Оглавление

Неправильный бутерброд: игры по советским мультикам

Стоило ли гейм-индустрии трогать мультипликацию времен СССР

20 июля компания Central Partnership сообщила, что начала съемки полнометражного фильма по мотивам «Чебурашки» и представила первый тизер-трейлер новинки. По этому случаю мы решили вернуться к нашему давнему материалу о уже существующих видеоиграх по мотивам культовых мультфильмов времен СССР — в начале 2000-х их вышло немало. Насколько они были плохи или хороши, расскажет эта статья. Изначально она вышла в 2017-м (поводом для нее послужил анонсированный ремейк мультфильмов о попугае Кеше), но не утратила актуальности до сих пор.


Трое из Простоквашино



Эта простая, но в то же время полная ненавязчивой сатиры история послужила источником вдохновения аж для восемнадцати видеоигр. Естественно, штудировать все без малого два десятка у автора не было ни малейшего желания, но прохождения большинства из них были добросовестно отсмотрены, а выводы были (не менее добросовестно) сделаны. Приблизительно половина игр представляет собой обучающие программы, и некоторые из них даже могут чему-нибудь научить — будь то русский алфавит или пара английских слов. Особняком стоит «Информатика с Печкиным»: полезной информации в ней крохи, а вот мучительных вещей вроде «напечатай длиннющее письмо при помощи экранной клавиатуры» — хоть отбавляй.



Что же касается простоквашинских квестов, то они унылы чуть более чем полностью — ни тебе приличных шуток, ни интересных загадок, ни хороших сюжетов, а прохождение каждого занимает всего около сорока минут. Актеры оригинальной озвучки мультфильма, само собой, отсутствуют, хотя отвечающий за Матроскина гражданин отчаянно (и безуспешно) пытается имитировать фирменный говорок Табакова.



Простейшие мини-игры вроде элементарных паззлов или фотографирования медленно проплывающих рыб недвусмысленно намекают на возраст целевой аудитории. И намеки эти вполне справедливы — за счет мультяшной графики и присутствия знакомых героев серия может увлечь непритязательного ребенка, а вот геймерам постарше в виртуальном Простоквашино делать абсолютно нечего. С другой стороны, здесь есть чем поживиться офисному планктону и скучающим домохозяйкам — «Простоквашино. Весёлая ферма» является точной копией популярных онлайн-залипалок.

Крошка Енот



Если с существованием пресных, но в целом приемлемых игр о Дяде Федоре и Ко можно смириться, то с демоническим «Крошкой Енотом» мириться не получается ни под каким видом. Примитивнейший платформер, в котором кроме названия абсолютно ничего не связано с прекрасным поучительным мультфильмом, похоже, сделан даже не на коленке, а на весу. Енот, который неуловимо напоминает персонажей Five Nights at Freddy's, без лишних прелюдий отправляется собирать припасы на зиму, попутно безжалостно уничтожая прочих лесных обитателей. Под припасами тут понимаются монетки, яблоки и желуди, а также склянки с подозрительными жидкостями.



При виде первого противника — ежа из шишек и желудей (см. скриншот выше) — у автора потеплело на душе. Неужели создатели игры вставили такую тонкую отсылку к советскому прошлому и стилизовали всех врагов под самодельные игрушки? Встречи с последующими оппонентами помогли понять, что причиной появления ежика была не отсылка, а кривые руки аниматоров. Глубокие смыслы тут искать явно не стоило, ведь «Крошка Енот» — это стандартный одноклеточный клон, который бесстыдно спекулирует популярным названием.

Бременские музыканты



Если не заглядывать на опасную территорию флэш-игр, то можно считать, что по мотивам «Бременских музыкантов» существует один-единственный квест. «Новые Бременские» — это, в сущности, рекламная кампания одноименного мультфильма. Но если мультфильм выглядит скорее как плевок в сторону поклонников качественной мультипликации, игра вполне имеет право на жизнь. Главным героем здесь является харизматичный Гениальный Сыщик — идеальная кандидатура, если учесть, что большинство подобных игр завязано на поиске предметов и сопоставлении улик.



Не подумайте, «Новые Бременские» не претендуют на место в золотом фонде жанра, но они как минимум не хуже классических квестов нулевых. В утрате оригинальной хиппово-средневековой атмосферы мультика стоит винить не игру, а создателей первоисточника — странной третьей части мультипликационных приключений говорящих и поющих зверей.

