Неудобные вопросы к финальному сезону «Игры престолов»

Что не так с заключительными эпизодами сериала, и на что теперь надеяться его фанатам

«Игра престолов» чем-то напоминала длинный авиаперелет. Когда долго сидишь в самолете, через какое-то время начинает казаться, что так было и будет всегда, а мир за бортом — просто иллюзия. Так и тут — сериал для многих из нас превратился в постоянного спутника, повод для разговоров с друзьями, и подсознательно казалось, что это теперь навсегда — хотя было, конечно, понятно, что когда-то шоу завершится. И вот «Игра престолов» закончилась, а у нас остался к ней и ее авторам ряд неудобных вопросов, которые мы собрали в этой статье.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: В ТЕКСТЕ СОДЕРЖАТСЯ СПОЙЛЕРЫ!



Кто сильнее: дракон или скорпион?





Пожалуй, одна из самых слабых составляющих восьмого сезона «Игры престолов», это, как ни странно, битвы. Они масштабные и местами очень зрелищные, но совершенно бездумно снятые. Можно, например, вспомнить дотракийскую конницу, которую буквально отправили на убой в битве при Винтерфелле. Или то, как флот Эурона Грейджоя среди бела дня незаметно подкрался к летящим драконам и ловко убил одного из них залпом скорпионов.

Более того, авторы сериала, словно разработчики онлайн-игры, на ходу правят баланс. Вот в одном эпизоде дракон погибает, не в силах ничего противопоставить метательным машинам, которые плюются в него огромными копьями. А уже в следующей серии одной летающей рептилии оказывается достаточно, чтобы без малейших усилий уничтожить флот и город, буквально ощетинившиеся теми же самыми скорпионами.

В первоисточнике драконы — фэнтезийный аналог ядерного оружия. Конечно, когда Таргариены при помощи своих питомцев завоевывали Семь королевств, обстоятельства были несколько иными. И драконы те были покрупнее, и тактика их применения вырабатывалась поколениями, а к моменту начала шоу оказалась уже забыта. И все же обидно видеть, как их потомков запросто уничтожают какие-то зазнавшиеся пираты и наемники.

Какие цели были у Короля ночи, почему на него действует драконье стекло, но не огонь, и почему Иные напали именно сейчас?





Неудивительно, если после стольких лет кто-то об этом забыл, но «Игра престолов» буквально начиналась со столкновения с Иными — жуткими ледяными зомби, которые обитают за Стеной. На протяжении семи сезонов они медленно, но верно двигались на юг, к землям смертных, большинство из которых даже не подозревало о надвигающейся угрозе. Весь сюжет седьмого сезона был выстроен вокруг идеи, что все интриги и войны правителей Семи королевств не имеют никакого значения, потому что с севера идет невообразимая тьма, настоящая армия апокалипсиса, которая сметет все на своем пути, если не объединиться и не дать ей отпор сообща. Именно поэтому большинство героев собрались в Винтерфелле — ради битвы, от которой зависела судьба всего Вестероса.

Вот только Король ночи оказался голым. Все напряжение и таинственность обернулись натуральным пшиком. Иные и их войско мертвецов оказались стереотипной армией тьмы, способной только переть напролом, не считаясь с потерями. Под стать ей оказывается и лидер, который в худших традициях второсортного фэнтези глупо подставляется под удар и гибнет в шаге от полного триумфа.

Но главное — осталось непонятным, к чему вообще стремились Иные и почему они напали на Вестерос именно сейчас? Каков источник их силы, и почему Король ночи оказывается неуязвим для драконьего огня, но умирает от одного удара валирийским клинком? Почему у самой страшной проблемы в истории человечества оказывается элементарное решение — вопреки духу саги Мартина, где нет простых ответов на сложные вопросы. Была ли хотя бы крупица истины в пророчествах жрецов Рглора? Приведет ли уничтожение Иных к концу долгой зимы? Все эти и другие менее принципиальные вопросы так и останутся без ответа. По крайней мере, пока не закончится книжная серия.

Почему Дейенерис стремительно превратилась в копию отца, а Бран, не сделав за весь сезон ничего путного, занял Железный трон?





Одной из причин, по которым книги Мартина и основанный на них сериал добились популярности, всегда были живые и интересные персонажи, которых писатель, а вслед за ним и создатели шоу, развивали вдумчиво и без спешки. Но в восьмом сезоне этот замечательный подход списали в утиль. Необходимость уложиться всего в шесть эпизодов вынудила авторов «Игры престолов» завершать сюжетные линии в страшной спешке, торопливо убивая одних персонажей, бросая других и ломая характеры третьих. Пожалуй, главной жертвой этого подхода стали Дейнерис и Бран.

