. После скандала с издателями в лице JoWood «Пираньи» хотели доказать, что только они умеют делать фирменные уютные экшн-RPG. Risen оказался тем, чего хотели поклонники — «Готикой», которая максимально похожа на первые две части. Подобный подход привлек некоторых новичков и ветеранов серии, которые не хотели играть ни во что другое. А остальные искренне удивились. Risen, по сути, оказался ремейком оригинальной игры 2001-го года. За это время индустрия изменилась полностью и то, что казалось необычным 8 лет назад, к 2009-му вызывало разве что чувство дежавю. Не удивительно, что Risen казался горячим приветом из прошлого. Сегодня ремейки не вызывают удивления, а тогда подобный подход казался халтурой. Особенно когда игра официально не связывает себя с оригиналом.



Mafia II (2009)



Отзывы по трем частям серии «Мафии» заслуживают отдельного материала. Если коротко, то первую часть все любят, третью — ненавидят, а вот вторая собрала смешанные отзывы. Поклонники оригинальной игры 2002-го года не простили разработчикам упрощений и заигрываний с GTA, а вот новички с удовольствием побывали в шкуре Вито Скарлетта, поездили по улицам Эмпайр Бэй и пустили скупую слезу, когда узнали, что «Джо в сделку не входил». Конечно, первая Mafia оказалась гораздо лучше как по уровню качества, так и по значимости для индустрии, но и сиквел оказался не таким уж и плохим.



L.A. Noire (2011)



L.A. Noire, этот сложный жанровый гибрид, у которого источниками вдохновения выступают лучшие фильмы-нуар, оказался финансовым провалом. Причина проста — люди ждали от нее новой GTA. Автор этих строк в 2011-м году также не оценил замысел Team Bondi. Кому интересна эта история — перейдите по ссылке. Между тем, L. A. Noire можно считать интерактивным фильмом с элементами квеста, стрельбой и погонями, в котором допрос подозреваемых — самая интересная часть игры. Те, кто проникся местным сюжетом, персонажами и миром послевоенного Лос-Анжелеса, навсегда запомнили L.A. Noire, но их оказалось слишком мало, чтобы мы надеялись на сиквел в ближайшем будущем.



Hitman: Absolution (2012)



Еще один сиквел, который разочаровал многих поклонников серии. После шестилетнего перерыва они хотели увидеть классический Hitman, но с улучшенной графикой. Однако вместо разрозненных миссий нам предложили линейный стелс-экшн, в котором мы лишь иногда совершали интересные убийства. Да, в первых частях серии иногда перед основными миссиями встречались подготовительные, в которых мы пробирались через опасную территорию. В Absloution же подобные эпизоды занимали большую часть времени. Не удивительно, что далеко не всем фанатам серии пришлась по душе такая игра. Правда, нашлись и те, кто оценил местный сюжет, стелс-геймплей и новые возможности, которые появились у Сорок Седьмого. Остальные же хотели возвращения серии к истокам, но когда в 2016-м году оно состоялось, также остались недовольные. Но это уже другая история...



Remember Me (2013)



Remember Me — полноценная антиутопия от мира видеоигр, которая грамотно перерабатывает классические произведения XX века, но при этом опирается на технологии будущего, а не прошлого. Прибавьте к этому комплексный геймплей, в котором нашлось место редактированию чужих воспоминаний, густую атмосферу мрачного будущего и отличный сюжет. Однако, игра не стала хитом, по достоинству ее оценили немногие. Причин две. Первая — местная история оказалась слишком сложна для интерактивного формата. Вторая — боевая система. Она оказалась интуитивно непонятной, а игра требует постоянно использовать все возможности и комбинировать их между собой. Увы, игроки редко уделяют внимание чересчур хардкорным проектам, Dark Souls, в этом плане, остается приятным исключением. Но назвать Remeber Me однозначным провалом не получается. На форумах до сих пор вспоминают эту игру, причем исключительно хорошими словами. И когда разговор доходит до вопроса, почему же сиквел так и не вышел, звучит фраза: «Народ не оценил этот шедевр». В этом плане игра идеально вписывается в эту статью.



Игры от Ubisoft 2014-го года



В предыдущих абзацах мы брали по одной спорной игре за год. Их было больше, но приходится оставлять наиболее интересные проекты, чтобы не утомлять читателя. Однако 2014-й год оказался особенным для компании Ubisoft. Компания успела выпустить три игры AAA-класса, каждая из которых оказалась спорным продуктом. Причем по разным причинам. Watch_Dogs подвели высокие ожидания и даунгрейд графики, который удивил даже тех, кто привык к этому явлению. Far Cry 4 напоминал ремейк третьей части, а Assassin`s Creed: Unity на момент выхода оказался неиграбельным — потребовались патчи в полтора десятка гигабайт, чтобы привести его к рабочем состоянию. Между тем, каждый из этих проектов нашел поклонников, которые не приняли претензий и с удовольствием прошли эти игры до конца.