Ну, погоди!



Пожалуй, с игроизациями этого мультсериала было бы все в порядке, если бы единственной игрой по его мотивам так и осталась незабвенная «Ну, погоди!» (в народе «Яйцелов») на «Электронике ИМ-02».



Но этого было преступно мало, из франшизы просто необходимо было выжать все соки, и с 2002 по 2010 «1С-СофтКлаб» выпустили еще пять поделок разной степени унылости. Игры именовались «выпусками», что было уважительным поклоном мультфильмам о волке и зайце, но на этом практически все уважение авторов закончилось. Качество удручало даже по меркам и так не особо высококлассных российских игр тех лет, а первая и пятая части были похожи как братья-близнецы (видимо, финансирование к тому моменту окончательно иссякло).



Из всех пяти игр самой удачной можно считать «Ну погоди! Выпуск 4 — Догонялки» — вполне приятный незамысловатый раннер с кучей визуальных отсылок и терпимой графикой.

Чебурашка и Крокодил Гена



Чебурашка, несомненно, был и остается легендарным персонажем. Недаром он целых четыре раза становился символом российской олимпийской сборной (следовательно, спортивным символом целой страны). Каких же игровых воплощений удостоилась настолько значимая культурная фигура? Если без предисловий — отвратительных. «Чебурашка. Ушастые истории» выглядит чуть лучше инфернальной «Чебурашка в Городе механических человечков», но это не делает ей большой чести — это все равно, что сравнивать между собой фильмы студии The Asylum.



В «Чебурашка. Похищение века» визуальную часть зачем-то еще больше упростили, да и вся игра, в сущности, является набором простых головоломок и двух-трех слегка анимированных 3D моделей на фоне статичных задников. Минимум труда, максимум профита — детская ведь игра.

Тайна третьей планеты



Тех, кто решит обогатить свой игровой опыт путем ознакомления с играми по этому мультфильму, ожидает полная коварства ловушка. Глядя на скриншоты можно подумать — хм, а тут все не так плохо! Посмотрите сами:





Но в динамике все несколько хуже, чем в статике. Аркада Alice's Space Adventure очень плохо анимирована, неважно озвучена, местами непонятна для тех, кто не читал книг Булычева, да и в целом очень скучна. Ситуация с «Алисой и лиловым шаром» приблизительно такая же, как и с «Новыми Бременскими». Отовсюду беззастенчиво выглядывает дешевизна (сюжет, диалоги, озвучка, загадки), но в сравнении с другими подобными квестами этот не сильно проигрывает, и предавать анафеме создателей игры все же не стоит.

Приключения Кота Леопольда



По неизвестным причинам автора всегда крайне раздражали мультфильмы о коте Леопольде, хотя они и несли в массы прямо-таки христианские идеи о всепрощении. И, что удивительно, практически все игры по мотивам мультика получились приемлемыми (возможно, виной такому восприятию как раз нелюбовь к первоисточнику и заниженный уровень ожиданий, кто знает). Всего игр четыре: «Кот Леопольд. Догонялки», «Кот Леопольд. Приключения в лесу», «Каникулы кота Леопольда» и «Дача Кота Леопольда, или Особенности мышиной охоты».



Сомнения вызывают только первая и последняя игры. «Догонялки» практически идентичны одноименной игре по «Ну, погоди!», заменены только задники и внешний вид моделей персонажей. Но если в случае с волком и зайцем схема «убегаем от босса» работала, потому как в мультике на протяжении почти всех выпусков заяц именно этим и занимался, то зачем коту-пацифисту средних лет преследовать мышей, которых он никогда не хотел употребить в пищу, непонятно (если только он не выпил «Озверин», конечно). В «Даче Кота Леопольда» можно придраться к неоправданно высокой для детского квеста сложности. Если же игра не предназначена для детей, то простите, господа авторы, претензий к ней будет куда больше.

Возвращение блудного попугая



Уже второй после кота Матроскина случай в этой подборке, когда харизму главного героя полностью тянет на себе ответственный за озвучку актер. В трилогии мультфильмов о неблагодарном и эгоистичном домашнем питомце таким актером оказался некогда отличный комик Геннадий Хазанов. Абсурдные и уморительные монологи Кеши и правда напоминают выступления известного артиста, и во многом благодаря этому попугай смог легко завоевать народную любовь. Изюминкой «Блудного попугая» было еще и то, что речь Кеши практически полностью состояла из мешанины отсылок к фильмам, телепередачам и эстрадным хитам. Естественно, в видеоиграх ничего этого нет.