Сразу надо признать: намеки, что Дени может пойти по стопам отца, умудрившегося своим безумием довести Семь королевств до гражданской войны, повторялись на протяжении всего сериала. Дейнерис нередко проявляла замашки тирана, действовала крайне эмоционально и не стеснялась натравливать драконов на тех, кто вставал у нее на пути. Поэтому сам сюжетный ход с ее окончательной моральной трансформацией не выглядит неуместным. Проблема в том, как он сделан — при помощи буквально пары невнятных сцен. Это не идет ни в какое сравнение, например, с эволюцией Джейме — куда менее важной для основного сюжета — которую нам показывали на протяжении нескольких сезонов. Более того, в последних сезонах Дени, вроде бы, двигалась совсем в другом направлении и постепенно превращалась в достойную правительницу. Она окружала себя разумными советниками и прислушивалась к их словам, демонстрировала готовность поступиться амбициями и идти на жертвы ради общего блага. И вдруг эту героиню резко разворачивают буквально на 180 градусов.

Совсем иначе, но не менее грубо создатели «Игры престолов» обошлись с Браном. И в книгах, и в сериале он всегда был одним из ключевых персонажей, путешествию на Север в поисках древней мудрости и магических сил было уделено очень много внимания. И все это привело… абсолютно ни к чему. Обладая знаниями многих веков и способностью заглядывать в будущее, в финале истории он ни разу ими не пользуется. Многие персонажи «Игры престолов» под конец стали абсолютно плоскими, но с Браном получилось особенно странно — весь сезон он просто пялится в горизонт. Что, впрочем, не мешает ему после крайне нелепой сцены выборов стать новым правителем Вестероса. Это, напомним, персонаж, который по местным традициям не имеет никаких прав на корону, не стремится ее получить, не может продолжить род и не известен никому в стране. Но все лорды дружно соглашаются на его кандидатуру, а выдвигает ее самый, вроде бы, умный из выживших персонажей саги, Тирион. Возможно ли еще более наглядно продемонстрировать, как под конец поглупели герои «Игры»? Ведь в реальном Средневековье, которым вдохновлялся Мартин, подобная политическая махинация привела бы если не к моментальному началу новой гражданской войны, то уж точно закончилась бы со временем династическим кризисом. Если Тирион не способен предвидеть такой исход, то грош ему цена как советнику.

Насколько сюжет сериала близок к задумкам Мартина?





Даже до того, как «Игра престолов» обогнала сюжет книжной серии, между сериалом и оригинальным циклом хватало расхождений. В экранизации отсутствовали или были существенно изменены некоторые сюжетные линии и персонажи, но в главном сюжет все же совпадал. Поэтому скорее всего в следующих книгах сохранятся ключевые повороты сюжета, знакомые по шоу.

Но множество деталей наверняка изменится. Например, в «Песне льда и пламени» скорее всего невозможно будет остановить армию Иных, убив ее предводителя. В книгах просто нет персонажа, аналогичного Королю ночи. По крайней мере, живьем он не появлялся на страницах «Песни» ни разу. Также в книгах жив как минимум один важный персонаж, который давно погиб в сериале. И он наверняка еще повлияет на события в Вестеросе. Ну и, наконец, мы уверены, что психологическое развитие персонажей Мартин сможет показать убедительнее, чем сценаристы «Игры престолов».

Развязка конфликта с Иными вроде бы дает веские основания предполагать, что события книг Мартина, когда они их все-таки допишет, будут заметно отличаться от показанного в сериале. В романах Короля Ночи не существует, а, значит, не получится остановить вторжение Иных, убив их предводителя. Таким образом, ход битвы за Винтерфелл в книгах явно должен отличаться от того, что нам показали в сериале.

Не слишком ли большой кредит доверия выделили людям, которые снимали “Игру престолов»?





Еще когда «Игра» только стартовала, наиболее прозорливые поклонники оригинала задавались вопросом: что будет, если события сериала обгонят книжные. Писатель был уверен, что у него достаточно времени, чтобы закончить шестую и седьмую части цикла, но создатели шоу Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс на всякий случай поинтересовались, какой финал он планирует. К сожалению, эта предосторожность оказалась не напрасной — сериал уже закончился, а новых книг Мартин пока так и не дописал. Поэтому, начиная с шестого сезона, Бениоффу и Уайссу пришлось полагаться на еще не реализованные задумки автора и собственную фантазию. Увы, это не пошло «Игре престолов» на пользу — история лишилась глубины и реалистичности, а персонажи из живых людей превратились в функции.

Короче говоря, оставшись без сильной литературной основы, Бениофф и Уайсс превратили самобытную и реалистичную сагу в посредственное фэнтези, в котором главным двигателем сюжета оказалась поразившая ключевых героев глупость. При этом будущее этих людей выглядит очень радужным, как бы не старались фанаты, призывающие на их головы различные кары. Например, именно этому тандему доверена новая часть «Звездных войн», которая после некоторого перерыва должна будет придать саге свежий импульс и, по слухам, расскажет об эпохе Старой Республики.

Заключительный сезон «Игры престолов» получился скомканным. Он не дал ответов на многие важные вопросы и оставил огромное количество поклонников разочарованными. Впрочем, это тот редкий случай, когда у истории будет второй шанс. Вполне вероятно, что, когда (если) Мартин наконец допишет книги, мы наконец получим получим финал, которого достойна эта история. Глубокий, сделанный с вниманием к деталям, психологически достоверный и продуманный. В общем, такой, какой была «Игра престолов», когда только начиналась.

Обсудить