Оглавление

Как реальные события влияли на игровую индустрию

Наиболее значимые события, которые повлияли на игровую индустрию

Видеоигры являются зеркалом своего времени, отражением желаний людей и сиюминутной моды. У игроков возникает спрос на тот или иной жанр, а издатели принимают решение и поручают подконтрольным студиям-разработчикам превратить интересную идею в готовый интерактивный проект. Конечно, так происходит далеко не всегда — некоторые игры опережают свое время, а иногда коммерчески рассчитанные продукты проваливаются в продажах. С ними связаны многочисленные скандалы и судебные тяжбы, которые зачастую приводят к потере прав над собственными франчайзами и даже закрытию перспективных студий. Но все эти события ограничены тремя «китами» — издателями, разработчиками и конечным потребителем.

Однако случаются ситуации, когда на эту замкнутую систему оказывают влияние силы, которые не имеют прямого отношения к видеоиграм. Как правило, большая часть из них носит негативный окрас, однако встречаются и те, которые подталкивают индустрию в совершенно новых направлениях, и их сложно охарактеризовать как однозначно хорошие или плохие. В рамках данной статьи мы поговорим о наиболее ярких примерах влияния внешних событий на игровую индустрию.

Влияние Мирового Экономического Кризиса 2008-го года



А начнем мы с наиболее глобальных событий. Экономические кризисы, как неизбежное зло капиталистического мира, влияют на все сферы жизни, в том числе и на индустрию видеоигр. Так, Мировой Экономический Кризис 2008-го года вынудил многих издателей сократить расходы и, как следствие, закрыть ряд перспективных проектов. Если, ради интереса, поискать амбициозные, но отмененные игры, то у подавляющего большинства из них дата отмены будет связана с 2008-м годом. Впечатляющий экшн Eight Days, амбициозная MMORPG W.E.L.L. Online, четвертые Корсары... Эти и многие другие проекты стали достоянием истории и вряд ли когда-нибудь появятся на полках магазинов.



В подобном списке особняком стоит Tiberium, вторая попытка Electronic Arts перенести события Command & Conquer в формат шутера от первого лица. Формально причиной для отмены игры стало «несоответствие стандартам качества студии», но звучит это, по меньшей мере, странно. Во-первых, EA Games не такие уж и требовательные — вспомните хотя бы качество Dragon Age 2, во-вторых, журналисты, которые видели игру на презентации, остались от нее в полном восторге, а в-третьих, дата отмены пришлась как раз на пик кризиса, когда принимались решения по резкому сокращению расходов у многих компаний. Так что, скорее всего, именно события 2008-го года стали причиной отмены Tiberium. Впрочем, это всего-лишь гипотеза...

Еще хотелось бы сказать пару слов про Electronic Entertainment Expo 2008. Дело в том, что именно в этом году журналисты впервые заговорили о «смерти E3» — выставка стала совсем другой, без шоу и ярких стендисток, словно издатели пытались сэкономить на всем. К счастью, подобная тенденция ограничилась одним годом, и уже в 2009-м конференция вернула размах прошлых лет. А E3 2008 можно считать наглядной демонстрацией того, что происходит с подобными шоу в разгар экономического кризиса.

Влияние международных отношений



Но не только кризисы влияют на то, что происходит в игровой индустрии. Так, войны с участием США в странах Ближнего Востока практически сразу нашли свое отражение в мире интерактивных развлечениях. Правда, подобное влияние можно оценить скорее как положительное — эти события породили моду на современные войны в видеоиграх, которая сменила уже успевшие к тому времени надоесть игры по Второй Мировой.



Чаще всего нам предлагали принять участие в боевых столкновениях недалекого будущего, только вот почти вся техника, вооружение, да и тактика ведения войны не отличалась от современной. Причем сеттинг позволял разрабатывать игры самых разных жанров — тактические экшены, наподобие Full Specrum Warrior, стратегии в реальном времени в духе Command & Conquer: Generals, аркадные авиасимуляторы, вроде Ace Combat: Assault Horizon и, конечно, шутеры от первого лица. Про последние можно сказать много, но отдельно хотелось бы отметить Medal of Honor (2010), который, в отличии от всех остальных, полностью основывался на реальных событиях и претендовал на роль интерактивного документального произведения.

Но не стоит думать, что такой вот реалистичных подход — это всегда хорошо. История знает случай, когда ветераны подняли волну возмущения с целью запрета игры Six Days in Fulluah, который должен был воссоздать бой за город Фаллуджа, один из самых кровопролитных эпизодов Иракской Войны. Многочисленные электронные письма, угрозы и обвинения сделали свое дело — 27 апреля 2009-го года издатели в лице Konami объявили о закрытии проекта. Остается неизвестным, много ли мы потеряли от такого решения, но, по крайней мере, радует, что подобные инциденты все еще являются редкостью.



