Оглавление

Неизвестные войны

Войны прошлого, которые почему-то упорно игнорируются создателями шутеров от первого лица

Этот текст можно считать продолжением статьи «Вторая Мировая — все еще интересная и актуальная». Здесь мы продолжим рассказывать о военных конфликтах прошлого, которые почему-то так ни разу и не появились в видеоиграх, а также поразмышляем над тем, каким мог бы быть тот или иной шутер, основанный на реальном военном конфликте. На этот раз мы не будем ограничиваться одним узким историческим периодом, а охватим весь XX век.

Гражданская война в России 1917-1922 гг.



Если бы эта статья писалась несколько лет назад, то мы были бы просто обязаны упомянуть Первую Мировую Войну. К счастью, недавний Battlefield 1 занял пустующую нишу и теперь у нас есть по крайней мере один шутер AAA-класса, который связан с позиционной бойней 1914-1918 гг. Но еще не замолчали пулеметы Империалистической Войны, как на Востоке разгорелся другой, не менее кровавый конфликт. Речь идет, конечно, о Гражданской Войне в России.



Удивительное дело — хотя противостояние Красных и Белых (и не только их) велось теми же самыми средствами, что и Первая мировая, война, расколовшая Россию на части, была совсем другой. Она оказалась не позиционной, а маневренной, где конница вновь стала играть ключевую роль, ведь в условиях равнин и необъятных просторов мощный удар с тыла был гораздо эффективнее выстраивания неприступной обороны. К тому же, Гражданская Война — это единственный конфликт, действие которого разворачивалось на всей территории России, от Петрограда до Кубани, от границ с европейскими странами и до Дальнего Востока. Да и его значимость для будущего нашей страны невероятна — именно после Гражданской Войны Россия пошла по социалистическому пути развития, который продолжался больше семидесяти лет.

Если представить игру по мотивам этого пятилетнего противостояния, то она будет похожа на Battlefield 1 с рядом важных изменений. Так, роль танков и авиации должна быть сокращена до минимума — они практически не использовались, за исключением похода генерала Врангеля, а вот значение конных армий должно возрасти. Также в шутер про Гражданскую Войну обязательно стоит добавить тачанку — своего рода древнеегипетскую колесницу, только с пулеметом вместо лучника. Это простое, на первый взгляд, изобретение неоднократно решало исход сражений, а способ противостоять быстрым армиям, которые вооружены тачанками, в то время был только один — удар в спину.



В качестве места и времени действия можно выбрать любое крупное событие этой войны. Оборона Петрограда, Царицына и Крыма, наступление Деникина и уже упомянутого Врангеля, война с Колчаком в Сибири и подавление мятежей, таких как Кронштадт или восстание генерала Антонова в Тамбовской губернии. Отдельно можно добавить кампанию, которая будет посвящена Войне с Польшей 1920-го года, ну, а выбор, за кого именно нам предстоит играть, стоит оставить на совести разработчиков и сценаристов.

Корейская Война 1950-1953 гг.



Холодная Война сопровождалась не только информационной блокадой и гонкой вооружений, но и локальными военными конфликтами, в которых проходили испытания самые современные танки, авиация и системы залпового огня. Но если о Вьетнаме и Афганистане, благодаря различным средствам массовой культуры, мы знаем много, то Корейская Война остается как бы забытой, даже несмотря на то, что она повлияла на ход всего противостояния СССР и США.



Именно в небе над Кореей впервые схлестнулись друг с другом советские и американские истребители, а все вооружение стороны конфликта получили из за рубежа. Интересно, что ключевую роль в событиях этой войны сыграли интервенты — сначала американские силы разрушили планы Ким Ир Сена по объединению Кореи, а затем наступательные амбиции США были разбиты ударами китайской армии. Линия фронта на раннем этапе этой войны менялась слишком уж быстро, а ближе к концу она превратилась в позиционную бойню на истощение. Для американского правительства подобный расклад сил оказался невыгоден и они готовы были согласиться на заключение мира. К их счастью, в СССР начался политический кризис, который был связан со смертью Сталина и борьбой за власть между представителями партийной элиты, и новым правителям нашей страны было уже не до войны в Корее. В результате, 27 июля 1953 года был заключен договор о прекращении огня, а граница между Северной и Южной Кореей осталась практически там же, где была до начала войны, возле 38-й параллели.

И хотя Корейская война завершилась ничьей, ее влияние на противостояние СССР и США, а также их союзников огромно. Этот конфликт показал, что мирное сосуществование между странами социализма и капитализма невозможно, поэтому, чтобы не проиграть, ведущим державам придется вкладывать баснословные ресурсы в военную промышленность.