The Order: 1886 (2015)



Высокие ожидания часто убивают игры в глазах потребителей. После шикарных Uncharted, The Last of Us и Heavy Rain статус эксклюзива для Sony PlayStation казались гарантом качества. При этом люди забыли, что игры делают не издатели, а разработчики, и ждать прорывного проекта от авторов портативных частей God of War как минимум странно. The Order: 1886 оказался лучшим проектом Ready at Dawn, но он не стал сенсацией и новом словом в жанре. Его упрекали за скромную продолжительность, за простенький геймплей в духе самого первого Gears of War и за отсутствие интересного сюжета. Но те, кто ничего не ждал от «Ордена», восприняли его как хороший шутер от третьего лица в нетривиальном для игровой индустрии сеттинге, с интересным фантастическим оружием и необычными уровнями.



The Last Guardian (2016)



The Last Guardian — последний великий долгострой игровой индустрии. В какой-то момент он стал напоминать легенду в духе Duke Nukem Forever, который должен был выйти еще в прошлом десятилетии. The Last Guardian, как и «Дюк» тоже появился на прилавках магазинов, но оказался не полным провалом, а необычной игрой, которая нашла своего покупателя. Процесс непрямого управления огромным животным — не такая простая вещь, которую объяснишь в двух словах. Трико, громадный птице-кот, словно жил своей жизнью и вяло реагировал на команды игрока, что взбесило многих, ведь они привыкли, что компьютерные болванчики подчиняются беспрекословно. Не удивительно, что они сочли игру оглушительным провалом, который даже не хотелось проходить до конца. Те же, кто увидел в Трико живое существо, не сходили с ума от бессильного гнева, а прочувствовали процесс дрессировки. Как результат, перед ними открылся прекрасный сказочный мир, который обладал особой внутренней магией. В результате, некоторые люди сочли The Last Guardian лучшей игрой 2017-го года.



Hellblade: Senua`s Sacrifice (2017)



Игры от Ninja Theory выделяются на фоне других слэшеров. В них разработчики смещают ставку с геймплея на сюжет и персонажей, и именно местная история мотивировала проходить Heavenly Sword и Enslaved: Oddysey to the West до конца. В DMC: Devil May Cry уже была неплохая слэшер-механика, но даже там упор сделан на необычный мир и колоритных злодеев. Впрочем, поклонники игр от Ninja Theory тоже наверняка опешили, когда поняли, что из себя представляет Hellblade, новый проект англичан. История сумасшедшей кельтской девушки, которая отправляется в страну мертвых, чтобы воскресить покойного жениха, интриговала. Более того, в игре присутствовала густая атмосфера крайнего Cевера, зрелищные бои и красочная картинка. Но при этом большую часть прохождения игроку предстояло искать символы в окружении. На деле это игралось так же скучно, как и звучит. Именно поэтому отношение к Hellblade напрямую зависит от того, готовы ли вы простить игре неинтересные пазлы ради атмосферы и сюжета. Если да, то этот проект наверняка запомнится навсегда.



Kingdom Come: Deliverance (2018)



2018-й еще только начался, но с самой неоднозначной игрой года уже все ясно. Вряд ли другой проект за ближайшие 12 месяцев вызовет столько же споров и противоположных отзывов, как Kingdom Come: Deliverance. Одни игроки восхищаются реалистичностью, связью с реальной историей и необычной боевой системой, другие жалуются на рутину, скуку и сложность. Любой аргумент одной группы игроков имеет ответ у другой, оправдывают даже многочисленные баги и странная манера сохранений. Иными словами, этот чешский эксперимент понравился далеко не всем, но, судя по количеству проданных копий, нас ждет как минимум один полноценный сиквел. Надеемся, что разработчики устранят недостатки и возвеличат достоинства своей средневековой ролевой игры и подарят нам проект, который мы поставим на один уровень с лучшими RPG в истории. Но это уже вопрос будущего.



Спорные игры, в некотором плане, даже интереснее крепких хитов тем, что к ним иногда хочется возвращаться. Посмотреть на знакомый проект повзрослевшим взглядом или просто отбросить завышенные ожидания, которые нагнетались перед релизом. А для тех, кто любит агрессивно доказывать свое мнение в интернете, каждая спорная игра на вес золото, ведь в подобных случаях спорить с оппонентами можно бесконечно долго. Причем независимо от собственной точки зрения.

Обсудить