Однако, порой даже незначительное ухудшение отношений между странами может повлиять на самые разные сферы жизни общества, в том числе и на игровую индустрию. После того, как в середине нулевых Россия впервые со времен распада СССР заявила о себе на международной арене и стала критиковать внешнюю политику США, наши соотечественники вернулись в массовую культуру в качестве главных врагов Западного мира. Фактически, после начала этого политического противостояния количество игр со «злыми русскими» стало расти в геометрической прогрессии. World in Conflict, Frontlines: Fuel of War, Singularity, Vanquish и, разумеется, многочисленные Call of Duty и Battlefield — во всех этих играх именно россияне являются рядовыми противниками и главными антагонистами, оставляя ближневосточных террористов на вторых ролях. Безусловно, подобные игры выходили и до середины нулевых, но все проекты наподобие Red Alert и Freedom Fighters были прежде всего комедиями, которые не претендовали на какую-либо связь с реальностью, в то время как более поздние шутеры и стратегии, которые мы называли выше, были выполнены в сугубо серьезных тонах, а смеяться над происходящим в них могли разве что те, кто видел во всем этом откровенную клюкву.

Влияние терактов



Теракты — одно из самых страшных явлений современности, поэтому любая связь между ними и видеоиграми должна быть разорвана на корню. К сожалению, нередки случаи, когда подростки вооружались огнестрелом и расстреливали людей, угоняли машины, а также нападали на полицейских, при этом единственным мотиватором подобных действий был тот факт, что нечто подобное они делали в игре. Но рассуждения на эту тему выходят за рамки данной статьи — мы обратимся к примерам влияния терактов на индустрию интерактивных развлечений, а не на противоположное явление.



Так, на E3 2016 должен был состояться анонс Red Dead Redemption 2, который сопровождался роликом с возможностями игровой стрельбы. К сожалению, мы его так и не увидели, потому что за день до премьеры произошло массовое убийство в Орландо, в ходе которого погибло 49 человек. Так как сцена из вестерна от Rockstar могла напомнить людям о кровавом происшествии, издатели решили не рисковать и просто отменили столь громкий анонс. Возможно, именно это решение позволило избежать очередных нападений правозащитников на видеоигры.

Но, разумеется, самый громкий теракт в истории США — это взрывы Башен-Близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го года. О том, как сильно это событие повлияло на Мировую историю, можно говорить долго, мы же сосредоточимся на влиянии этого преступления на игровую индустрию, а точнее — приведем два наиболее интересных примера.

Прежде всего, отметим, что игра под названием Grand Theft Auto III вышла не такой, какой была задумана изначально именно из-за событий 9/11. Из-за близости дат теракта и запланированного релиза были даже слухи о возможном закрытии проекта, но до этого, к счастью, не дошло, правда, из игры были удалены некоторые элементы и изменена часть сцен. Прежде всего — из нее вырезали самого настоящего арабского террориста, который должен был давать задания по уничтожению десятков людей с помощью оружия с неограниченным боезапасом. Эти миссии сохранились, но лишились роликов и сюжетной мотивации — игрок просто наступал на «кружок» и, таким образом, запускал дополнительное задание. Также был изменен цвет полицейских машин и маршрут следования самолетов, чтобы не возникало ощущения, будто они пролетают около высоких зданий, убрана возможность взрывать аэробусы и удалены сами Башни-Близнецы.



Другой интересный пример связан с вышедшим за год до теракта легендарным Deus Ex. Совершенно случайным образом этот проект оказался пророческим — в нем не было Всемирного Торгового Центра, причем он был уничтожен именно террористами. Причина такого решения разработчиков банальна — мощностей железа тех лет просто не хватало, чтобы просчитать настолько высокие здания, а объяснение про теракт было придумано, чтобы хоть как-то объяснить отсутствие в игровом Нью-Йорке Башен-Близнецов. Внимание американских спецслужб не обошло стороной это случайное совпадение и они вызвали Уоррена Спектра, руководителя разработки Deus Ex, для серьезного разговора, который, к счастью, остался без последствий для него самого и игровой индустрии в целом.

Влияние модных тенденций современного общества



Про политкорректность за последнее время сказано немало, но не упомянуть о ее влиянии на игровую индустрию в рамках данной статьи просто невозможно. Дело в том, что в последнее время требования различных меньшинств звучат все чаще и почти всегда находят отклик в обществе. Поэтому сегодня разработчики чаще всего понимают последствия проявления неполиткорректности и стараются действовать на опережение. Придумывают героиням Overwatch бэкграунд, где непременно упоминают об их необычной ориентации или отклонениях в развитии, делают приоритет гомосексуальных отношений перед традиционными в Dragon Age II, превращают сексапильную красотку Лару Крофт в девушку с заурядной внешностью и так далее. Те же, кто идет вразрез с тенденцией на политкорректность, рискуют оказаться в центре скандала. За последние годы успели раскритиковать Resident Evil 5 за то, что в нем белый убивает африканцев, увидеть в обложке Far Cry 4 проявление расизма, а в любой более-менее привлекательной героини — признаки шовинизма. Особенно досталось «бронелифчикам», которые упрекают за отсутствие практической пользы, словно задача фэнтезийных видеоигр сводится исключительно к реалистичному отображению средневековых доспехов. Словом, влияние политкорректности на современную игровую индустрию неоспоримо и, к сожалению, с каждым годом только растет.