Как и в случае с Гражданской Войной в России, конфликту в Корее стоит посвятить полноценную игру. В ней можно уделить большое внимание авиации, показать, как действовала бронетехника и пехота в сложных условиях Корейского полуострова. За счет того, что линия фронта менялась стремительно, причем как в одну, так и в другую сторону, шутер по мотивам этих событий получится динамичным и разнообразным вне зависимости от того, за кого мы будем играть. Скорее всего, нам придется возвращаться на старые локации и своими глазами видеть, как сильно на них повлияла война, причем за столь короткий срок. И хотя большая часть вооружения не поменялась со времен Второй Мировой, в Корее активно использовались новейшие советские реактивные истребители Миг-15 и американские Грумман F9F «Пантера», танки «Центурион» и «Генерал Паттон». Также можно отметить, что именно там произошло первое массовое применение вертолетов в боевых условиях. Разумеется, этим образцам техники должно найтись место в игре.

Другие события времен Холодной Войны



Корея, Вьетнам и Афганистан — это крупнейшие, но далеко не единственные военные конфликты второй половины XX века. Если Карибский кризис мы уже видели в Call of Duty: Black Ops, то восстание в Восточной Германии 1953-г., Венгерскую революцию (или контрреволюцию — в зависимости от интерпретации) 1956-г. и Пражскую Весну 1968-г. разработчики видеоигр так и не отобразили в интерактивном формате. А, между прочим, именно в ходе событий в Будапеште были впервые использованы танки ИС-3 и прошли боевое крещение легендарные автоматы Калашникова. Но мятежи случались не только против социализма, но и против колониальной системы мира. После Второй Мировой Войны во многих странах Африки и Азии началось освободительное движение, и далеко не всегда метрополии спокойно отпускали свои главные источники доходов. Так, война во Вьетнаме — лишь следствие противостояния местного населения с французскими колонистами, которое так ни разу и не обыгрывалось в рамках шутера от первого лица. Помимо этого, велись боевые действия между Индией и британскими войсками, но и после ухода последних война не утихла, только теперь она переросла в гражданскую. Ну а количество восстаний в Африке против европейского владычества сложно сосчитать — их было действительно много.



А среди незначительных, на первый взгляд, столкновений НАТО и ОВД можно отметить Суэцкий кризис, который начался как очередная Арабо-израильская война, а закончился перекрытием важнейшего для Европы морского канала и высадкой на территории Египта войск ООН — прежде всего, Франции и Великобритании. И хотя египетскому правительству активно помогал СССР, оно не смогла справиться с ситуацией, и лишь давление со стороны Никиты Хрущева позволило остановить эту войну.

Разумеется, каждое подобное событие не может стать полноценным шутером, но в качестве отдельного небольшого эпизода, одного уровня — запросто. Если поставить задачу сделать игру по мотивам Холодной Войны, причем полностью основанную на реальной истории, то наилучшим решением будет показать сразу несколько военных столкновений в разных частях света. Это позволит не только погрузить игрока в этот исторический период, но и сделать шутер максимально разнообразным.



Война в Югославии



Сегодня действия Бориса Николаевича Ельцина принято критиковать, ведь именно он допустил распад СССР. Между тем, объявление независимости отдельных республик произошло мирно, без кровопролития и новой гражданской войны. Безусловно, локальные конфликты были, но они меркнут на фоне того, чем мог бы закончится развал столь большой страны, которая была перегружена оружием, в том числе и ядерным. А для того, чтобы понять, что могло случиться с территорией Советского Союза, можно посмотреть на судьбу Югославии с 1991 по 2008-й годы.

Распад этой федеративной, многонациональной страны прошел не в ходе референдумов и волеизъявления народов, а через кровавые войны, применение всевозможных видов вооружений и этнические чистки по национальному и религиозному признаку. Эту войну относят к категории «все против всех», и это действительно так, ведь помимо сербов, хорватов и боснийцев, в ней принимали участие различные добровольцы из других стран, наемники, а также войска НАТО. Последние ограничились только бомбардировками, но не учитывать действие сил Альянса, все же, нельзя. В рамках данной статьи мы не будем рассказывать, кто прав, а кто виноват, отметим лишь главное — как и любая гражданская война, события в Югославии поражают зверством и жестокостью всех сторон, которые принимали в ней участие.



Наилучшей игрой по мотивам этих событий был бы шутер, который демонстрирует всю бессмысленность и беспощадность подобных столкновений и показывает, что в гражданских войнах люди теряют человеческий облик. Нечто подобное мы уже видели в Spec Ops: The Line, и многих игроков он поразил в самое сердце. А если снабдить шутер по мотивам войны в Югославии обширной исторической информацией и качественным геймплеем, то он может произвести куда большее впечатление, чем выдуманные приключения американских солдат в разрушенном городе.

Остается открытым только один вопрос — почему упомянутые в этой статье конфликты ни разу не появлялись в шутерах от первого лица? Разработчики не стесняются переносить место действия в Ирак и современный Афганистан, в очередной раз обыгрывают события во Вьетнаме, но при этом напрочь игнорируют другие театры военных действий, в которых тоже проводились масштабные операции с участием самых разных видов войск. Хочется надеяться, что пример Battlefield 1 вдохновит издателей на то, чтобы они не ограничивались традиционными сеттингами для своих шутеров, а искали новые. И придумывать ничего не надо — за XX век их накопилось много. Слишком много...

Обсудить