Озвучивает попугая, конечно, не Хазанов, а от характера и личности капризного себялюбца осталось лишь далекое эхо. Более того, в развивающей игре «Попугай Кеша. Уроки внимательности и аккуратности» герой учит детей этой самой аккуратности (честно, даже ненавистный Леопольд лучше подходит на роль морального компаса), а в квесте «Попугай Кеша: Сокровища Эльдорадо» внезапно превращается в пернатого Дрейка и отправляется на поиски клада. Следуя логике, Винни Пуха неплохо бы сделать байкером-сорвиголовой и отправить на железном коне в закат за мечтой и свободой.



О прочих играх, собственно, и писать-то нечего. Шаблонно и дешево — все по секретным документам стандартным лекалам. Хотя, возможно, автора просто ввел в творческий ступор демонический ариец из вступительного ролика «Попугай Кеша. Король Полливуда». Вот он, этот коварный тип:



Падал прошлогодний снег



Психоделическая пластилиновая анимация времен Советского Союза настолько хороша, что любовью к ней прониклись даже российские разработчики. Поэтому квесты «Падал прошлогодний снег» и «Падал прошлогодний снег 2» сделаны бережно, внимательно и качественно. Персонажи вылеплены из самого настоящего пластилина, Мужика озвучивает все тот же Станислав Садальский, а на экране монитора разворачивается знакомый театр абсурда. Правда, градус безумия в играх куда ниже, шутки не такие смешные, а голос Садальского в силу возраста звучит немного по-другому, но who cares, когда видишь перед собой вот это:



А вот музыка здесь по сравнению с саундтреком мультфильма просто отвратительная. Ни партий казу, ни щемящей свирели вы, увы, не услышите. Тем не менее, из всех игроизаций мультипликации СССР эти — без пяти минут самые достойные.

Следствие ведут Колобки



…но все же не самые. Лучшие игры по мотивам советских мультиков, по мнению автора — это серия 2D-квестов «Братья Пилоты» (о жутких трехмерных монстрах на ту же тему автор предпочитает не вспоминать). В меру сложные, отлично нарисованные, забавно анимированные и здорово озвученные, они плохи только своей скромной продолжительностью.

Трейлер игры «Братья Пилоты 2: Дело о сеpийном маньяке»


Юмор в том же «Братья Пилоты: По следам полосатого слона» временами не хуже, чем в мультфильме о Колобках, а это, на минуточку, большое достижение. Причиной успеха стало непосредственное участие в разработке анимационной студии «Пилот». Кстати, Колобки были переименованы в Пилотов именно благодаря этой студии, получившей права на персонажей. Вместо дальнейших дифирамбов, пожалуй, стоит посоветовать читателю пройти игры о Пилотах самому (если он до сих пор этого не сделал). И да, эти квесты уж точно не совсем детские, но не из-за шок-контента или нетрадиционных персонажей, а из-за сложных для маленьких геймеров загадок.



Что ж, настало время формулировать посыл всего материала, основную поучительную мысль статьи, так сказать. После того, как автор долго ругал многочисленные российские игры, обвиняя их во всех смертных грехах, логично было бы ожидать едкой и разгромной сентенции о бездушности и жадности разработчиков, создающих такой позорный и вторичный контент. Сюрприз — речь пойдет не об этом. На сегодняшний день практически полностью вымерли как детские телешоу, так и детские видеоигры. Свято место пусто не бывает, и на смену им пришли анбоксинги киндер-сюрпризов на Youtube и дикие флэшки а-ля «Накрась Эльзу перед походом в клуб». На фоне этого кромешного ада безобидные, глупые низкобюджетные игры нулевых, которые попутно пытались вкладывать в юные головы зачаточные знания и топорную мораль, кажутся манной небесной. Знакомые образы героев мультиков — вынужденный ход, двигающий продажи, ведь на оригинальных персонажей и хорошие сценарии не хватало денег, времени и фантазии. Автор ни в коем случае не впал в ностальгическую кому, а новое далеко не всегда обязано быть хорошо забытым старым, но все охаянные выше игры (кроме, пожалуй, «Крошки Енота») — на общем фоне, безусловно, меньшее зло.

Обсудить