А тем временем в России...



Все упомянутые в этой статье примеры влияния реальных событий на видеоигры, до какой-то степени, касаются и России, но при этом в нашей стране имеются свои характерные особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Так, за 10 лет до Кризиса 2008-го года случился «черный понедельник», который сопровождался дефолтом рубля и последовавшим вслед за ним обвалом российской экономики. Разумеется, это событие нашло свое отражение в мире видеоигр — был отменен ряд проектов, таких как «Одиссея» и «Вьюга в Пустыне», а сама индустрия была отброшена на несколько лет назад. Но мы бы хотели обратить внимание на другое, куда более печальное «закрытие».

Речь идет о передаче «От Винта». Ее роль для российских геймеров сложно переоценить — она, фактически, открыла для многих людей такое понятие как видеоигры. Ведущие программы Бонус и Гамовер всегда детально освещали плюсы и минусы обозреваемых проектов, действительно смешно шутили и даже проводили конкурсы с ценными призами. Сейчас подобную практику нельзя назвать редкостью, но тогда, в середине 90-х, все это было в новинку. Программу закрыли даже несмотря на заоблачные рейтинги и желание ведущих продолжать ее вести — увы, денег у студии отчаянно не хватало. Впоследствии ее неоднократно пытались возродить, но все это выглядело как попытки войти в одну реку дважды. По факту, история «От Винта» закончилась в 1998-м.



В данной статье мы не касались региональных запретов — их много, да и подробности вас вряд ли заинтересуют. Другое дело — то, что конкретно связано с нашей страной. Фактически, на данный момент имеются два подобных инцидента. Начнем, пожалуй, с истории, связанной с Call of Duty: Modern Warfare 2. Как вам, должно быть, известно, конфликт России и США в ней случается из-за расстрела мирных жителей в московском аэропорту. Любая версия игры, кроме официальной российской, заботливо предупреждает нас об уровне «No Russian», мол, он может затронуть ваши чувства, и это справедливо — настолько жестокого и в то же время реалистичного теракта в рамках видеоигры мы еще не видели. Но в российской версии Modern Warfare 2 все иначе — этого уровня просто нет. И хотя без него весь сюжет теряет свой смысл, издатели даже не удосужились предупредить игроков, что кампания вышла урезанной, лишенной ключевой сцены.

Любопытно, что вскоре после выхода игры разгорелся настоящий скандал, инициированный депутатом партии ЛДПР. Валерий Селезнев искренне возмущался наличием в игре этого уровня и прикладывал к своим гневным возгласам многочисленные обвинения, которые можно предъявить ко всей индустрии видеоигр в целом. Только вот дело в том, что увидеть уровень «No Russian» он мог либо поиграв в зарубежную версию проекта, что маловероятно, либо запустив пиратскую копию, что характеризует его с не самой лучшей стороны. В ответ на его долгую речь издатели обозначили свою позицию и публично пояснили все спорные моменты. Впрочем, на этот раз дальше традиционных размышлений старшего поколения о вреде видеоигр дело не зашло.



Другое дело — история со стратегией в реальном времени под названием Company of Heroes 2. Игра от Relic благополучна вышла, однако через месяц была официально запрещена, более того — непроданные копии игры были изъяты из полок магазинов. Причиной подобного стало, скажем так, иное отображение событий Великой Отечественной Войны, которое противоречит представлениям некоторых категорий граждан. Удивительно другое — игра не была запрещена на уровне анонса или локализации, это случилось уже постфактум, после видеоролика известного кинокритика Bad Comedian, который на этот раз почему-то решил посвятить свой очередной обзор видеоигре, вслед за которым последовала петиция с требованием запретить этот проект на территории России. Про всю эту историю можно рассказывать долго, поэтому скажем главное — на данный момент Company of Heroes 2 является единственной запрещенной в нашей стране игрой.

Мир видеоигр уже давно перерос из самодеятельности отдельных энтузиастов в полноценную большую индустрию, поэтому он просто не может остаться в стороне от влияния внешних факторов. Издатели вынуждены держать руку на пульсе, стремиться привлечь как можно больше новых потребителей своей продукции, но в то же время не идти вразрез с текущими настроениями в обществе и взглядами политических элит. Как следствие, видеоигры вынуждены постоянно меняться, как в хорошую, так и в плохую сторону, а то, какими они будут завтра, зависит прежде всего от нас с вами.

Обсудить